Конспект НОД в старшей группе "Сувенирный образ России - Матрешка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Елисеева Ольга Ивановна

НОД для детей старшего дошкольного возраста, с использованием информационно-коммуникационных технологий может быть интересен воспитателям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_matreshka.docx792.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №40 «Березка»

КОНСПЕКТ НОД

в старшей группе

 «СУВЕНИРНЫЙ ОБРАЗ РОССИИ – МАТРЁШКА»

https://www.culture.ru/storage/images/37eeb65accb591c937596de568e03b4a/55a7c82ec51f70441211ff52363d1c60.jpeg

Воспитатель

Елисеева О.И.

г. Серпухов

Конспект НОД

 в старшей группе по познавательному развитию с использованием ИКТ.

Тема. «Символ России — матрешка»

Цель: формирование представления о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках – матрешках (Семеновские матрешки, матрешки из Полхова - Майдана, Загорские матрешки);

Задачи.

  • Закреплять знания детей об изготовлении русской матрешки как об одном из видов народных промыслов.
  • Развивать изобразительную деятельность и творческие способности; самостоятельность и активность
  • Закреплять умение использовать нетрадиционную технику рисования, пластилинографию.
  • Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, уважение к труду народных умельцев.

Предварительная работа: заучивание стихотворений и частушек к занятию, пословиц и поговорок о труде.

Материал: матрешка, костюм русский для воспитателя, презентация «Русская матрешка», аудиозапись русских народных мелодий. Заготовки фигурок матрешек, разные виды круп, гуашь, кисти, салфетки, клей.

Методы и приемы: беседа, рассказ, художественное слово, пословицы, физкультминутка, практическая часть, рефлексия.

Ход.

(Дети входят «в русскую избу» под аудиозапись русской народной мелодии

«Хожу я, гуляю». Их встречает хозяйка русской избы.)

Хозяйка: Проходите гости дорогие! Рада всех вас видеть. Я – хозяйка русской избы. Ко мне приходят мастера, которые создают поделки своими руками. Мастера России славятся умением во всем мире. Вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры?

И в России есть такой сувенир, он считается таким же символом нашей страны, как березка русская.

Отгадайте загадку:

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! Гармошка?

Нет! То русская…(матрешка)

Детская игрушка эта

Обошла уже полсвета!

Так, не много и не мало,

Символом России стала.

Конечно, это наша любимая матрешка! (показ на слайде матрешку)

Хозяйка: У этой куклы есть секрет. Такого секрета нет больше ни у одной игрушки.

Знают все ее загадку:

В ней хранятся по порядку

Краснощекие девчонки-

Ее младшие сестренки.

Я секрет тот тоже знаю-

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрешка, две… И вот

Матрешек целый хоровод.

Хозяйка: Существует много легенд о происхождении матрешки. В одной из этих легенд говорится, что однажды из Японии была привезена деревянная игрушка-кукла Дарума. Она изображала доброго старичка. Японская игрушка была с секретом: в старичке Даруму пряталась вся его семья- 3 вкладыша. Она очень понравилась нашему русскому мастеру, и он решил сделать матрешку. (Показ на слайда)

Первым мастером, который изготовил матрешку на токарном станке, считают Василия Петровича Звездочкина (Показ на слайде портрета)

Первым художником, который расписал матрешку, был Сергей Васильевич Малютин (Показ на слайде портрета)

Что представляла собой первая матрешка? Это была девочка в сарафане с черным петушком в руках. А в ней прятались еще 8 маленьких куколок. (Показ на слайда)

Вот так и родилась первая матрешка русская. С тех пор живет матрешка как русский яркий сувенир.

Шагает кукла по планете, и ею любуется весь мир. Прошло много лет, а матрешка до сих пор любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры, ее дарят друзьям на долгую память.

Матрешка - это любовь и дружба.

Физкультминутка:

Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)

Танцевать, танцевать вышли мы немножко – (притопы на месте)

Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)

А у нас, а у нас чистые ладошки – (хлопки в ладоши)

Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)

А у нас, а у нас новые сапожки – (поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд)

Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)

Танцевать, танцевать вышли мы немножко – (повороты с притопами вокруг себя)

Хозяйка: Так и стали ее называть матрешкой. Имя Матрена в переводе с латинского языка означает «матрона». А ласково – Матрешка.

Существуют 3 основных росписи матрешек.

Семеновская матрешка (Показ слайда). Ее отличает большой букет цветов в середине, край платка цепь небольших бутонов. Роспись этой матрешки – хохломская.

Полхов – Майданская матрешка. (Показ слайда) Самое яркое пятно - это фартук. На нем расцвел чудо- букет. Платок у нее яркий, юбка тоже.

Сергиев - Посадская матрешка (Показ слайда) У матрешки на голове разноцветный платок в горошек, завязан на узел. На кофточке надет сарафан с цветами по подолу.

Наши матрешки самые яркие, самые красивые. Чтобы изготовить матрешку, требуется большое мастерство.

Хозяйка: Алгоритм изготовления матрешки: (Показ слайда)

Сначала подбирают древесину.

Вытачивают фигурку на станке.

Покрывают крахмальным клеем, чтобы не было шероховатостей.

Готовят краски – яркие, сочные, разного цвета.

Просушивают.

Покрывают бесцветным лаком в несколько слоев.

Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (дети читают пословицы о труде).

Хозяйка: Приятно любоваться матрешками, но еще приятнее создавать красоту своими руками. Давайте украсим сарафаны матрешек. Проявите выдумку и фантазию.

На столах у детей лежат различные материалы для самостоятельной работы: изготовленные заранее объемные куклы из папье – маше. Дети украшают сарафаны матрешек разными изобразительными материалами.

Рефлексия

Хозяйка: Молодцы, потрудились все на славу! Какие красивые матрешки получились! А как нам их объединить? Давайте соберем наших матрешек в хоровод. Я думаю, что хоровод у нас получится веселый, задорный.

(работы выставляются на поляну вокруг русских березок).

Весь народ глядит в окошки.

Танцевать пошли матрёшки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «День России».

Воспитание любви и гордости к своей стране через формирование целостного восприятия  окружающего мира....

Конспект развлечения в старшей группе «День России»

Конспект развлечения в старшей группе «День России»...

Конспект НОД в старшей группе «Народы России»

Конспект НОД в старшей группе «Народы России» Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных ...

Конспект развлечения в старшей группе «День России»

Воспитывать любовь и гордость к своей стране через формирование целостного восприятия окружающего мира: посёлка – места, где ты живешь; России, как Родины – страны, где ты родился ...

Конспект НОД в старшей группе "День России"

Цель: воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.Задачи:Образовательная:- Способствовать формированию нравственно – патриотических чувств у дошкольников через любовь к Родине, родному ...

Конспект занятия в старшей группе "Защитник России - адмирал Ф.Ф.Ушаков"

Конспект занятия для старшей группы из цикла "Великие люди России" об адмирале Ф.Ф.Ушакове, с презентацией....

Конспект занятия в старшей группе «Цветы России (наш флаг)»

Цель: закрепить знания детей о символе России-государственном флаге, через коллективное изготовление аппликации.Задачи:- актуализировать знания детей о цветовом решении и расположении полос на го...