Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "С чего начинается Родина?"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Берендеева Татьяна Ивановна

Конспект по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_0.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию

«С чего начинается Родина?»

Занятие проводится в подготовительной к школе  группе.

Тема: «С чего начинается Родина?»

Цель:

Продолжить формирование представлений о России, о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Пробуждать и поддерживать интерес детей к прошлому страны, родного края.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта, утварью русской семьи.
  • Обогатить словарь детей   новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
  • Расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, строить предложения.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов), синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»).
  • Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
  • Воспитывать интерес  и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Предварительная работа: 

  • посещение краеведческого музея, библиотеки,
  • рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов;
  • чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия»;
  • посещение мини-музея «Русский народный быт и промысел», беседы об экспонатах. 
  • разучивание пословиц и поговорок о Родине, родной земле,

родном доме, матери;

  • рассматривание иллюстраций, альбомов «Моя Родина -  Россия», «Как жили наши предки».
  • тематические выставки к праздникам и знаменательным датам.

Материалы и оборудование: Русская изба с предметами быта: печь, чугунок, ухват, крынка, половики, дрова, старинная посуда, самовар и т. д.;  дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для игры «Игра с лентой»; русский народный костюм для воспитателя, сарафаны для девочек и пояса для мальчиков.

ХОД НОД:

Дети сидят в русской горнице. Одеты в русские сарафаны, рубашки-косоворотки.

Воспитатель  ( в красивой, цветной шали) обращается к детям и гостям:

Ой, вы гой-еси, славные наши гостюшки,

Разлюбезные милые детушки,

Поговорим мы с вами о святой Руси,

О далёких временах, нам неведомых.

/слова сопровождает игрой на гуслях/

А поможет нам в разговоре-беседе волшебный цветик-семицветик. Вы знаете, что он может исполнить любые семь желаний. Но сегодня всё будет наоборот – вы сами будете исполнять желания-задания каждого лепестка цветика-семицветика. Хочу вас обрадовать: седьмой лепесток приготовил для вас сюрприз, но до него надо выполнить шесть заданий. Давайте постараемся ответить на все вопросы и тогда цветик-семицветик откроет для вас свой секрет.

Итак, отрываем первый лепесток.

Воспитатель:

Мы с вами живём в своё время. Мы любим свою Родину. Но как дерево не растёт без корня, так и у всякого народа есть свои корни – это его историческое прошлое, его предки.

Вопросы к детям:

-Объясните, пожалуйста, кто такие предки?

-Что означает слово «старина»?

-А что же такое Русь?

Задание: Подберите родственные слова к слову Русь /русалка, росяница, русло, русый, роса, Россия, руссы/.

Воспитатель:

Наша страна в разное время называлась по-разному: Киевская Русь, Московская Русь, Российская империя, Советский Союз. Теперь – Российская Федерация, Россия. И всегда наша Родина – Великая страна. Самая большая и красивая на свете. Есть в ней и вечные льды, и тайга, и горы, и большие реки, и моря. Когда в Москве встаёт солнце, на Дальнем Востоке уже ложатся спать. Мы гордимся величием России. А любим её просто за то, что она родная. А вот слово РОССИЯ   нам очень поэтично и красиво объяснил наш русский поэт С. Есенин:

«Россия! Какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то!»

-Вот мы с вами и выполнили первое задание.

Воспитатель:

Отрываем 2-ой лепесток.

/слова сопровождает игрой на гуслях/

В старину стародавнюю

Жили-были на Руси добры молодцы,

Раскрасавицы красны девицы.

Были у них добрые матушки,

Бородатые мудрые батюшки…

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию из рассказа «Русь».

Вопросы к детям:

-как одним словом можно назвать всех изображённых на картине?   (СЕМЬЯ)

-а как ещё можно назвать семью? – (РОД).

-Что означает  слово РОД?

-какие у вас есть родственники?

-кто самый уважаемый человек в вашей семье? Почему?

-как дети должны относиться к своим близким?

Задание: Придумайте однокоренные слова к слову «род» (родной, родина, родители, родня, родственники, родился, родимый и т. п.).

Отрываем третий лепесток.

Воспитатель:

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

-Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

-А вы знаете, что было главным в избе? (Печка)

- Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Вопросы к детям:

  -так для для чего же нужна была печь  в избе?

 ( В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать)

-а как вы думаете чем топили печь? (дровами)

Воспитатель:  Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.

- в какой посуде готовили русские хозяйки? (в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек)

Воспитатель:  ставят горшочек на  шесток . Ой, а как же поставить горшочек, в печке- то горячо? (Ухватом.)

Воспитатель: Правильно (предлагаю ребенку показать ухват все рассматривают)

Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом.

-Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.

-Как же в таком тепле молоко не прокисало? Дети как вы думаете, в чем русские хозяйки хранили молочко?

  ( В крынке).

Воспитатель: Правильно.  (предлагаю ребенку показать  крынку, дети рассматривают, обследуют, определяют из чего сделана , какая крынка)

Воспитатель Предлагает  детям  посмотреть на пол

-Чем покрыт пол? ( половиками)

-  А для чего пол покрывали половиками? (Для тепла).

-  Из чего же их изготавливали русские хозяйки?

   Вязали из разноцветных лоскутков ткани.(из старой одежды)

Посмотрите как чисто вокруг.

  Физкультинутка

-Давайте покажем, как хозяйки прибираются в избе.

Пол подметают, чистят щетками, моют, половики  трясут, печь белят, пыль вытирают и т.д.

Воспитатель:

Срываем четвёртый лепесток.

-Мы с вами уже знаем, что в древней Руси и сейчас в России живёт много родов-семей и у всех есть свои предки. А чем же занимались наши предки в старину, что умели делать? (строили дома, пахали землю, сеяли хлеб, сажали овощи, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили скот, пряли, ткали, вышивали, плели лапти, корзины…).

Воспитатель:

           Да, умели наши предки пахать, да косить,

Дома-терема рубить.

Умели холсты ткать,

Да узорными украсами их вышивать!

Игра «Назови старинный предмет»

Воспитатель называет современный предмет, а дети – старинный.

Дом – изба; ковёр – половик; кровать – полати, лежанка; шифоньер – сундук; скатерть – настольник; графин – горлач, кувшин; кружка – черпак, ковш; кастрюля – чугун; бочка – кадушка, дежка;  чайник – самовар; плуг – соха; туфли – лапти; шляпа – кичка, кокошник, платок и пр.; кукла Барби – куклы тряпичные, льняные, глиняные и т. д.

-Дети в древней Руси были такие же как вы любознательные, весёлые, любили играть в разные игры, петь песни.

Давайте и мы с вами поиграем

 А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)

Дети идут хороводом и поют.

                           Вышел Костя погулять,

                           Стал подружку выбирать,

                           Стал подружку выбирать.

                            Кому ленточку отдать.

                          (дети останавливаются).

                           Поклонись, поклонись,

                           Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:  «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку.Игра повторяется).

 Воспитатель:

Поиграли, отдохнули, давайте дальше заниматься,

Уму-разуму набираться.

Ведь в народе говорят: «Каков разум – таковы и речи».

Отрываем пятый лепесток.

 Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали,  как жили раньше люди.

 Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

 (Дети находят соответствующие картинки)

(Дети рассказывают по картинкам, если затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы)

- Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)

- Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

- Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

- Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

- Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Вот, наконец, срываем шестой лепесток-задание.

Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.

Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»

Вот он хлебушек душистый,

                   Вот он тёплый, золотистый.

                   В нём здоровье наше, сила,

                   В нём чудесное тепло.

                   Сколько рук его растило,

                    Охраняло, берегло.

                    В нём земли родимой соки,

                    Солнца свет весёлый в нём.

                    Уплетай за обе щёки,

                    Вырастай богатырём!

Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.

А наша русская печка в русской горнице пока вы занимались, испекла для вас хлеб – пышный да румяный. Угощайтесь на здоровье  вкусным хлебушком, да чайком из самовара.

(Под весёлую музыку Воспитатель  угощает детей хлебом и наливает чай из самовара).

Воспитатель:

Вот и остался на нашем  цветике-семицветике последний лепесток-сюрприз.

Но прежде чем получить сюрприз, послушайте слова  А. С. Пушкина, нашего знаменитого предка. А говорил он так:

«Гордиться славою наших предков не только можно, но и должно. Не уважать оной – есть постыдное малодушие».

- А вот теперь – за ваше старание, за знание, за интерес к прошлому, истории – получите обещанные подарки – три книги об историческом прошлом нашей страны «ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».  

- Вот и закончилось наше занятие – «синему морю на тишину, добрым людям на послушанье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы». Цели и задачи: воспитывать лю...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе: «Вербное воскресенье».

Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, традиций Вербного Воскресенья.Задачи:Образовательные:  Дать представления о празднике Вербное Воскресенье....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию в средней группе «Дорогами добра».

Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу.Задачи:1.Формировать умения делиться, уступать, быть добрыми.2.Развивать умения различать эмоции других людей и ориентироваться в своих собств...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Радость моя» (знакомство с житием преподобного Серафима Саровского)

Данное занятие проводится с детьми подготовительной к школе группы по теме "Радость моя". Проводя это занятие, мы знакомимдетей с житием святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца, ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию « Растопи холодное сердце»

Объяснить понятие  хороший поступок и плохой поступок; формирование уважение к общечеловеческим нравственным ценностям....