10 февраля - День памяти Александра Сергеевича Пушкина
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Анастасия Никоненко

 

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Поговорим о Пушкине»

Цель:

  1. Воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина.

  2. Помочь ребёнку открыть мир литературы, заложить эмоционально – чувственную основу литературного образования дошкольника.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.

  2. Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (выразительность, музыкальность, точность).

  3. Побуждать детей применять свои знания в игре, точно передавая характер героя сказки.

  4. Продолжать учить читать выразительно стихотворения.

  5. Обогащать и расширять словарный запас детей

  6. Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе.

Предварительная работа: рассматривание портретов А.С. Пушкина, выполненных разными художниками; рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина; заучивание наизусть стихотворений, чтение сказок; дидактическая игра «Отгадай загадку и назови сказку» (по сказкам А.С. Пушкина).

Материал: портрет А.С. Пушкина; иллюстрации к сказкам.

Воспитатель:

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Воспитатель: Ребята, кто из вас может назвать автора этого стихотворения? (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Ребята – это прекрасное стихотворение написал А.С. Пушкин великий русский поэт. Портрет А.С. Пушкина всем знаком. Взглянув на это лицо с живыми ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, каждый скажет – это Пушкин. Наверное, нет человека, который бы не читал его произведений.

А.С. Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года, в небольшой дворянской семье. Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека. Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги. 

Укрывшись в кабинете

Один я не скучаю. 

И часто целый свет

С восторгом забываю.

Воспитатель: У Пушкина была особая страсть к поэзии, он, казалось, и думал стихами. Александр Сергеевич любил природу с самого раннего детства. В стихах о природе можно найти все четыре времени года. Послушайте, как о чудесном морозном дне написал в своём стихотворении Пушкин: 

Под голубыми небесами

Великолепными шатрами

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит

Пушкин написал чудесные стихи об осени.

Есть в осени первоначальной 

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный, 

И лучезарны вечера.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Воспитатель: Многие из вас уже слышали сказки «О попе и его работнике Балде», «О мертвой царевне и семи богатырях», «О золотом петушке», «О Руслане и Людмиле». По произведениям Александра Сергеевича Пушкина созданы мультфильмы и фильмы. А очень скоро вы сможете самостоятельно прочитать эти чудесные сказки. Он рано научился читать и уже в детстве начал писать стихотворения. На протяжение всей его жизни рядом с ним была его няня. Кто знает, как звали няню поэта? (дети дают предполагаемые ответы)

Воспитатель: Няню звали Арина Родионовна, она очень любила Александра Сергеевича, заботилась о нём, отдавая ему всю свою любовь. «Няня» - так всегда называл её поэт, она знала много сказок и народных песен, мастерски их рассказывала, а А.С. Пушкин записывал их. Одно из своих стихотворений он посвятил Арине Родионовне, оно так и называется «Няне» (воспитатель читает стихотворение «Няня»).

Воспитатель: Как вы думаете, прослушав это стихотворение, что можно сказать об отношение поэта к няне?

Дети: Можно сказать, что он очень любил свою няню, называл её голубкой.
Воспитатель: Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок, вы можете назвать, какие вы знаете? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель (уточняет): «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» (один ребёнок рассказывает детям  "Сказку о рыбаке и рыбке").

Воспитатель: Все сказки написаны просто и интересно. Ребята, а можно сказки А.С. Пушкина назвать волшебными и почему?

Дети: Да, потому что в его сказках животные разговаривают, мёртвая царевна оживает, а королевич может превратиться комара или муху.

Воспитатель: Правильно ребятки, а ещё у меня есть для вас интересная игра. Я называю слово, которое является частью имени сказочного персонажа или частью названия волшебного предмета, а вы должны назвать имя или название полностью:

Иван (царевич); мышка (норушка); лягушка (квакушка); зайчик (побегайчик); лисичка (сестричка); мишка (топтыжка); сестрица (Аленушка); братец (Иванушка); Конёк (горбунок); Жар (птица); Серый (волк); Василиса (Премудрая); Баба (Яга); Царевна (лягушка); шапка (невидимка); ковёр (самолёт); Кощей (Бессмертный); скатерть (самобранка).

Воспитатель: Ну, молодцы! А сейчас давайте отдохнём и поиграем.

Физкультминутка «Бабушка Яга»

В тёмном лесу есть избушка, (Дети шагают)

Стоит задом наперёд.  (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка, (Грозят пальцем)

Бабушка Яга живёт.  (Грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (Показывают пальцем)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки, горят.  (Покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят! (Поднимают руки вверх)

Воспитатель: Поэт давно умер, но слава о нём не умрёт никогда. Почти в каждом городе есть памятник А.С. Пушкину. Названы улицы, площади, театры, библиотеки. Есть город – названный в его честь, он так и называется город Пушкин.

Воспитатель: Так о ком мы с вами сегодня говорили?

Дети: О поэте Александре Сергеевиче Пушкине.

Воспитатель: Александр Сергеевич Пушкин великий русский поэт. Давайте пожелаем друг другу никогда не расставаться со сказками и стихотворениями поэта.

Это – гений, всех любивший,

Всё в себе в самом вместивший-

Всеобъемлющ и велик…

Ныне мы поэта славим-

И на пьедестале ставим

Прославляющий нас.

(Дети рассказывают стихи А.С. Пушкина)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 февраля - День памяти А.С. Пушкина

Печальная дата в российской истории. 10 февраля 1837 году скончался Александр Сергеевич Пушкин - величайший российский поэт. Имя и творчество которого широко известно во всём мире.Алексей Плещеев - Па...

Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным в детском саду "Василек" г. Сургут

Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным в детском саду «Василек»....

Тематическое занятие "День рождения Александра Сергеевича Пушкина"(фотоотчет)

quot;День Рождения Александра Сергеевича Пушкина"(фотоотчет)Цель: расширить представления детей старшего дошкольного возраста о творчестве А.С. Пушкина...

10 февраля День памяти А. С. Пушкина

Валентина Валерьевна познакомила детей с биографией Пушкина, с его произведениями. Детям была прочитана сказка о золотом петушке....

День памяти Александра Сергеевича Пушкина

В день памяти писателя, была прочитана, сказка "О рыбаке и рыбке" И сделана прекрасная аппликация...

10 февраля - День памяти Александра Сергеевича Пушкина..

10 февраля - День памяти Александра Сергеевича Пушкина....

тематический день в детском саду "День рождения Александра Сергеевича Пушкина"

6 июня в России отмечается день рождения Александра Сергеевича Пушкина.Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира. Литератур...