Педагогическая лекция "Я - воспитатель, а это значит..."
презентация

Педагогическая лекция - одно из конкурсных мероприятий в рамках "воспитатель года - 2016". В ходе него представлены основные направления работы педагога, ценности профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ped_lektsiya.pdf2.86 МБ
Файл ped_lektsiya_12.02.2016.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Педагогическая лекция.

Я – воспитатель, а это значит…

Добрый день, многоуважаемые члены жюри, коллеги и гости этой аудитории! Для меня большая честь выступить сегодня перед Вами.

Меня зовут Иванова Ольга Петровна и я воспитатель групп раннего и младшего возраста детского сада №7 «Семицветик» города Гурьевска.

Мой профессиональный путь к этой трибуне был достаточно долог. Получив высшее образование по специальности «педагогика и психология», работала в общеобразовательной школе психологом. Параллельно занималась повышением квалификации в области телесно ориентированной и арт терапии. По счастливому случаю я оказалась на образовательных курсах педагогов по программе раннего обогащающего развития «FasTracKids» (Быстро шагающий ребёнок), которая рассчитана на детей в возрасте от 0 до 8 лет. Позже интерес к занятиям с детьми раннего возраста привёл меня к профессиональной переподготовке в рамках дошкольной педагогики.

Чтобы понять, что значит быть воспитателем, нужно знать, к каким источникам обратиться за ответом. Помимо моральной и этической составляющей этого понятия, необходимо руководствоваться законодательными актами.

Определившись с критериями, характеризующими современного педагога, нам предстоит выделить объект его деятельности.

Современный мир непрерывно меняется. Дети растут и развиваются в условиях огромного информационного пространства. С самого детства их окружают разнообразные гаджеты, компьютеры, планшеты, телевизоры, интерактивные игрушки и т.д.

С целю выявить место и роль художественной литературы в жизни современного ребёнка, провела анкетирование среди родителей, которое показало, что современный родитель становится лишь сторонним наблюдателем социального становления и развития ребёнка. Родители и дети предпочитают проводить время за компьютером и телевизором, которые стали для детей основным источником информации.

В связи с этим выделена педагогическая проблема – как развивать познавательные способности и эмоциональный интеллект детей через восприятие художественной литературы и фольклора?

В своей работе я выделила основным видом деятельности восприятие художественной литературы и фольклора , так как это деятельность, в которой объединяются такие сложные психические процессы, как мышление, память, воображение, внимание, ощущения и эмоции.

С учётом индивидуальных, возрастных и психофизиологических особенностей детей раннего и младшего дошкольного возраста, можно выделить такие педагогические технологии, как:

1. логоритмика;

2. развивающие игры с песком и водой;

3. тактильный театр;

4. театральный этюд;

5. пальчиковая живопись;

6. технологии работы с пазлами.

Логоритмика.

Несмотря на то, что логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики, она нашла применение и в практике воспитателя, и в домашней работе родителей с воспитанниками. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Развивающие игры с песком и водой также имеют очень широкий возрастной диапазон и перечень решаемых задач и развивающих возможностей. Подобный вид работ будет способствовать также созданию благоприятного эмоционального климата в группе детей, развитию познавательной мотивации.

Неоспоримую пользу в развитии каждого ребёнка приносит театральная деятельность. Для обозначенного возрастного периода специфическим в применении можно назвать тактильный театр, который, наряду с традиционными задачами, решает такие, как развитие тактильной чувствительности, активного словаря, воображения, основных операций мышления, диалогической речи, образного и ассоциативного мышления, приобретение более сложных игровых навыков.

Способствует достижению социального благополучия воспитанников и такая форма работы, как разыгрывание театральных этюдов. Театрализованные игры в раннем возрасте основаны на подражании основным действиям человека, движений животных и птиц. Позже в работу вводятся этюды на выражение основных эмоций (развитие нравственно-коммуникативных качеств личности), этюды на воспроизведение основных черт характера, этюды на проигрывание общеизвестных бытовых ситуаций в жизни человека.

Пальчиковая живопись.

Польза рисования пальчиками для детей раннего и младшего возраста очевидна. Рисование таким способом прекрасно развивает мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребенка, обостряет восприятие цвета, границ изображения. Ребенок начинает творить исходя из своего возраста,

Широкий диапазон развивающих задач несёт в себе работа с пазлами и мозайкой. Организуя работу мозга, развивает пространственные представления, мелкую моторику рук, обеспечивает связную работу обоих полушарий и, конечно же, развивает усидчивость ребёнка. Организуя совместную работу с детьми по собиранию пазлов, необходимо начинать с самого простого, известного каждому ребёнку, сюжета, состоящего из двух частей. Например, это могут быть домашние или дикие животные, герои известных сказок.  Также полезно в самом начале составлять мозаику или пазл по заданному шаблону, чтобы учить малыша составлению соответствий. Такая работа открывает возможности для звукоподражания, развития активного словаря. Ситуация успеха, созданная совместным творчеством, побудит познавательную мотивацию, любознательность.

Красной нитью во всех описанных образовательных технологиях проходит основной в моей работе вид деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора. Введение в игровые развивающие ситуации сказочных героев стимулирует познавательный интерес, мотивацию к творчеству. Реализация всей образовательной деятельности, включая режимные моменты, сопровождается стишками, потешками и пестушками, которые, наряду с развитием речи, работают над развитием памяти, образного мышления, становятся эталонами норм поведения.

Реализации всех вышеуказанных педагогических технологий способствует принцип «образовательный зигзаг», в основе которого лежит переключение видов деятельности от практической части к анализу и синтезу новых знаний. Так, с помощью этого принципа, одну тему можно исследовать с разных сторон, применяя разные виды деятельности. Система вопросов по таксономии Блума будет способствовать развитию критического мышления, самостоятельности выводов и повышению практической значимости полученных знаний. Правильно заданная система вопросов станет ведущим фактором в развитии интеллекта, углубит знание и понимание знакомых ребёнку предметов и явлений, способах их применения и трансформации, а в дальнейшем – способность синтезировать новые идеи и оценивать их значимость.

Безусловно, делая акцент только на работе с детьми, успеха не достичь. В более успешном варианте – это система работы со всеми участниками образовательных отношений. Педагогам широко известны разнообразные формы работы с родителями, которые работают с разной степенью эффективности. Став участником реализации проекта «Наш ребёнок», я поняла, что главным в данной работе станет не авторитарное «поучение» родителей, а совместный процесс сохранения семейных ценностей.

В завершении лекции было бы логично сделать вывод по её основной теме. Я – воспитатель, а это значит… наверняка у каждого присутствующего в аудитории специалиста нашёлся не один десяток вариантов ответа, эмоциональных реакций на него. Приведу в пример английскую пословицу, которая частично сможет отразить мою позицию в этом вопросе – «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Всё равно они будут похожи на Вас».

Спасибо за внимание, я готова ответить на Ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя профессия - воспитатель, а это значит..."

эссе было написано к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе: "Я - воспитатель, а это значит.."

Данное эссе было написано мной на муниципальный конкурс эссе и заняло первое место....

ЭССЕ на тему: "Я воспитатель, а это значит..." Воспитатель Мокрова Елена Николаевна 2010 год. крова Елена Николаевна.

Воспитатель - это призвание.В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливает только из живого источника человеческой личности.К. Д. Ушинский....

Ты воспитатель, а это значит...

Данная работа раскрывает, каким быть должен воспитатель. Использовалась  мною как презентация на конкурсе "Воспитатель года"...

Ты воспитатель, а это значит...

 Каким быть должен воспитатель?...

Педагогическая лекция для родителей по развитию речи дошкольников "Почему молчат наши дети, или проблемы речевого развития у детей"

В лекции рассматриваются этапы формирования речи у детей, причины нарушений речевого развития и рекомендации по их предупреждению  для родителей. Также представлен материал по влиянию соврем...