Специфика программы речевого развития детей раннего возраста: основные аспекты
статья по логопедии (младшая группа)

Наталья Сергеевна Гайворонская

 В статье анализируются особенности программы речевого развития детей раннего возраста, отмечаются основные аспекты в деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_programmy.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА ПРОГРАММЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация

 В статье анализируются особенности программы речевого развития детей раннего возраста, отмечаются основные аспекты в деятельности.

Ключевые слова

 Программа речевого развития, аспекты развития,  дети раннего возраста, семья, взаимодействие.

Для развития речевых навыков детей раннего возраста крайне важно развивать их по определенной программе, с учетом из возрастных особенностей восприятия информации.

Дети раннего возраста, посещающие дошкольные учреждения, активно развиваются под воздействием деятельности педагогов. Педагоги на данном этапе активно взаимодействуют с семьей, развивая детей совместными усилиями.

В сущности данного взаимодействия заложена идея, которая предполагает взаимодействие, где семья воспитывает ребенка, а остальные социальные институты призваны ей помочь в этом ответственном деле, оказать поддержку в воспитательной деятельности.

Процесс развития речи представляется достаточно сложным, именно поэтому важно для достижения наибольшего результата поддерживать взаимосвязь с семьей, самим ребенком, учитывать личностные особенности каждого ребенка [2].

Безусловно, именно семья всегда является для ребенка основой, той жизненно важной средой, которая неповторима по своему уровню воздействия и уникальна по следующим причинам, а именно:

Наивысшей силой воздействия ввиду безусловной биологической и психологической зависимости ребенка от собственных родителей;

Наивысшей потребностью и чувствительностью в общении дошкольника со взрослыми, которая выражается вперед потребности взаимоотношений со сверстниками;

Постоянством и стабильностью пребывания в семье, любовью и особой привязанностью к собственным родителям и иным членам семьи.

Согласно сказанного задачей ДОУ является вовлечение семьи в процесс по развитию речи, по развитию психических процессов у детей. Родители с их компетентностью и знанием индивидуальных особенностей своего ребенка могут оказывать решающее значение в позитивном процессе развития речи у ребенка.

Согласно сказанного очевидно, что дошкольное учреждение должно разработать комплекс мер, которые будут направлены на развитие речевого навыка у детей в активной взаимосвязи с их семьями [3].

Главными направлениями по развитию речевого навыка детей в рамках дошкольного учреждения являются такие как: проведение семинаров для родителей, проведение круглых столов по данной тематике, организация родительских уголков, индивидуальные беседы для учета личностных характеристик каждого воспитанника, а также проведение совместных игр и праздников.

Подобные мероприятия послужат не только отличным способом развить в родителях педагогическую компетентность по вопросу речевого развития детей, но и помогут мотивировать родителя на активное участие в развитии их детей непосредственно.

Для развития речи крайне важно обогащать детей знаниями об окружающей их природе. Дети раннего возраста очень мало знают о природных явлениях, их речь поэтому достаточно скудна. Согласно сказанного крайне важно помимо изучения природного объекта показывать его ребенку, чтобы он представлял по возможности наглядно изучаемый объект.

Так, например, если ребенок наблюдает за действиями няни в детском саду, то он может овладеть такими категориями, как: стирает пыль, убирает, моет, чистит. Необходимо также активно объяснять детям различия в схожих словах, к примеру: моет –протирает. Следует отмечать разницу в данных действиях. Дети в процессе игры в последствие могут начать активно применять данные слова, словосочетания, что является безусловно положительным результатом в деятельности педагога [3].

Когда ребенок только знакомится с группой, уместно задавать вопросы по типу: «Что ты видишь вокруг себя? Что есть у нас в группе? Дети тем самым называя, будут закреплять имена существительные, будут изучать названия предметов мебели, игрушек и прочих предметов.

Активно при этом дети изучают такие понятия, как: стулья, шкафы, книги, полки и прочее.

При рассмотрении предметов дети обращают внимание, что предметы различны по форме, материалу, размеру и прочим характеристикам. Все это также стимулирует активно речевые навыки [3].

Кроме того, при подготовке программы для развития речевых навыков ребенка крайне важно акцентировать внимание и на таких бытовых аспектах, как например, переодевание на прогулку.

Особенно активно в такую беседу необходимо вовлекать детей с проблемами в речи.

Например:

Маша, что у тебя в руках?

Девочка, может ответить шапка, косынка.

Далее педагог спрашивает, активно вовлекая в беседу: А какого цвета у тебя шапка, косынка?

Ребенок отвечает про цвет.

Далее, а кто тебе ее купил или подарил?

Мама купила.

Услышав такой разговор, другие дети тоже начинают активно рассказывать про свои шапки.

У меня шапка красная, а наверху два шарика.

А у меня шапка теплая и т. п.

Еще можно задавать вопросы: «Одинаковые ли шапки? Или чем они похожи? И чем отличаются друг от друга?», и т. д. Такие вопросы помогают детям закрепить названия предметов, увидеть их сходство и различие.

В процессе ежедневного общения все дети быстро запоминают нужные слова и активно употребляют их в своей речи.

При умывании также дети осваивают новые слова.

При составлении комплекса занятий по развитию речи следует ориентироваться на календарно – тематическое планирование занятий по развитию речи, для детей раннего и дошкольного возраста [4].

Предлагаемый комплекс включил в себя 10 занятий. Учитывая, что в неделю проводится 2 занятия, направленных на речевое развитие, рекомендации могут быть реализованы в течение пяти недель.

В основу разработки легли методы и приемы, предложенные Н. В. Нищевой, Е. И. Кабаченко, Л.Н. Пискуновой.

Таким образом, проведение предложенных занятий, на наш взгляд, может способствовать развитию речи воспитанников раннего и дошкольного возрастов.

В целом, очевидно, что для развития речевого навыка требуется непрерывная работа, которая будет постоянно стимулировать речевой аппарат ребенка. Все мероприятия важно проводить в комплексе, постепенно усложняя по мере взросления детей.

Список использованной литературы:

  1. Кабаченко Е.И. Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания / Кабаченко Е.И., Кабаченко Н.А.// Логопед. - 2015. - №4. -232 с.
  2. Нищева Н. В. Занимаемся вместе / Н.В.Нищева. - СПб «Детство пресс», 2015. - 240 с.
  3. Пискунова Л.Н. Программно - методическое обеспечение психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста с патологией речи в ДОУ / Л.Н. Пискунова, Е.Г. Сидоренко//«Проблемы развития детей в норме и патологии». - 2017. - №6 . -213 с.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М. А. - М.: Просвещение, 2015. -174 с.
  5. Чепурина И. В. Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики / И. В. Чепурина // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В этой статье освещены психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей....

Развитие детей раннего возраста.Основные виды занятий с детьми раннего возраста.

Развитие детей раннего возраста.Основные виды занятий с детьми раннего возраста...

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста.

Консультация для родителей. Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста....

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Программа профессионального саморазвития педагога «Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр».

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...