Метод интеллект-карт в работе с дошкольниками
методическая разработка (подготовительная группа)

Ирина Ивановна@ Иванова
Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно: повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе; развить коммуникативные и творческие способности в процессе их учебно-познавательной деятельности; скорректировать знания; активизировать самостоятельную деятельность воспитанников. выявить причины затруднений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt_-_karty.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Применение метода интеллект-карт в образовательном процессе дошкольной группы» Воспитатель: Иванова И.И. Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 161 ОАО «РЖД»

Слайд 2

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а также познавательного развития . Одной из таких технологий является метод создания интеллект-карт, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

Слайд 3

Концепция интеллект-карт, предложенная в своё время Тони Бьюзеном , основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Тони Бьюзен –(англ. Tony Buzan , род. 2 июня 1943, Лондон) — психолог, известный писатель, автор методики запоминания, творчества и организации мышления, разработчик интеллект-карт — «карты ума (памяти)» ( mind maps ).

Слайд 4

В мир дошкольных технологий , интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей. Метод интеллект – карта - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Достоинства интеллект-карты перед другими методами обучения :

Слайд 5

Для работы с дошкольниками метод интеллект - карты был адаптирован кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко , которая предложила использовать его для развития связной речи детей.

Слайд 6

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде структуры , исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. Преимущества интеллект - карт левое правое Операции с последовательностями Линейное представление Операции с перечнями Операции с числами Анализ Логика Речь Пространственная ориентация Целостность восприятия Трехмерное восприятие Воображение Ритм Цвет Задействуют оба полушария

Слайд 7

Всем известно, что необходимо одновременное развитие обоих полушарий, так как каждое из них обеспечивает различные стороны единого психического процесса. Известно, что примерно до десяти лет у детей доминирует преимущественно правое полушарие, поэтому большинство дошкольников относится не к мыслительному, а к художественному типу. Именно поэтому применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения дошкольников.

Слайд 8

развивать психические функции (память, мышление и внимание); стимулировать речевую активность, развивать связную речь; развивать познавательную активность и любознательность; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать элементы самостоятельности и целенаправленности собственных действий; развивать творческую активность и воображение; развивать мелкую моторику рук; формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни; развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей. В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:

Слайд 10

Интеллект-карта позволяет , учит, способствует, развивает

Слайд 11

Их можно использовать практически везде, в разных областях жизни. А именно: Интеллект-карты в работе; создать общее видение проекта; создавать рабочие планы; планировать события, бюджет; подготовить план выступления, презентации; принимать решения; устроить мозговой штурм; генерировать идеи; создать мотивацию; написать цели; подготовить план переговоров; упорядочить мысли и идеи. Как можно использовать интеллект-карты?

Слайд 12

Правила создания интеллект-карт

Слайд 13

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами . Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

Слайд 14

1. Возьмите лист бумаги, расположите его альбомно , то есть горизонтально. Алгоритм составления интеллект-карты:

Слайд 15

2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.

Слайд 16

3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты.

Слайд 17

4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы, будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.

Слайд 18

Интеллект-карты в работе помогают : • создать общее видение проекта; • создавать рабочие планы; • планировать события, бюджет; • подготовить план выступления, презентации ; • принимать решения; • устроить мозговой штурм; • генерировать идеи; • создать мотивацию; • написать цели; • подготовить план переговоров; • упорядочить мысли и идеи.

Слайд 19

Интеллект карта «Времена года»

Слайд 20

Интеллект-карта « Зима- Весна »

Слайд 21

Осень Интеллект-карта «Домашние животные»

Слайд 22

Интеллект-карта «День рождение Деда Мороза» (подготовительная группа»

Слайд 24

Использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развитие детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

В статье говорится о том, что такое интеллект - карта и как можно её использовать в дошкольном образовательном учреждении....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников"

В работе раскрыт педагогический опыт применения интеллект-карт на занятиях по развитию речи старших дошкольников...

«Использование метода интеллект-карт в работе воспитателя и учителя-логопеда с дошкольниками с нарушениями речи.»

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.Метод интеллект-карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работ...

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...

Семинар для педагогов: «Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников»

Формирование компетентности педагогов в использовании метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников....

Применение метода интеллект-карт в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Применение интеллект-карт в работе учителя-логопеда. Опыт работы показывает весьма эффективным способом метод наглядных интеллектуальных карт. Интеллект-карта (с английского mind map можно переве...