Анализ современных мультфильмов на оказание позитивного или негативного влияния на детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Козлова Елена Николаевна

Мной проанализированы современные мультфильмы с точки зрения, какое влияние они оказывают на наших детей. В помощь рекомендована брошюра под названием «Детство под угрозой: вредные мультфильмы», при подготовке издания которой использовались материалы исследований и рекомендации специалистов педагогов- психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mult.docx50.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мне было предложено проанализировать современные мультфильмы с точки зрения, какое влияние они оказывают на наших детей. В помощь рекомендована брошюра под названием «Детство под угрозой: вредные мультфильмы», при подготовке издания которой использовались материалы исследований и рекомендации специалистов педагогов- психологов.

Психолог Ирина Медведева рассказывает: «Не знаю, как вам, а мне в последние годы нередко попадаются четырех-пятилетние дети, которые выглядят заметно недоразвитыми. Они не понимают простых вопросов, а в ответ или молчат, или несут какую-то бессмыслицу. Эти дети, с одной стороны, очень застенчивые, полные страхов и в то же время невероятно конкурентные, показывают из себя «крутых». Стыдясь проявить себя с лучшей стороны (например, рассказать о том, что они сегодня сделали приятного маме), такие ребята без каких-либо проблем кривляются в присутствии малознакомых взрослых, дразнятся, громко хохочут, демонстративно повторяя разные бессмыслицы, а иногда и непристойности. И наотрез отказываются придерживаться каких-то правил и преодолевать трудности. Даже минимальные. На вопрос, у кого ребенок перенял такие модели поведения, одни родители в ответ пожимают плечами, а другие говорят о плохой наследственности (чаще не своей, а второй половины) или о плохом влиянии детского сада. И потом выясняется, что эти дети с раннего возраста играют в компьютерные игры или смотрят мультфильмы западного образца.

Еще в 70-е годы XX столетия психологи установили, что модели поведения, которые демонстрируют герои экрана, имеют огромную привлекательность. Особенно для молодых зрителей с неустойчивой психикой и еще не сформированной системой ценностей. Поэтому, когда хулиганское поведение на экране никак не наказывается, то дети будут ему подражать.

Рассмотрим на конкретных мульт., чему и кому будут подражать наши дети после их просмотра.

При слове покемон мне представляется безобидная, милая, желтая, плюшевая игрушка. На самом деле, покемоны переводится как карманные монстры.Суть одноименного мультфильма – победить дикого покемона с помощью ручных покемонов. В процессе драк друг с другом покемоны развиваются – их силы и возможности увеличиваются, у них появляются новые способности. То есть их рост заключается в том, что они уничтожают друг друга, причем делают это азартно и мастерски, в духе украшенного садизма. Отождествляясь с главными героями, дети постепенно перенимают агрессивные модели поведения.

На вопрос «почему вам нравится мультфильм «Спанч-Боб» или «Губка Боб квадратные штаны» дети отвечают -- «В этом мультике все как бы сошли с ума». Сериал поражает своими примитивными шутками наподобие таких: постучали друг другу по голове, бросили мороженым в стекло. Или другое: Губка и его друг десять раз не могли влезть в автобус, потому что в очереди Губка то заснул, то конфетку себе в ухо засунул, то съел фонарик. Так что не удивляйтесь, если вашему ребенку после просмотра сериала придет в голову засунуть себе что-нибудь в ухо. А это, согласитесь, довольно опасно.

Психолог-консультант Ольга Сташук считает этот мультфильм очень примитивным и указывает, что мир аутистов более богат и логичен, чем мир Губки Боба. А если целью родителей является отупение ребенка, то «Губка Боб» – это наилучший помощник.

Следует заметить, что некоторые зрители склоняются к мысли, что в сериале есть много намёков, которые характерны для гомосексуалистов. Так Губка Боб живет в «мире мужчин», где женщинам нет места, или же лица женского пола изображаются крайне уродливо и негативно. Практически всё свободное время он проводит вместе со своим другом – розовой морской звездой Патриком, который постоянно ходит в нижнем белье.  Губка Боб и морская звезда Патрик часто держатся за руки и явно испытывают влечение друг к другу, они усыновляют маленькую устрицу и вместе присматривают за малышом. При этом Губка Боб является так называемой «матерью», а Патрик – «отцом».

Не так давно пользовался огромной популярностью мультсериал «Феи Винкс». Героини  изображены с аномально длинными ногами, глазами на пол-лица, выпирающими губами, распущенными волосами и в более чем откровенных нарядах. Сюда еще можно добавить высокие каблуки и огромные платформы, непропорционально широкие бедра, и чрезмерно узкую талию, толщиной с предплечье.  В каждой серии главные героини по несколько раз переодеваются и постоянно повторяют фразу «какая ты красивая». То есть вот этот анарексичный и вульгарный образ начинает у ребенка ассоциироваться со словом красота.

Думаю, вряд ли кто-то из родителей захочет, чтобы его дочь щеголяла в подобном наряде. Все поведение героинь, которые по мультфильму уже достаточно взрослые девушки, можно назвать пропагандой инфантилизма – они остановились в развитии в возрасте 5-7-ми лет, им недоступны логические заключения, и они не хотят и не умеют думать.

А самое главное, что все свои проблемы главные героини фильма решают с помощью магии. Даже вечеринки они организовывают не сами, а просто делают взмах рукой и появляется накрытый стол, музыка, украшения и т.д. В результате у детей, воспитанных на таких мультиках, при встрече с любой проблемой начинаются истерики и крики. А как еще они должны реагировать, если они тысячу раз видели, как все просто решается по мановению руки, а в жизни так  не получается.

Производители популярного мультфильма «Монстер Хай» не скрывают, что на создание героев этой серии их вдохновили фильмы ужасов и истории о чудовищах. Главные героини мультфильма – это дочь оборотня, дочь зомби, дочь морского монстра, дочь мумии, дочь графа Дракулы и дочь Франкенштейна. Хотя по сюжету все эти героини и обучаются в школе монстров, но сама учеба для них – это повод поразвлечься, и с процессом получения знаний это никак не связано. Вместо учебников героини в основном читают глянцевые журналы. Всё, что интересует главных героинь мультфильма: это мальчики, внешний вид,  то, какое они производят впечатление на окружающих и вечеринки. Единственного по сюжету умного персонажа, обладающего тягой к знаниям, создатели мультфильма изобразили недоразвитым, не умеющим говорить, а только мычащим с перекошенным лицом и отвисшей челюстью.

Здесь всё посвящено загробному миру: гробы, черепа, признаки разложившейся кожи у героинь, оторванные конечности, цвета, как у мертвецов. В какие игры играют дети после таких ужасов? А излишняя прикованность внимания к теме смерти, ее десакрализация и гламурная подача в подростковом возрасте может привести к попытке суицида.

Радует то, что все вышеуказанные мульт-мы иностранного происхождения и сейчас все реже появляются на экране. «А вот отечественный производитель не будет засорять мозги наших детей всякой вредной ерундой», -- думаем мы и будем правы только отчасти. На мой взгляд, в целом современные российские мультфильмы создаются с пользой для детей, например, «Лунтик», «Смешарики», «Фиксики»,

 «Маша и Медведь» --отечественный мульт-м, который с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Что же опасного может быть в этом популярном мультсериале?  – скажете вы, глядя на этого невинного медведя и маленькую девочку Машу. Но обратите внимание на поведение Маши. В каждой серии эта малютка управляет большим медведем, как хочет. И он покорно выполняет все её прихоти. Так чему же учатся маленькие дети во время просмотра этого мультфильма?                                                                        

Как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных – все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна.

Девочка «стоит на ушах» – прыгает на постели, мешает спать взрослому, мешает заниматься делами, требует постоянных игр и развлечений, никакой созидательной деятельности, никакой помощи взрослому, никакого уважения и т.п.

Показано типичное поведение избалованного ребенка-эгоиста «без ограничений и рамок», где его родители являются по жизни «номером шестнадцать» – только инструментом для добычи игрушек и развлечений.

detstvo pod ugrozoj 11 Детство под угрозой: Вредные мультфильмы

Но самое главное не то, что показывают  ребенка, не умеющего себя вести, а то, что в м/ф взрослый не делает никаких попыток пресечения такого поведения. Он потакает ребенку: дает сладости, чтобы хоть немного отдохнуть, «ведется» на мнимые слезы…  короче, не показывает, что делать можно, а чего нельзя. Не показывает где «плохо», а где «хорошо», не воспитывает, а «плывет по течению», идет на поводу у ребенка.

Это самый главный вирус м/ф. Что видят дети, смотря его: что можно бесконтрольно вести себя и тебе за это ничего не будет. Наоборот, получишь сладости, подарки, исполнение желаний.

Все это замаскировано искрометным юмором. Смотреть фильм действительно «прикольно», и это отлично помогает внедрению закладок в сознание ребёнка.

Побыть в роли Маши мечтает каждый ребенок, и в этом успех мультсериала. В роли Медведя – абсолютной жертвы – чаще оказываются родители или бабушки-дедушки, которые всё позволяют и всё прощают своим любимцам. Маша ведет себя спонтанно, но совсем не принимает правил, которые необходимы для нормальных отношений в семье или в обществе. Поэтому рано или поздно, учитывая популярность и заразительность поведения Маши, дети будут подражать главной героине и, говоря прямо, сядут вам на голову. А в будущем не сумеют строить нормальные семейные отношения. Ведь кроме хулиганского поведения этот мультфильм на подсознательном уровне программирует девочек на доминирование и потребительское отношение к людям.

А вот еще один не менее популярный отечественный мульт-м о былинных русских богатырях. В период с 2004 по 2012гг вышло 5 серий этого полнометражного мультфильма. Создание художественных произведений для детей на основе народных былин – задача достойная. И на первый взгляд кажется, что новые картины продолжают старые традиции советского анимационного кино и даже идут вперед: с первых кадров на экране мелькают золотые маковки церквей, появляются краснощекие девицы в сарафанах, звучит былинный стих про непобедимую Русь-матушку. Вроде бы можно звать детей и смотреть семейное кино, уютно устроившись в кресле, но, как водится в сказке, не тут-то было…

Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: готовность к самопожертвованию, отказ от личной жизни во имя блага своего народа и т. д. Русская былина гласит: «Дни, месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую…» . Если в былинах Алеша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то «мультипликационный» как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами, как говорится, сила есть… В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша «по простоте душевной» использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же «нечаянно», сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек.

Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон «мультипликационного» богатыря: «Я понятно объясняю?», «Упал – отжался». Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет затворником на дальней заставе: у него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет «любой каприз». В народных былинах о женщинах сказано крайне мало. В основном это верная подруга, та, которая готова вечно любить и ждать, то есть, так же как и богатырь, она готова к самопожертвованию. В мультфильмах женщины ведут себя не в пример активнее. Забава, которую просватали за нелюбимого, начинает просчитывать, а может, нелюбимый не так уж и плох, коль у него денег-то много. И, кстати, здесь для сравнения можно вспомнить царевну Забаву из советского мульт-ма «Летучий корабль», которая предпочла ослушаться царя-отца и улететь с бедным, но любимым  Иваном, чем выйти замуж за богатого, но нелюбимого Полкана.

Т. о, наделяя былинных героев  «современными» характерами, авторы совр. м-ма создают комический эффект: богатырь становиться смешным. Разрушается его идеальный образ, ничто человеческое ему не чуждо.                          Из-за своей алчности  «герои» попадают в нелепейшие ситуации. Но быстро просят прощения – и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к «маленьким человеческим слабостям», а вот к чему уж нужно относиться непримиримо, по мнению авторов, – так это к физической немощи, потому что основными объектами для шуток всякого рода в мультфильмах становятся старики и старухи: то им стрела вонзится в зад, то лошадь лягнет, то чем-нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую используют вместо орудий. А уж как лихо высмеяна старческая рассеянность и забывчивость на примере состарившегося богатыря Святогора, точно страшнее порока у человека и быть не может!

Происходит подмена ценностей: черное становится белым, а белое черным.

Для тех родителей, которым не все равно, что смотрят их дети, авторы брошюры предлагают классификацию признаков вредного мультфильма, на основе которой родители самостоятельно могут определить, вреден мультфильм для ребёнка или нет. Наличие одного или нескольких признаков вредного мультфильма служит основанием для того, чтобы не показывать этот продукт своим детям:

  1. Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора.

  1. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.

  1. В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведении.

  1. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям. Это может быть глумление над старостью, немощностью, слабостью, физическими недостатками, социальным и материальным неравенством, т.е. происходит  подмена понятий добра и зла, когда зло оправдывается, а добро показывается в невыгодном, ущербном свете;

  1. В мультике культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», нужно избегать трудности и достигать цели любым путем, без труда или даже обманом.

  1. В сюжете высмеиваются и показываются с неприглядной стороны ценности семейных отношений. Дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми. Герои-супруги ведут себя по отношению друг другу подло, неуважительно. Пропагандируется идеал индивидуализма и отказа от почитания семейных и супружеских традиций.

  1. В фильме присутствуют сюжетные линии, презрительно описывающие всё, что связано с материнством и рождением, воспитанием детей. Материнские образы выглядят отталкивающе, их образ жизни показан как ущербный и неполноценный

  1. присутствие в сюжете попыток подмены понятий добра и зла, когда зло оправдывается, а добро показывается в невыгодном, ущербном свете;

  1. наличие в картине приёмов десакрализации табуированных в нравственном обществе тем: насмешки над смертью, глумление над верой.
  2. наличие в фильме элементов открытой пропаганды или замаскированной лояльности к нетрадиционным сексуальным отношениям;

И все-таки хочется закончить на позитиве и сказать, что сейчас на наших экранах количество светлых, добрых, правильных мульт-в преобладает. Например, такие как «Лунтик», «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины», «Ми-ми-мишки», «Аркадий Паровозов»,

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Создание мультфильма, как способ развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста"

Цель: Обновление педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка и раскрытие его познавательных, художественных и творческих возможностей, через создание мультфильмов в услов...

Формирование позитивных установок к труду у детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру профессий родителей

Проблема формирований представлений дошкольников о мире труда и профессий своих родителей и ближайшего окружения недостаточно разработана в дошкольной педагогике. Согласно ФГОС ДО в образовательной об...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Создание мультфильма, как способ развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Мы живём в стремительный век развития информационных технологий. Умение получать и грамотно обрабатывать информацию является главными её приоритетами....

"Современные игрушки и их влияние на детей дошкольного возраста"

Психологи в России бьют тревогу.  По их мнению, современные игрушки могут быть не только опасными для физического здоровья ребенка, но самое главное, психического, вызывать у детей...

Рекомендации для педагогов по созданию позитивного психологического климата в группе детей дошкольного возраста:

В дошкольном детстве соблюдение прав ребенка на охрану здоровья имеет особое значение, ведь здоровье зависит от эмоционального состояния детей. Именно поэтому, мной были разработаны рекомендации для п...

Рекомендации для педагогов по созданию позитивного психологического климата в группе детей дошкольного возраста

В данной статье я предлагаю рекомендации для педагогов по созданию позитивного психологического климата в группе детей дошкольного возраста...

Картотека по снижению агрессивного поведения и негативных эмоций у детей дошкольного возраста.

   Комплекс упражнений помогает создать позитивное эмоциональное окружение, обучая детей справляться с негативными эмоциями и агрессивным поведением. Регулярное использование упражнен...