Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности
статья (подготовительная группа)

Тебякина Инна Петровна

В статье авторы рассматривают понятие «детское проектирование», эта технология стала популярной формой организации творческой активности воспитанников. Авторы акцентируют внимание педагогов на том, что грамотно организованная  проектно-исследовательская деятельность воспитанников предоставляет педагогу широкие возможности для решения развивающих задач. Проектная среда - это та среда, где каждый сможет себя проявить, самореализоваться. Авторы подводят к тому, что при помощи проектной деятельности можно грамотно и интересно познакомить дошкольников с историей родного края. В заключении авторы предлагают паспорт естественно-исследовательского проекта «Край мой Тамбовский…», который участвовал в Региональном фестивале-конкурсе «Это все мое – родное…» и занял призовое место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tebyakina_i.p.rotmanova_o.v.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности

Тебякина И.П., старший воспитатель; Ротманова О.В.,воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка», г.Тамбов, Тамбовская область

inna.ivanovainna@yandex.ru

Воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой Родины - эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего дошкольного образовательного учреждения. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Тамбовом, Тамбовской областью.

Краеведение - самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых воспитанниками знаний и умений. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Краеведение является своеобразной связующей нитью, тянущейся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой сферой для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов старших дошкольников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее и содержательнее будут знания дошкольников о своем родном крае, его лучших людях - профессионалах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Тамбовская земля по своей красоте и по своей духовной истории является одним из интереснейших уголков нашей необъятной страны. В ходе образовательной деятельности по краеведению через различные формы проведения можно показать традиции своего родного края, развить творческие способности старших дошкольников.

Метод проектов - это совместная  деятельность педагога, как  консультанта, и воспитанников, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

        Сегодня детское проектирование становится популярной формой организации творческой активности воспитанников. Проектная среда - это та среда, где каждый сможет себя проявить, самореализоваться. Грамотно организованная  проектно-исследовательская деятельность воспитанников Целью работы педагогов дошкольного учреждения является формирование у дошкольников умений  использовать приемы проектирования для  самоорганизации собственного  учения – «научить учиться».

 Для успешной работы над проектом воспитанник  должен владеть навыками планирования собственной деятельности, определения ее целей и задач, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы.

 Выделяют следующие этапы проектно-исследовательской деятельности (по Л.П. Виноградовой):

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • Определение целей и задач деятельности;
  • Поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;
  • Подготовка проекта(сообщение, доклад, реферат, альбом, стенгазета, буклет, презентация);
  • Защита проекта. Коррекция.
  • Оценка  деятельности. Рефлексия.

 Для продуктивной проектной деятельности  дошкольникам необходима особая готовность. Рассчитывать на полную самостоятельность детей дошкольного возраста преждевременно, поэтому роль воспитателя здесь особенно велика.  Я стараюсь выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно. Очень важно привлечь в союзники родителей. При этом не допускать, чтобы родители не выполнили всю работу за них. Привлечение родителей, как полноправных участников проекта, решает вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада. Строить проектную деятельность необходимо с учетом психолого-возрастных особенностей детей, с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовать воспитанников, усилить их природную любознательность и стремление исследовать неизвестное. В старшем дошкольном возрасте следует  использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению.  Обучение проектной деятельности будет эффективным, если  использовать местные ресурсы, т. е  различные формы и средства краеведческой работы. Ведь ребенку важно сначала  изучить свою малую родину, потом уже получать более обширные знания о         мире.

Естественно-научный проект «Край мой Тамбовский - твой я навеки…»

Инновационная идея проекта: создание путеводителя путешественника по Тамбовской области.

Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский

Тип проекта: краткосрочный (сентябрь-май)

Участники проекта: воспитанники 6-7 лет, педагоги, родители.

Разработчки проекта: творческая группа педагогов
МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» г. Тамбов, Тамбовская область.

Цель: Развитие элементарных естественно-научных представлений о Тамбовском крае посредством ознакомления с основами географии, на краеведческом материале.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с моделью: карта.
  • Учить ориентироваться по карте, находить города Тамбовской области на карте Тамбовкой области;
  • Знакомить с географическим положением Тамбовской области и городов региона на карте;
  • Знакомить с символикой, животным и растительным миром Тамбовщины;
  • Знакомить с промыслами родного края, промышленностью;
  • Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения, творческой активности;

Развивающие задачи:

  • Побуждать детей употреблять слова: карта, названия городов: Тамбов, Мичуринск, Котовск, Рассказово; ввести в активный словарь слово «первооткрыватели», «экспедиция»
  • Развивать любознательность детей, желание получать информацию о географии, открытиях
  • Развивать абстрактное мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость, патриотизм

Аннотация проекта:

Родной край – это маленький мир, с которого начинается знакомство ребенка с миром большим. Очень важно сформировать у детей понимание того, что их родной край является частичкой великой державы. И когда дети учатся любить и сохранять тот край, где они живут, они так же будут относиться к разным красивым местностям всей страны. География – это наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие понять устройство окружающего мира. При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. Изучая основы географии, он начинает фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире. Детям становится очень интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город, страна? Что происходит в других местах, что за люди там живут и чем они отличаются от нас?

Сроки и этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный этап ( информационно - накопительный) 

( сентябрь)

2 этап – Основной этап (организационно - практический)

( октябрь – апрель)

3 этап – Заключительный этап (завершающий)

(май)

Этапы реализации проекта :

  • этап: Подготовительный (информационно-накопительный)
  • Изучение интересов детей
  • Изучение научно-методической литературы
  • Изучение передового опыта работы коллег других образовательных учреждений .
  • Составление перспективного плана
  • Приобретение наглядно-иллюстративного материала: фотографий, атласа, физической и политической карты мира, карта России, карта природных зон России, Тамбовской области, плакаты природно- климатических зон России.
  • подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
  • подбор игр, упражнений по ознакомлению детей с географическими объектами
  • подготовка видеоматериала для показа презентаций, подбор видео «Модная география»
  • изготовление дидактических игр, создание игровых упражнений.
  • привлечение родителей к участию в реализации проекта.

2 этап: Основной этап ( организационно - практический)

Формы работы с детьми:

  • НОД
  • Беседы
  • наблюдения
  • опыты, экспериментирование
  • решение проблемных ситуаций
  • моделирование
  • словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие игры, подвижные игры.  
  • развлечения, КВН, досуги.
  • участие в викторинах, олимпиадах по географии на Всероссийском образовательном портале.
  • Итоговый этап (завершающий )
  • обработка и оформление материалов проекта
  • презентация проекта «Я на Тамбовщине рожден…» на педсовете и родительском собрании.
  • участие проекта в городском конкурсе конкурсе «Первые шаги в науку»
  • Создание мини-музея «Русский быт»
  • Создание путеводителя « Я на Тамбовщине рожден…»

Ожидаемые результаты:

  • овладение элементарными представлениями о науке география, как науке об окружающем мире.
  • формирование у детей элементарных естественно-научных представлений о России, о ее природных объектах, о многообразии городов и народов населяющих Россию и Тамбовский край.
  • умение ориентироваться на карте, находить географические объекты
  • динамика в развитии любознательности, познавательной активности, познавательного интереса.
  • повысился интерес к природе и бережное отношение к планете Земля.
  • пополнение словарного запаса географическими понятиями и терминами.
  • умение детей делать выводы, выдвигать гипотезы
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательной и творческой активности детей.
  • заинтересованность родителей в изучении детьми географии, накопление практических материалов.

Перспектива на будущее

Продолжать работу по познавательному развитию. В ходе реализации регионального компонента познакомить детей с географией других городов родного края.

Используемая литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.-М.: ЦГЛ., 2005
  2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.
  3. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  4. Дарешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5.  – 2004. С.19-22
  5. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С.8-9
  6. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных чувств дошкольников посредством театрализованной деятельности

Данный материал будет интересен воспитателям детских садов, старшим воспитателям, родителям.  Опыт работы представлен подборкой театрализованных игр, картотекой, перспективным планированием, конс...

Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МДОУ ДС № 39 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» С. ГОФИЦКОЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕСУРСА РОДНОГО СЕЛА....

Презентация "Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села".

Презентация "Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села"....

«Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

В консультации  раскрывается  методика  организации проектной деятельности по патриотическому воспитанию...

Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взр...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей стране за последние годы.  У детей искажены представл...