Педагогический опыт «Влияние нетрадиционных техник рисования на художественно-творческое развитие дошкольников»
материал (средняя группа)

Логинова Лариса Владимировна

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

        Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и играет большую роль в жизни общества. Основной проблемой развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественно-эстетическое развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. Развитие интеллектуальных, а так  же творческих способностей детей в условиях детского сада и школы предполагает деятельность в самых разных направлениях.  Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов. Обучение пробуждает сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции у ребенка, развивает способности. Формирование работы вынуждено охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление

педагогического опыта воспитателя

МАДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №73»

Логиновой Ларисы Владимировны

 «Влияние нетрадиционных техник рисования на художественно-творческое развитие дошкольников»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

        Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и играет большую роль в жизни общества. Основной проблемой развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественно-эстетическое развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. Развитие интеллектуальных, а так  же творческих способностей детей в условиях детского сада и школы предполагает деятельность в самых разных направлениях.  Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов. Обучение пробуждает сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции у ребенка, развивает способности. Формирование работы вынуждено охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.

           

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в обеспечении каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулировании, мотивации, развитии способностей через создание условий для разнообразной детской деятельности, системы основного и дополнительного образования; осуществлении коррекции в личностном развитии детей средствами изобразительной деятельности, основанных на содержательном общении, построении диалога с учетом потребностей и интересов самих детей. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность рисовать заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его.

Лариса Владимировна, с 2016 года осуществляет педагогическую деятельность в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №73». Выбор темы исследования, посвященного проблеме влияния разных видов искусств на художественно-творческое развитие дошкольников, возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, педагог заметила, что  дети любят рисовать, осваивают отдельные приемы и способы рисования ,старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, , но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Сделав анализ рисунков дошкольников, воспитатель пришла к выводу – нужно облегчить навыки рисования, ребенку необходим тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, Лариса Владимировна выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Изобразительная деятельность, в том числе и нетрадиционные техники рисования, выполняют гораздо более обширные задачи. Ведь рисуя, ребенок упорядочивает свои знания о мире. по мнению специалистов, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Поэтому надо давать детям возможность рассказать о своей работе или даже составить небольшой рассказ по изображению сюжета. Если ребенок печатает какой -либо ритмичный узор, то помимо эстетического восприятия идет и упражнение в счете и развитие мелкой моторики рук- т.е. происходит умственное и физическое развитие. рисование в нетрадиционных формах, где не может быть ошибок, формирует личность свободную, активно мыслящую, творческую, способную понять прекрасное.

Теоретическая база опыта.

Для успешной работы с дошкольниками в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников автор опыта изучила труды:

  • Аверьянова А.П.  «Изобразительная деятельность в детском саду»
  • Выготский, Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте».
  • Галанов А.С.,С.Н. Корнилова, С.Л.Куликова «Занятие с дошкольниками по изобразительному искусству»
  • Доронова, Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников».
  • Дрезнина М.Г. «Игры на листе бумаги. Открой в себе художника»
  • Изобразительная деятельность в детском саду/под ред. Комаровой Т.С.
  • Кравцов Е.Е. "Разбуди в ребенке волшебника"
  • Соломенникова, о. А. «Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет»

 При огромном многообразии подходов, концепций, исследований данной проблемы все авторы единогласны. Они уделяли большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

Для практической работы автор опыта использует следующую литературу:

  • Акуненок, Т. С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования».
  • Аверьянова Н.А. "Карандашик озорной"
  • Аллаярова И.С. "Симфония красок"
  • Давыдова, Г. И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду в 2 частях»
  • Ветлугина, Н. А. «Художественное творчество и ребенок».
  • Казакова, Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
  • Колдина Д.Н. «Рисоваение»
  • Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»
  • Никологорская О.А. "Волшебные краски"
  • Утробина, К. К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: рисуем и познаем окружающий мир».
  • Никитина, А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  • Шклярова, О. В. «Рисуйте в нетрадиционной форме».
  • Швайко Г.С. Швайко «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду»
  • Фатеева, А. А. «Рисуем без кисточки».
  • Земцова О.Н «Рисуем ладошками», «Рисуем кулачками и пальчиками»

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Цель педагогического опыта – развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования. Задача педагога научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Для достижения планируемого результата, Лариса Владимировна поставила ряд задач:

1.    Создание условий для творческой изодеятельности.

2.  Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей дошкольного возраста.

3.  Корректировка межличностностного общения в процессе изобразительной деятельности.

4.  Опробование нетрадиционных техник рисования для развития художественных способностей дошкольников.

На практике эти задачи реализуются педагогом через проведение кружка «Юный художник». На   занятиях, которые проходят в рамках кружка, дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения».  Дошкольники осваивают художественные приемы и интересные средства познания мира, который их окружает, через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разного изобразительного материала, который проходит все те же стадии, что и творческий процесс художника. Данным занятиям отводится роль источника творчества, фантазии, самостоятельности.

   В силу своих индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому им дается возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. А для этого важно научить дошкольника художественному видению, которое даст ему возможность осмысливать образы действительности. Малыш, видя вокруг себя красоту, не знает, как к этому относиться, на что смотреть - и видит второстепенные, внешние эффекты, порой не замечая целого. Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является так же создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира. Поэтому, одна из главных задач педагога при обучении детей изобразительной деятельности- научить их понимать язык искусства, работая цветом, формой, поверхностью предметов, чередование которых, в свою очередь, дает детям представление о ритме.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик и приемов в обучении рисованию и общения с ребенком, является первым и непременным условием развития творческих способностей детей. Поэтому важно активизировать внимание дошкольника, пробудить его к деятельности при помощи дополнительных приёмов. Таких как:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
  • музыкальное сопровождение и т. п.

Устать данные техники детям не дают, у них сохраняется высокая работоспособность и самостоятельность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей, важным является то, что время не стоит на одном месте, а движется постоянно вперед и поэтому нужно применять инновационные развивающие технологии:

  • личностно – ориентированные (проблемные ситуации и вопросы);
  • игровые (оригинальность мотивации, сюжета);
  • коммуникативные (диалог и беседа, углубление и расширение словаря);
  • педагогические (осмысление жизненных явлений, стимулирование).

Строит свою работу она на следующих принципах:

  • от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным занятиям;
  • принцип наглядности выражается в том, что у дошкольников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: воспитательной познавательной, развивающей.
  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности;
  • принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности;
  • принцип доступности материала.

В своей работе педагог использует такие формы организации и проведения занятий, как:

  • беседы,
  • наблюдения,
  • путешествия по сказкам, 
  • фотовыставки,
  • экскурсии,
  • выставки рисунков,
  • целевые прогулки,
  • конкурсы,
  • развлечения.

Методы, используемые в работе:

  • наглядный,
  • практический.
  • словесный,

Знания, которые получают дети, складываются в систему. Они учатся видеть изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от изображения отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и после к сюжетному рисованию;
  • от применения преимущественно простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от применение метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от потребления в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от употребление готового оборудования, материала к применению таких, которые нужно самим изготовить;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

Работая в этом направлении, Лариса Владимировна убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование нетрадиционными способами, завораживающая деятельность, увлекательная которая восхищает и удивляет детей. Проведение таких занятий способствуют снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающем миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Существует много известных нетрадиционных техник рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми:

  • рисование ватными палочками;
  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошкой;
  • тычок жёсткой полусухой кистью;
  • оттиск поролоном;
  • оттиск смятой бумагой;
  • восковые мелки и акварель;
  • монотипия;
  • отпечаток листьев;
  • набрызг;
  • кляксография.
  • печать по трафарету;

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая вызывает положительные эмоции, доставляет детям радость. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, фантазировать, творить, мыслить свободно и смело, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Анализ результативности.

Анализируя проделанную работу, которая была направленна на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно выделить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Дети готовы придти на помощь друг другу, так же с большим стремлением пытаются выстроить партнерские отношения с педагогом.

Результаты диагностики развития творческих способностей детей (по методике         Т. Г. Казаковой) свидетельствуют о положительной динамике: 

высокий

средний

низкий

2021г.

11дет. - 50%

7дет. - 40%

3дет. - 10%

2022г.

13дет. - 60%

9дет. - 35%

4дет. - 5%

Большим результатом своей работы Лариса Владимировна считает не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать и применять на практике их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы автор опыта увидела, что у детей возрос интерес к рисованию, достаточно успешно развивается уверенность в своих силах, они искренне радуются своим маленьким победам, активно участвуют в творческих поисках и решениях. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

           Разработанная мной программа «Юный художник» для детей среднего дошкольного возраста может быть использована руководителями кружков дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях, а так же в центрах детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Материал представляет собой сообщение для воспитателей компенсирующих групп детского сада для детей с различными отклонениями в развитии (задержка психического развития, умственная отсталость легкой с...

Педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Педагогический опыт на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития т...

"Нетрадиционные техники рисования как средство креативного развития дошкольников"

Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими с...

"Нетрадиционные техники рисования как средство креативного развития дошкольников"

Консультация по изобразительной деятельности дошкольниковНетрадиционные техники рисования как средство креативного развития  дошкольников...

Презентация "Использование нетрадиционных техник рисования в социально- коммуникативном развитии дошкольников".

quot;Использование нетрадиционных техник рисования в социально- коммуникативном развитии дошкольников"....