Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений дошкольников
консультация

Кузьмич Юлия С

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений

дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений

дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании

положительных взаимоотношений детей и формировании положительных

морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В

процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего

упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые

формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует

развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно

выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В

игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул

вошедшему, поблагодарить за услугу.

Уже трех- четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие

правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у

товарища, а попросить. В старшей группе при систематической работе с

детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны

контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому

себе. С этой целью полезно проводить кратковременные коллективные

беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы

играем».

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность,

целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей.

Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель – самостоятельно

подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша

тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться,

оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей

группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают

различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь

формируются такие качества, как доброта, заботливость.

В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей»

эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности.

Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей,

умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая

его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует

воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.

В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что

создает условия для развития коллективных взаимоотношений.

 Руководя сюжетно-ролевой игрой детей, педагог решает следующие задачи:

- воспитание желания и умения совместно играть;

-воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться,

распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);

- воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности

сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры

(во что будем играть), совместно производить определенные действия, не

мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать

возникающие конфликты.

Дети имеют обобщенные и дифференцированные представления только в

том случае, если они прежде осмыслят конкретные поступки. Поэтому

педагог должен привлекать ребенка к самостоятельному анализу отношений

со сверстниками, различных конфликтных ситуаций, которые возникают в

жизни самих детей.

Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре

ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом

отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между

большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная

потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих

интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется

реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга.

Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые

могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка,

создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению

отрицательных черт поведения.

Формирование правильных взаимоотношений включает развитие

организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения

руководить и подчиняться.

Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и

обязанностях организатора. Воспитатель учит детей приемам организации в

игре, помогает каждому решать определенные организаторские задачи:

сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных

случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать

мнение товарища», - говорит воспитатель детям.

В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя поразному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры,

малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но

не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре;

третьи – признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они

настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты.

Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все

дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми,

терпеливыми, уважающими чужую инициативу.

В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей,

поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно,

кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения.

Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал),

распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль,

принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и

вести игру. Но следует помнить, что старшие дошкольники еще не всегда

сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому

воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные

линии и новых действующих лиц. Таким образом, создается большой

коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой

группе детей свой организатор.

Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей

и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо

разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, те качества,

без которых невозможно развитие организаторских способностей.

Успех воспитания различных нравственных качеств – в систематичности,

возможном использовании любой педагогической ситуации.

Однако следует постоянно иметь в виду, что руководство ролевыми играми

детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не

только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения.

Руководя игрой, нужно решать и развивающие, и воспитывающие задачи.

Практические аспекты организации сюжетно-ролевых игр,

направленных на формирование межличностных отношений детей

дошкольного возраста.

В ребенок в сюжетно-ролевой игре продолжает осваивать ролевое поведение

как способ построения игры. Ролевое поведение ребенка усложняется:

появляется способность строить сюжеты с большим количеством

персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу

развития сюжета не одну, а несколько ролей.

Задача воспитателя в работе с детьми - переводить их к более сложному

ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в

соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и

обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка

«открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а

также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания

интересного сюжета, развивать межличностные отношения.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой

структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми

остальными;

2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете

количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем

участников.

Задачи развития сюжетно-ролевых игр:

1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о

жизни, труде людей, их отношений («Семья», «Магазин», «Больница»,

«Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки» и другие игры).

2. Способствовать отражению в играх сюжетов знакомых сказок и

мультипликационных фильмов.

3. Развивать умение обмениваться ролями в совместной игре с воспитателем,

включать детей в разные ролевые диалоги и изменять содержание диалога в

зависимости от смены ролей.

4. Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем

опыта в самостоятельные игры.

5. Подготавливать условия для создания игровой обстановки с

использованием реальных предметов и их заместителей.

6. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к

общему замыслу и согласованию действий.

Этапы организации сюжетно-ролевой игры

1. Подготовительный этап. Обогащение представлений о той сфере

деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре, - экскурсии,

наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с

людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

2. Основной этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к

игре»):

• определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание

событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

• создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и

художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского

коллекционирования;

• совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3. Заключительный этап. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого

ребёнок разговаривает. Подведение итогов.

Для организации сюжетно-ролевой игры оформляются игровые зоны группы

(«Семья», «Магазин», «Больница», «Транспорт», «Театр), в которых дети

самостоятельно по желанию выбирают игрушки. Все игрушки располагаются

так, чтобы создать условия для совместной деятельности и общения по

интересам небольшими подгруппами.

Нужно предоставить в пользование детям предметы для ряженья; элементы

костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями

любимых литературных персонажей. Это позволяет самостоятельно

воспроизводить в сюжетно-ролевых играх полюбившиеся эпизоды сказок,

мультипликационных фильмов.

Взаимодействуя с дошкольниками, воспитатель использует несколько

педагогических позиций:

• партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем

общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»);

• передачи опыта («Люди обычно это делают так»);

• обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается», «Я

забыла, как это можно сделать», «Кто может мне помочь в этом?»).

Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться

самостоятельными и чувствовать себя компетентными.

Таким образом, успех проведения сюжетно-ролевой игры возможен при

учете всех требований к организации.

Игра - это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В процессе игры

он живет. Действует как его окружающие. И это доставляет ему огромную

радость. Ребенок получает возможность самостоятельно действовать в

определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая

действенный и чувственный опыт, благодаря сюжетно-ролевой игре.

В сюжетно - ролевой игре складываются благоприятные условия для

всестороннего развития дошкольника, в этом возрасте складываются

отношения к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние сюжетно - ролевой игры на воспитание у старших дошкольников этики межнационального общения

В статье рассматривается проблема влияния сюжетно - ролевой игры на воспитание у старших дошкольников этики межнационального общения, а также такие педагогические термины как: сюжетно - ролевая и...

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей

 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей...

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей

 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей...

Влияние сюжетно-ролевой игры на психическое развитие ребенка

laquo;Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»  А. М. Горький...

Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на социальное развитие дошкольников»

личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного ...

«Влияние сюжетно - ролевых игр на процесс социализации старших дошкольников»

Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников.Социализация –это приобщение детей к социокультурным норма...