Консультация для педагогов: "Особенности занятий с детьми раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Шнайдер Жанна Николаевна

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_zanyatiy_s_detmi_rannego_vozrasta.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

Особенности занятий с детьми раннего возраста

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы

построить работу наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять

себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т.д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

  1. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

  1. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

  1. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

  1. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.

Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).

  1. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

  1. Необходимо контролировать длительность занятия.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

  1. Необходима четкая структура занятия. Необходима смена видов деятельности.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

  1. Гибкость.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения — отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

  1. Перенос знаний.

Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

  1. Малышам необходима положительная оценка их деятельности.

Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух — это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука. Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) — важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы, ее нужно развивать с первых лет жизни.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность:

- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;

- звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;

- звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.п.;

- транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т.п.;

- звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

- звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Развитие речевого слуха

Речевой (фонематический) слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить — произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):

- Восприятие со зрительной опорой: ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.

- Слухозрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.

- Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят), а только слышит голос.

Цель развития речевого слуха редко ставится изолированно. Обычно речевой слух развивается параллельно с речевым подражанием: ребенок не только внимательно слушает, но и старается повторить услышанное (см. раздел «Развитие

речевого подражания», с. 191). Кроме этого, ребенок старается не только услышать слова и фразы, но и понять и запомнить их (см. раздел «Развитие понимания речи», с. 167).

Развитие речевого дыхания

Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Итак, речевое дыхание — это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

Предлагаем следую. этапы развития речевого дыхания:

- пропевание гласных звуков —А, О, У, И, Э;

- длительное произнесение некоторых согласных звуков Ш,Ж,Ф,Х;

- произнесение слогов на одном выдохе;

- произнесение слов на одном выдохе;

- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

- чтение стихотворений;

- пение песенок;

- выразительный рассказ, пересказ текстов.

Развитие движений и двигательных навыков в детстве.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.

Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы:

- движения и действия, совершаемые всем телом: умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др.;

- движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты — нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку и плоскогубцы, умение шить и вязать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, стирать, печатать, готовить еду, гладить и складывать одежду и др.

Мы советуем обращать больше внимания на развитие умений и навыков (особенно ручных действий) уже в раннем возрасте. Это не только укрепит руки малыша, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе. Такую работу надо продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Развитие понимания речи.

Создание речевой среды

Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание Речевой среды вцелом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

- постоянный разговор с ребенком;

- единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;

- определенные требования к речи окружающих взрослых;

- постепенное усложнение речевого общения;

- организация специальных речевых игр и упражнений.

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях так и в ходе специально организованных игр и упражнений.

Накопление пассивного словаря.

Пассивный словарь в контексте нашей книги — это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.

Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам

Имена существительные

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжками др.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

Глаголы

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит; [листья] падают и др.

Прилагательные, наречия

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Предлагаемый словарик не является строгой рекомендацией, тем не менее дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребенка понимания речи. Это скорее фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова. Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром (игрушки, одежда, обувь, мебель, дом и квартира, животные, птицы, насекомые, деревья, цветы, овощи и фрукты, город и деревня, времена года и др.), подробное описание которых можно найти в любой программе дошкольного воспитания (также смотри раздел «Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром», с. 225).

Кроме этого, полезно использовать в речи естественные обще- употребительные жесты:

на (предложение) — протягивать раскрытую ладонь;

дай (просьба) — сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);

да (согласие) — кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз);

нет (отрицание) — покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону;

там (указание направления) — взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;

вот (указание на близлежащий объект)—показать прямым указательным пальцем на предмет;

сюда (подзывание) — взмах ладонью по направлению к себе-

хорошо (одобрение) — сжать пальцы кисти в кулак, вверх поднят большой палец;

молодец (одобрение, похвала) — погладить по голове;

ай-ай-ай (порицание) — указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз;

тихо (призыв к молчанию, тишине) — прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам;

баю-бай (спать пора) — смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем;

привет (здороваемся) — берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону;

пока (прощаемся) — машем рукой (движения ладонью вверх-вниз);

большой (обозначение величины) — развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны);

маленький (обозначение величины) — приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки);

один (обозначение количества) — показать указательный пальчик.

Перечисленные жесты используются в разных играх и занятиях.

Помните, что в норме жесты являются вспомогательным средством общения между людьми, употребляются ограниченно (жестовая речь является основным средством общения слабослышащих людей).

Использование ритма в развитии речи.

Перед тем, как приступить к описанию методических приемов использования ритма в развитии речи, давайте разберемся, что же такое ритм.

Ритм — равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т.п.); внутренняя организация музыкального, поэтического и т.п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня и т.п.).* Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни).

Полезно сочетать стихотворные тексты с мелодией или пропеванием, а также сопровождать тексты ритмичными, повторяющимися движениями. Все это помогает лучше воспринять, понять и запомнить текст. Такая работа является эффективным

стимулятором развития у малышей активной речи.

БЕЛЫЕ ГУСИ

Белые гуси к ручейку идут.

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга.

Крикнули гуси: «га! га! га!»

КОТИК

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы!

ЛИСА И ВОЛК

Вот пришла лисичка.

Рыжая сестричка.

Прибежал сердитый волк.

Он зубами щёлк да щёлк!

Ритмическое сочетание текста с движениями, мелодией дает двойной эффект.

Поэтому так полезно сопровождать чтение потешек и пение песенок движениями и действиями, мелодией.

Рифмованные загадки

Принципы отбора загадок:

- краткость — загадки должны содержать не больше 2-4 строк;

-доступность содержания— смысл загадок должен быть доступен для понимания детей раннего возраста;

- наличие рифмы — отгадкой является последнее слово-рифма.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую... (лису)

В лесу живёт, Малину жуёт.

Весёлый топтыжкаКто же это?.. (мишка)

В норке живёт. Корку грызёт.

Серая малышкаКто же это?., (мышка)

Очень тоненько поёт, Маму-курочку зовёт.

Жёлтенький ребёнокКто это?.. (цыплёнок)

Громко лает, Дом охраняет,

Большая забиякаКто это?., (собака)

Янушко, Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. — Москва : Теревинф, 2007. — 232 с.

P.S. Книга посвящена актуальной теме — речевому развитию ребенка 1,5-3 лет.

Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. Начальный этап состоит из занятий, которые помогают наладить общение со взрослым, развивают подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую моторику.

Основной раздел книги — «Развитие речи» — ставит своей целью «разговорить» ребенка и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребенка (именно то, чего с таким нетерпением ожидают близкие!) достигается путем развития у ребенка речевого подражания, использования ритма и т.д.

Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в популярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных игр. Книга будет полезна как логопедам и воспитателям, так и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Особенности взаимодействия педагога с детьми в игре»

Цель: ознакомление педагогов с алгоритмами особенностей взаимодействия с детьми в игре....

Семинар-практикум для педагогов "Особенности работы педагога с детьми раннего возраста"

Уважаемые педагоги! Вашему вниманию представлен теоретический и практический материал для работы с детьми раннего возраста....

Консультация для педагогов "Особенности организации театрализованной игры в раннем возрасте"

Консультация для педагогов "Особенности организации театрализованной игры в раннем возрасте"...

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»

laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....