«Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством строительных игр в разновозрастной группе» Презентация опыта работы
материал

Тарасова Ирина Митрофановна

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством строительных игр в разновозрастной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 46

Усть-Кутского муниципального образования

666785Иркутская область, г.Усть-Кут, ул. МК-83, строение 3

телефон, факс: 8(39565)61271. E-mail:  mdoy_crr_ds46@mail.ru

Презентация опыта работы

«Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством строительных игр

в разновозрастной группе»

Выполнил: воспитатель

Тарасова Ирина Митрофановна

г.Усть-Кут

2019г.

В настоящее время очень много семей с единственным ребёнком, и такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками. На этом фоне разновозрастная группа имеет большой потенциал для развития коммуникативных компетенций как малышей, так и старших дошкольников. В ходе взаимодействия детей разного возраста происходит обогащение опыта детей межличностными отношениями – младшие учатся у старших, которые являются для них образцом поведения и организаторами их деятельности, старшие учатся помогать малышам, вовлекая их в свою деятельность. В основном их взаимодействие происходит в игре.

И большим, и маленьким детям очень нравятся строительные игры, они просты,  универсальны в своём использовании, доступны пониманию и организации в любом возрасте. Но у родителей не всегда есть возможность приобрести игровой строительный материал, тем более крупные конструкторы и модули

     В процессе наблюдений за детьми я увидела, что в условиях свободного общения дети старшего дошкольного возраста предпочитают общаться со сверстниками. Младшие же дошкольники больше стремятся к контактам со старшими по возрасту детьми (часто просто наблюдают за деятельностью старших детей), проявляют интерес и к совместной деятельности с ними и все дети любят общаться со взрослыми. При этом дети разного возраста имеют разный уровень коммуникативных навыков и уровень овладения игровой деятельностью. Этот фактор нередко приводит к конфликтам между детьми.

     Поэтому я решила организовать работу с детьми так, чтобы было интересно и малышам, и старшим дошкольникам, чтобы дети не ссорились, а, играя, обменивались опытом, учились друг у друга. И строительные игры в этом  просто незаменимы.

       В нашей группе  много разнообразного строительного материала, от мелких конструкторов до крупных модулей,  для них отведено большое пространство. Крупные модули, кубики и конструкторы расположены в общедоступных местах. Конструкторы с мелкими деталями («Лего», «Мозаики»), стоят на верхних полках, доступных для старших дошкольников и недоступных для малышей, так как маленькие дети могут брать мелкие детали в рот.  Работая с конструкторами, я организую как собственно конструктивную деятельность и стройку, но чаще как элемент, дополнение и расширение игрового пространства сюжетной, подвижной и других игр.  

      Руководить детской строительной игрой лучше всего, играя вместе с ними.  В игре я учу детей новым игровым действиям, способам общения, формирую моральные качества.

Однако, если постоянно играть с детьми, это может подавить их инициативу, привести к выжидательной позиции. Поэтому, наблюдая за  детьми, я просто стараюсь направить их действия,  предлагаю игры или сюжеты для игр, бывает для начала игры достаточно подсказки  («Машина-то у тебя без дороги» ), просьбы («Помоги построить дом для мишки»).

     Прямым и косвенным руководством я способствую объединению детей, учу их распределять роли с учётом возраста и игрового опыта, считаться с товарищами. При этом задачи ставлю по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям. Например, «Савелий, ты уже большой и много умеешь, научи Богдана строить крепость». Или обращаюсь с вопросом-просьбой «Дима, покажешь Даньке как играть в Лего?». Старшие дети нередко сами организуют малышей для игры, как правило, у таких детей есть брат или сестра, и для них привычна роль наставника. Я не прохожу мимо таких ситуаций, активно поощряю и поддерживаю детскую инициативу.

Младшие дети ещё недостаточно самостоятельны в выборе строительных игр, они с интересом наблюдают за деятельностью старших товарищей, потом я предлагаю им совместно построить башню синего цвета, маленький домик для зайки и большой дом для мишки, гараж для машины и другое, в процессе мы беседуем, малыши выбирают нужные детали и называют их, комментируют свои и мои действия.  Нередко к таким играм присоединяются старшие дошкольники. И уже они, а не я, помогают малышам осваивать азы строительных игр. В такой совместной деятельности дети учатся слушать друг друга, высказывать свои желания и считаться с мнение товарищей.

     Чтобы помочь детям в выборе темы для строительства, я часто использую  игрушки («киндеры», кукольные театры и другие). Мы выбираем и называем героев, подбираем нужный материал, сопутствующие детали, обыгрываем постройки, придумываем действия и диалоги  героев. Это может быть инсценировка хорошо знакомой сказки, например «Три медведя», где старшие дошкольники выполняют роль взрослого, а младшие им подыгрывают, или разыгрываем реальные истории из жизни, например «Как мы с папой строили горку». По ходу игры дети договариваются между собой, воплощают свой замысел, могут развить или изменить сюжет. И происходит совместное творчество больших и маленьких.

     Играя с тематическим стройматериалом «Город», старшие дети называют, а младшие показывают различный транспорт, беседуют о том, для чего нужны общественные здания (почта, магазин, больница). Большие дети привыкают слушать малышей, подсказывать и помогать. Малыши с большим удовольствием вступают в диалог.

     Важное условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы. Это не просто: ребенок, особенно в младшем возрасте, не всегда может поделиться со старшими детьми своими намерениями, не у всех хватает компетенций сформулировать и высказать свои желания. В таком случае я стараюсь помочь советами, вопросами, предлагаю старшим ответить на вопросы младших.  Для меня важно, чтобы дети проявляли  доброжелательность, тактичность по отношению друг к другу, помогали в случае затруднения, бережно относились  к творческой задумке друзей.

      Но при всем при этом, нельзя заставлять старших детей играть с малышами в принудительной, ультимативной форме. Дети должны иметь желание играть с другими детьми, как со сверстниками, так и с малышами.

     Бывает и так, что у детей есть интерес к сюжету игры, и знания, а игра не затевается. Тогда мы начинаем вспоминать и беседовать о совместных действиях детей с родителями, занятиях, прогулках, прочитанных книгах. Мои подсказки и советы будят в дошкольниках инициативу, развивают способность идти от мысли к действию. Игра приобретает реальную форму: большой дом вместо разрушенного теремка, ракета для полёта на луну, машина для путешествий  и другие. Однако я не настаиваю на том, чтобы задуманная игра была доведена до конца, её участники вправе переменить тему, или развить более интересный сюжет. Так теремок может превратиться в замок для принцессы, а ракета в большой корабль  для морской прогулки. Я помогаю детям осознать свою самостоятельность, радость от достижения игровой цели. С накоплением игрового опыта, дети усложняют постройки и содержание игры, я же помогаю им согласовывать свой замысел с другими, распределять роли и задачи соответственно игрового опыта и умений, стараясь сохранить их самостоятельность.

   

     Зачастую при строительных играх между детьми возникают конфликты и разногласия: старшие дети строят, малыши ломают. Так проявляется неумение младших строить из доступных деталей и играть вместе с другими детьми. Младшие действуют доступным им способом взаимодействия с игрушками, не понимая ценности чужого труда. В этой ситуации важно объяснить старшим поведение маленьких, сгладить отрицательные эмоции. Во избежание конфликтов можно выбрать несколько вариантов организации игры, например:

     - отвлечь малышей на другую игру

     - отвлечь малышей на такую же игру, помочь построить и всем  

       вместе восхищаться  постройкой малышей

    - предложить старшим детям помочь малышам

    - организовать совместную игру и радоваться результату      

       коллективного труда

    - всем вместе возвести постройку из мягких модулей и    

      вместе разрушить её, и снова построить

   

     Главное – обеспечивать дальнейшее развитие положительных отношений  в игре, поддерживать интерес к разным видам игр, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, способы взаимодействия, элементы игровой обстановки, игровые правила.

     Работая над темой социально-коммуникативного развития, я увидела: что совместная строительная игра помогла детям разного возраста объединиться. Старшие дети понимают, как и во что, играть с малышами, доброжелательны по отношению к ним, умеют толерантно относиться к недостаточному игровому опыту младших детей. Младшие дошкольники чувствуют себя комфортно и просто в роли наблюдателя, и проявляя высокую игровую активность.

      В процессе разновозрастного взаимодействия в строительных играх дети, как старшие, так и младшие, получают новые знания, привычки, умения, закрепляют и обобщают их. Старшие относительно младших являются более опытными, своего рода наставниками, а младшие, следя за поступками, поведением и деятельностью старших, быстрее адаптируются в обществе.  Разновозрастное детское сообщество создаёт эффективные условия для развития социальной компетентности дошкольников, а в процессе строительных игр дети получают важную дополнительную возможность в накоплении разнообразного игрового опыта и социального взаимодействия, речевого, интеллектуального и морального развития.

В дальнейшем я буду продолжать свою работу в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Формирование социально-коммуникативных умений у дошкольников посредством игры"

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому перед воспитателем стоит зада...

Развитие речи детей средней разновозрастной группы *(из опыта работы)

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Анализ практической работы показал, что число дошкольников с речевыми нарушениями велик. С целью решения ...

Развитие игровых умений у дошкольников посредством театрализованной деятельности, игр-драматизаций (из опыта работы)

Развитие игровых умений у дошкольников посредством театрализованной деятельности, игр-драматизаций (из опыта работы)...

План работы по самообразованию на тему: «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

План работы по самообразованию с детьми средней группы, целью которого является повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя....

Отчет по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Отчет воспитателя по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности у дошкольников посредством технологии «Клубный час»

Дети нашего времени живут и развиваются в совершенно новых условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются н...