«Реализация воспитательного компонента образовательной программы через проектную деятельность в ДОУ»
статья

Сазонова Ольга Борисовна

Дошкольный возраст — наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Реализация воспитательного компонента образовательной программы через проектную деятельность в ДОУ»

На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития возлагаются социальные задачи – обучать и воспитывать поколение детей, которое будет определять прогресс российского общества в новом столетии. Для этого необходимо сформировать модель педагогического процесса, повышающую качество обучения и воспитания дошкольников, основные направления воспитательной работы и их взаимодействие в ДОУ.   В связи с изменениями федерального законодательства в сфере образования (1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в РФ», а с 1 января 2014 г. – «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования») дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. Воспитательный компонент включен в федеральные государственные образовательные стандарты, что осуществлено впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетностью задач  духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала и социальную адаптацию.

    Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.  Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения в нашей работе всегда была актуальной, она является одной из приоритетных направлений воспитательного компонента образовательной программы и как часть, формируемой участниками образовательных отношений.

Дошкольный возраст — наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. Это период, когда ребенок учится сопереживать, откликаться эмоционально на чужие переживания. Не воспользоваться им — значит не наполнить душу человека главными духовными ценностями, что обязательно в дальнейшем скажется. Духовное развитие дошкольников включает в себя становление моральных, духовных ценностей, формирующих развитую духовно личность. Оно дает возможность правильно сложить общее мировоззрение, элементарную гражданскую позицию, основы семейных ценностей и большинство нравственных ориентиров. Процесс этот длительный, он требует всестороннего, целенаправленного воздействия. Только при этом условии начинает формироваться внутреннее духовное сознание.

Воспитание духовности, нравственности всегда должно осуществляться с соблюдением педагогических принципов:

Гуманность — воспитание, через положительное отношение к природе, людям, самому себе, через сострадание и сочувствие;

Естественнонаучный принцип — учет понимания законов развития личности;

 Культурологический принцип — воспитание в культуре, с учетом традиций народа;

Государственный принцип — воспитание с соблюдением законодательств страны проживания.

Реализация воспитательного компонента осуществляется в рамках:

•    организованной образовательной деятельности;

•    проектной деятельности;

•    организации взаимодействия всех специалистов ДОУ;

•    организации взаимодействия с родителями воспитанников;

•    организации взаимодействия с социумом;

•    смотрах- конкурсах, выставках, фестивалях;

•    организации праздников и досугов.

Приходя в наш детский сад, вы сразу видите «Аллею памяти», оформленную в рамках совместного проекта с родителями, посвященного годовщине Великой победы. Здесь размещены фотографии участников ВОВ, бабушек и дедушек наших воспитанников, копии документов, информация с жизнеописанием наших земляков. В рамках реализации данного проекта мной были организованы совместные экскурсии по Аллеи памяти, создана совместно с родителями «Книга памяти».  Это направление являлось частью реализации городской инновационной площадки «Краеведческая деятельность, как средство духовно-нравственного потенциала дошкольников».

       Помогает воспитать в детях гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, Родине посещение в рамках муниципальной площадки и городского музейного комплекса. Вариативность и содержание музейных встреч  было отражено в плане работы опираясь на творчество и кругозор наших воспитанников.  

 В нашем ДОУ разработана и принята к использованию рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Истоки». Одним из ее направлений является  проектная деятельность.

Психологи утверждают, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Огромное значение в их развитии и обогащении имеет процесс накопления и эмоционального освоения конкретных фактов и событий, и зависит это от условий социальной среды развития. Поэтому со среднего возраста я вовлекаю детей  в проектную деятельность по ознакомлению с родным городом, его природой, профессиями работников детского сада, профессиями родителей и замечательных людей. Предметно-развивающая среда нашей группы значительно пополнялась совместными усилиями как воспитателей так и родителей.

           Постоянное использование метода создания проектов  позволяет детям усвоить сложный познавательный материал через совместный поиск решения проблемы, включая эту работу в совместную деятельность по всем образовательным областям. Проектная деятельность, организованная таким образом, повышает интерес  и создаёт у детей мотивацию  к деятельности ещё и тем, что непосредственными участниками и помощниками являются семьи воспитанников. Родители не только присутствуют на мероприятиях, они участвуют в подготовке, помогают готовить оборудование, выставки и альбомы, даже  представляют портфолио ребёнка. Участие воспитанников в проектной деятельности не только обогащает знания детей о родном городе и крае, но и развивает творческие способности дошкольников, помогает развиваться как творческой личности, что способствует сплочению.

    Один из реализованных проектов  является «Цветная неваляшка-народная игрушка». Все знают, что Неваляшка пользуется большой популярностью. Родители дарят своим чадам смешные и разноцветные игрушки, которые постоянно стремятся вернуться в исходное положение «…Мой характер не сломить, вам меня не положить, хоть старайся, расстарайся, никогда тому не быть». Неваляшка - забавная игрушка, хорошо известная всем с детства.  В проекте отражена работа по ознакомлению с историей появления неваляшки, её устройством, почему Неваляшка или как ее еще называют Ванька-встанька несгибаемая, создание  Неваляшки своими руками.

Актуальностью проекта является то, что неваляшка, будучи культурным явлением, закладывает в сознании ребёнка понятие о красоте. Также игрушка закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, зависит формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом

Такие игрушки необходимы детям для гармоничного развития личности, они побуждают познавать мир, исследовать его, делают детей добрее, вызывают радостные эмоции, приобщают детей к народным традициям.

По окончании экспериментальной деятельности получены следующие выводы: воспитанники осмыслили понятие «Неваляшка» и экспериментальным путём доказали, что Неваляшка не падает, так как внутри неё расположен тяжёлый предмет или шарик, который и возвращает Неваляшку в исходное положение. А также научились создавать игрушку своими руками, применяя свои навыки, умения, творчество и энтузиазм при раскрашивании игрушек. Подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, помогают воспитывать в детях бережное отношение к игрушкам, развивают эстетическое восприятие, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Хочется отметить, что использование проектной деятельности по воспитанию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных ценностей  даёт положительные результаты,  а  ДОУ является той социокультурной средой, где создаются замечательные условия для формирования у детей   большинства нравственных норм, правил, идеалов,  внутреннего духовного сознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция : «Обновление методов и содержания воспитательной работы с детьми через проектную деятельность».

Педагогическая концепция : «Обновление методов и содержания воспитательной работы  с детьми через проектную деятельность»....

Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты

Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты  Информация старшего воспитателя       В современных усло...

Реализация содержательного компонента образовательной программы в проектно-событийном формате на примере методики «Лаборатория грамотности»

Описание образовательной практики  «Лаборатория грамотности»,  в основу которой положены методические рекомендации Л. Свирской (автора образовательной программы «Вдохновени...

Привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДO

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.Феликс АдлерСемья для ребенка – это источник личного опыта. Здесь он на...

Доклад на тему: «Реализация воспитательного компонента дошкольного образования средствами кружковой деятельности художественно-эстетической направленности»

Доклад для педагогической конференции «Приоритетные проекты в сфере образования: от условий к качеству» на тему «Реализация воспитательного компонента дошкольного образования ср...

Педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"

Педсовет "Патриотическое   воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"...

Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО

Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО...