Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности 31.01.2023
статья

Танага Ирина Анатольевна

для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности

В МБДОУ д/с № 39

 

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению. Несомненно, что эти навыки нужны и помогут ребёнку в будущем стать хорошо образованным человеком, имеющим перспективы развития в быстро меняющемся современном мире. Первый начальный этап – это развитие у детей навыков словотворчества. Это составление и рассказывание собственных произведений, например, рассказов (из личного опыта, из увиденного и услышанного в детском саду и дома), сказок собственного сочинения. Чтобы мотивировать данный процесс используем различные приёмы, например «кресло автора». Иногда это отличающийся от всех других детский стульчик ― специально оформленный, парадный. Иногда в этой роли выступает стул (кресло) воспитателя. Предназначается для исполнения детьми собственных произведений (рассказов, сказок). Также мы побуждаем детей не только рассказывать собственные истории, но и фиксировать их. Придуманный ребёнком текст мы записываем под его непосредственную диктовку. Записанное сообщение можно сохранить и потом многократно возвращаться к нему, перечитывая в группе или дома. Один из методов, оказавшихся весьма эффективным, имеет условное название «метод транзитного пассажира» (Л.В. Свирская). В его основе лежит вызывание и поддержка речевой активности детей. Предлагаем ребенку поиграть в «разведчика» или в «журналиста» (это будет зависеть от возраста, сферы интересов ребенка). Если ребенок согласен на игру с воспитателем, ему дается задание ходить по группе (или за пределы группы), смотреть, где и чем интересным занимаются дети и, постоянно возвращаясь к воспитателю - мастеру, рассказывать об увиденном. Эта работа требует не только согласия ребенка, но и культуры восприятия информации взрослыми. Цель не в том, чтобы подсмотреть что-либо недозволенное, а в том, чтобы увидеть интересное в играх и занятиях детей и побудить ребёнка рассказать об этом, подбирая точные слова и выражения. Мы записываем все сообщения, называем их «новости» или «разведывательные данные» и т.п., и обязательно находим для них достойное применение: в «детском журнале». Дети знакомятся с разными литературными произведениями, а также с рифмами и стихами. Исследовательская деятельность также эффективно используется как средство приобщения детей к истокам грамотности. В данном случае познание букв проходит через сенсомоторную деятельность. Например, можно исследовать буквы на вкус и цвет (выпекание и поедание печенья в виде букв). Действовать с буквами из разнообразных материалов ― пластмассы, губки, ткани, простой и наждачной бумаги; украшать свою букву (например, первую букву имени) или свое полное имя разными способами: штрихование, раскрашивание, лепка. Мы знакомим детей с историей и культурой письма, показываем разнообразные материалы и средства для письма: восковые или глиняные таблички, ткань и кусочки коры, заостренные палочки, гусиные перья, кисточки, уголек. Мы не только рассказываем об этом, но и даём детям попробовать, мотивируя желание и интерес к письму. Кроме того, в данной практике созданы условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, что усиливает развивающий потенциал взаимодействия детей и взрослых. Результаты, на которые направлена практика - у детей сформирована коммуникативная компетентность, дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, речь становится универсальным средством общения с окружающими людьми; - у детей развита связная, грамматически правильная речь: ребенок достаточно хорошо владеет речью, выстраивает свои высказывания в ситуации общения, может легко выражать свои мысли и желания; - дети знакомы с книжной культурой, историей и способами письменности, многообразием текстов, понимают тексты различных жанров; - у детей сформирована звуковая аналитико-синтетическая способность, дети могут выделять звуки в словах, у них складываются предпосылки грамотности. Большим подспорьем в работе с разновозрастной группой является работа в проектах. Комплексность содержания проектов дает возможность и младшим, и старшим детям найти то, что интересно для них, свое место в общем деле. Младшие дети получают многообразные стимулы для обучения и развития от старших детей, старшие дети, беря на себя руководящую роль, получают посылы к размышлениям и действиям от младших. Обучение ребенка происходит не только и не столько на формальных занятиях, сколько в активной, выбранной им самим деятельности, особенно совместной со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Шагалочка" по использованию в образовательной деятельности логостепа как средства развития речи и формирования предпосылок грамотности у детей дошкольного возраста

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать...

картотека игр на развитие понимания речи и предпосылок грамотности

Картотека игр на развитие понимания речи и предпосылок грамотности...

«Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности»

       Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, пос...

«Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности»

В настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взросл...

Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности.Методическая разработка

Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для...

Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности

Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности...

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотностиВ настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качестве...