Особенности развития полоролевой социализации у детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polovaya_sotsializatsiya_netkalieva.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности развития полоролевой социализации у детей младшего дошкольного возраста

Неткалиевой Дианы Германовны

Тема: Особенности развития полоролевой социализации у детей младшего дошкольного возраста

План

  1. Теоретические аспекты изучения проблемы в отечественной дошкольной педагогике. Основные понятия темы
  2. Значение данного направления в развитии личности
  3. Задачи и содержание полоролевой социализации дошкольников
  4. Подбор материала и оборудования с учетом гендерных особенностей     Литература

1.        Теоретические аспекты изучения проблемы в отечественной дошкольной педагогике. Основные понятия темы

  Социализация - процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми - личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.

Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку).

Половое воспитание является одним из факторов полоролевой социализации. Полоролевая социализация рассматривается как процесс и результат общего и психосексуального развития, обусловленный конкретными социальными условиями, в ходе которого происходит усвоение в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентация и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола в рамках данной культуры.

Социализация - это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.

Цель социализации, т.е. формирование личностных качеств, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка.

Изучением  проблемы социализации личности занимались  философы (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологи и психологи (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагоги (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги.

Гендерные различия произрастают из объективной неоднородности мужчин и женщин в социуме, существующих полоролевых стереотипов, различий их ролевых функций (М.Ю. Арутюнян, В.П. Багрунов, Т.В. Бендас, И.В. Грошев, Н.Я. Привалова, Т.А. Репина, В.М. Русалов, Б.И. Хасан, Ю.А. Тюменева).

2.Значение данного направления в развитии личности

Проблема полоролевой социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание.

Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность: игровая, трудовая, художественная.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я - мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.

Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей.

Для реализации представлений о полоролевом поведении необходимо также организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу. Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги.

3.        Задачи и содержание полоролевой социализации дошкольников

Общие вопросы полоролевого воспитания являются неотъемлемой частью всех видов деятельности детей-дошкольников, начиная с группы раннего возраста, в том числе они являются и частью разных занятий с детьми - по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, физкультуре, изобразительной и трудовой деятельности.

Цель полоролевого воспитания человека (в широком значении) означает:

Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;

Формирование определенной модели поведения;

Правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

Работа с детьми должна быть направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач:

  • воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе, формировать в ребенке» внутренний взгляд» на себя как на объект познания и переживания. Закладывать основы для становления способности осознавать свои особенности, то, как они воспринимаются другими, строить свое поведение с учетом возможных реакций других людей;
  • поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;
  • воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними:
  • развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями:
  • создавать условия для практично-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществлять мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;
  • развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними. управлять своими эмоциями и поведением ;
  • обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института:
  • закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования;
  • углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов;
  • формировать здоровое отношение детей к половым отличиям отношениям лиц обоих полов, к факту рождения ребенка.

Воспитывая детей как представителей определенных полов и стремясь к достижению цели полового воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться основными принципами в этой работе. Это:

  • высокая духовная направленность;
  • комплексность, систематичность и постоянство воспитательных воздействий
  • перманентность полового воспитания;
  • опережающий характер воспитания;
  • учет круга общения детей и источников информации;
  • оптимальное использование всех возможностей.

Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:

  • организованные занятия (групповые, индивидуальные);
  • этические беседы:
  • игры:
  • момент общения с детьми;
  • прогулка, экскурсия.
  • самостоятельная работа детей;
  • решение моральных ситуаций и т.д.

4.Подбор материала и оборудования с учетом гендерных особенностей

Значительное место в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди них игры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощью педагога развертываются сюжетно-ролевые игры героической тематики (Л.В. Градусова). Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости». Их вовлекают в знакомые нам с детства русские народные игры «Верба-вербочка», «Прялица», где мальчики выбирают себе «невесту» из играющих девочек, иногда целуют ее. В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные чувства друг к другу. С удовольствием дети играют в аналогичные игры, распространенные в культурах других народов.

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, нужно обратить внимание на следующее:

На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;

На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр - «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я - папа»

Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам - девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад - вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой - то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков

Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив, таким образом, включение родителей и детей в сюжетно - ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно-разборные модели транспорта».

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.

Решение задач, связанных с гендерным воспитанием детей 3-4 лет требует вдумчивого отношения педагогов и родителей к подбору материалов и оборудования.

В условиях группового помещения детского сада нет возможности учитывать индивидуальные интересы каждого ребенка. Очевидно, что в групповом помещении стены, вдоль которых размещаются игровые зоны для девочек и мальчиков, должны быть светлыми, но могут быть разными, органично сочетаясь по цвету. Вместе с тем, при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, решающая роль принадлежит оснащению группы.

Первоочередной задачей, стоящей перед заведующей и воспитателями, работающими с детьми 3-4 лет, является создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды. Для этого необходимо проанализировать состояние предметно-развивающей среды в групповом помещении и привести ее в соответствие с примерными перечнями материалов и оборудования, которые разработаны учеными и представлены в указанном выше пособии.

Второй, не менее важной задачей, которую надо решать при воспитании детей 3-4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков. Рассмотрим решение этих задач более подробно.

Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений детского сада с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи маленькому ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она - девочка, а он - мальчик. Поэтому надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка.

В работе с детьми 3-4 лет, целесообразно использовать следующие маркеры гендерных различий:

  • дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков;
  • подбирать двух цветов полотенца для вытирания рук, стаканчики для полоскания рта, покрывала на кровати, мешочки для хранения обуви;
  • дифференцировать на спортивной форме метки для девочек и мальчиков и т.п.

В изготовлении маркеров гендерных различий должны принимать участие, как сотрудники дошкольного образовательного учреждения, так и родители. Но при этом основным требованием к деятельности, как педагогов, так и родителей, является индивидуальный подход к детям, учет их вкусов и привязанностей к изображению на метке и ее цветовому решению.

Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставит перед педагогами и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворять потребности и интересы детей.

Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание.

При подборе материалов и оборудования для игры необходимо руководствоваться, как задачами общего развития детей, так и теми, которые содействуют их воспитанию с учетом гендерных особенностей.

При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, мы предлагаем обратить внимание на следующее:

  • на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;
  • на достаточность и полноту материала для игр», в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;
  • на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр - «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Девочки 3-4 лет гораздо охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой. Мальчики этого возраста больше склонны играть с мягкими игрушками и тоже любят одевать их. У мальчиков при одевании мягких игрушек большой популярностью пользуются шапочки с шарфами и брюки с жилетами.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия. И если вначале ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я - мама, я - папа».

Когда у кукол и мягких игрушек привлекательный вид, воспитателю гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза, гладить и т.п. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам - девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие даже в том случае, если в семье они лишены этого.

Воспитателям надо позаботиться о том, чтобы обеспечить всех кукол и мягкие игрушки, которые находятся в игровом уголке группового помещения красивой сезонной одеждой. Одежда для игрушек должна быть яркой, но не пестрой, легко сниматься и быть с удобными застежками. Вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками.

Воспитатель предлагает девочкам и мальчикам назвать или указать на те игрушки, с которыми они хотели бы играть. После того, как мальчики и девочки осуществят свой выбор, воспитатель побуждает детей рассмотреть игрушки, которые выбрали мальчики и девочки.

В рассматривания игрушек, воспитатель стремится вызвать у детей расположение и симпатию к ним, желание участвовать в их обустройстве в группе. Так, например, можно предложить девочкам гуся, уточку с утенком, рыбок, лягушек и других животных, средой обитания которых является вода, разместить на специально подготовленной для этого ткани. Мальчики для игрушечной собаки со щенком могут сделать из коробки или конструктора конуру. Девочки игрушечную кошечку могут разместить в корзине или на подушке, половичке. Игрушки, изображающие обитателей леса (зайцев, лисицу, медведя и др.) желательно разместить на одной полке и рядом поставить одну или две маленькие искусственные елочки, которые будут выступать в качестве маркера символизирующего лес.

Воспитатель обязательно должен помочь девочкам придумать имена куклам, а мальчикам - клички животным.

С девочками воспитатель обсуждает расстановку мебели в игровом уголке и договаривается с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т.п.

С мальчиками воспитатель обсуждает расположение крупного деревянного конструктора и игрушечного «автопарка». Желательно заранее подготовить для маленьких «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом очень важно, чтобы у каждого мальчика был свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность. По окончании игры набор складывается и возвращается на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов.

Материалы и оборудование, которыми будут пользоваться девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов - заместителей и т.п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности.

При подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что девочки и мальчики 3-4 лет еще не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты.

Мальчики этого возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя роль сотрудника ГАИ, если наденут на себя плащ-накидки, милицейские фуражки и в руки возьмут полосатый жезл.

Девочки этого возраста также не могут осуществлять уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане. Для того, чтобы «приготовить обед» им необходима плита, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые она могут использовать в качестве «продуктов», доска для резки и т.п. При этом желательно, чтобы кастрюли были не маленькими и не из пластмассы, а по размерам и материалу соответствовали бы тем маленьким кастрюлькам, которые девочки видят дома. В игровом уголке должна быть раковина с «краном», полотенце для вытирания посуды. Если в социальном опыте детей используется посудомоечная машина, то и игровой зоне она обязательно должна быть представлена.

Для ухода за «ребенком» девочки нуждаются в ванночке, градуснике для измерения температуры воды, губке, полотенце, ковшике для ополаскивания после купания своего «младенца» и т.п. Обязательно должны быть созданы условия для «стирки» белья и его глажки, определено место для его хранения.

Для ухода за автомобилем, для его «ремонта» мальчикам необходимы протирочные материалы, инструменты, масло, бензоколонка и другие ролевые атрибуты.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики этого возраста, вначале под руководством воспитателя, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолет, пароход, вагон поезда и т.п. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п.

Крупный строительный материал требует много места, поэтому его лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках, на платформах где-нибудь в стороне от игровой зоны девочек, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины, которые мальчики используют в играх со строительными материалами.

Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти простые задачи. Важно понять, что ролевые атрибуты необходимы для развития детей 3-4 лет в игровой деятельности. К сожалению, для развития детей в игровой деятельности и для их воспитания с учетом гендерных особенностей, этого недостаточно. С детьми этого возраста в детском саду должен ежедневно играть воспитатель, а в семье - родители.

Список литературы

  1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. - 124 с.
  2. Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду: Как работать по программе «Детство». - Издательство: «Детство-Пресс», 2010. -288 с.
  3. Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М., 1993.- 265 с.
  4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: Учебная литература, 2008. - 160 с.
  5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М.: Академия, 1998. - 156 с.
  6. Репина, Т. А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек / Т. А. Репина // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 4.-28с.
  7. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. Москва - Воронеж, 2004. - 300 с.
  8. Соломенникова, О. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста / Соломенникова О., Н. Баранникова // Детский сад от А до Я. - 2006. - № 1. - С. 122 - 126.
  9. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: «ТЦ Сфера», 2008. - 96 с.
  10. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: «ТЦ Сфера», 2010. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование полоролевой социализации у детей младшего дошкольного возраста с учетом их гендерной идентичности.

Данная работа является презентацией  экспериментальной программы "Формирование полоролевой социализации у детей младшего лошкольного возраста с учетом их гендерной идентичности"...

Консультация для педагогов.Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения...

Особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (3 -4 года).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выпо...

Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителейОсобенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста...

Особенности развития ручной ловкости у детей младшего дошкольного возраста

Особенности развития ручной ловкости у детей младшего дошкольного возраста...