Беседа по сказке Ю.Подкорытова "Торопливая работа" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

  Цель беседы: расширить представления детей о значении труда в жизни человека. Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл toroplivaya_rabota_1.docx777.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Беседа по сказке Ю.Подкорытова «Торопливая работа»

для детей подготовительной группы

Воспитатель

И.Г.Яншаева

Аша

2023 год

Цель: воспитание нравственных качеств дошкольников на примере сказки Ю.Подкорытова «Торопливая работа».

Задачи:

Образовательные задачи:

-Способствовать проявлению интереса к рукоделию русского народа.
Развивающие задачи: 

- Обогащение словаря (кудель, дело в руках горело, дармовое, верхоглядом, за пояс заткну).

Воспитательные задачи:

- Воспитывать трудолюбие, прилежность, нравственные качества.

 

«Торопливая работа» - бытовая сказка. Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.

- Ребята, мы уже читали  произведение «Торопливая работа», сегодня мы проведём беседу об этом произведении.

Это еще при наших дедах-прадедах было. Они-то и рассказывали — жили на земле Уральской высокого мастерства люди. На руку твердые, на глаз острые. Ремесло свое отменно знали. Издавна о таких говорили: швец, жнец и на дуде игрец.

Именно таким человеком и был старик один. Дедом Куделькой его звали.

Присказка у деда была любимая:

- Не бойся работы, пусть она тебя боится.

 (Ребята, не зря героя нашего сказа зовут Куделька, уменьшительно – ласкательное от КУДЕЛЬ – волокна льна для изготовления пряжи, полотна для шитья. Из названия можно догадаться, что этот человек как-то связан с тканями. А кому в работе необходима ткань? Конечно, это швеи, мужчин называют портные и дед Куделька был превосходным матером шитья)

Глаз у него приметливый, на работу веселый. Все у него получалось, любое дело в руках горело.

(Ребята, а что значит ДЕЛО В РУКАХ ГОРЕЛО – значит человек так быстро и умело разрешает дела, что они буквально исчезают (сгорают) в его руках)

Уважали деда Кудельку, за советом не раз приходили.

Народ на Урале рослый, могучий. Все больше по горному делу старались, а который и зверем пушным промышляли.

Но и такие были люди, на которых и слов хороших тратить не хочется.

Соседом у деда Кудельки никудышный жил мужичонка. Шаромыга-Торопыга Алёша.

(Второму герою нашего сказа не зря дали такое прозвище, по нему мы разу можем понять, что этот человек не был уважаемым в своём селе. Шаромыжник – тот, кто любит пожить за чужой счёт, мошенник, бродяга). Как начнёт Алёша говорить да рассказывать. Словами туда-сюда, а делами никуда. За десяток работ сразу брался, да ни одной до конца не доводил. Все верхоглядом, оттого его Верхушкой назвали. (Что значит ВЕРХОГЛЯДОМ, значит расспросил, разузнал как да что делается и думает, что теперь он мастер в этом деле).  А на язык подковыристый, занозистый. Работник так себе, зато на еду-питье дармовое — лютый! (Дармовое – бесплатное)

Ну, народ у нас не жадный, последним куском поделятся. Заходи в дом, угощайся.

Верхушка и повадился. К одному, к другому столу прибьется. Поест, попьет, языком помелет-почешет.

Похваляется:

  • Человек сыт одним хлебом да еще одним ремеслом. Я вот — столько ремесел держу – растопырил пальцы…И то могу, и другое, и третье.

Мастером себя выставляет.

А ему отвечают:

  • Дело мастера хвалит. Ремесло не языком держится. Ты бы, Верхушка, работенку какую одолел. И народу польза, и тебе пропитанье. Вон дед Куделька — и швец, и жнец, и на дуде игрец.

И верно. У деда талантов много. Кафтан пошьет —любой красавцем писаным станет. В поле с серпом выйдет—ни один колос даром не пропадет. На дуде заиграет — ноги сами в пляс идут.

Мужчины деда за тонкую работу уважали, а девушки да женщины за ремесло портняжное особенно.

Осенью хлеба уберут, по амбарам-закромам развезут, так и свадьбы играть начинают. Забегают тетушки да мамушки:

  • Ты уж, дедушка, одежонку нашей невесте поприглядней да пофасонистей смастери. Один раз замуж-то выходят. И жених новую рубаху просит.
  • Ну, как тут молодым не угодить? Невеста — ягодка-красавица. А жених — точно дубок молодой.

Вот н Верхушка задумал портняжному ремеслу обучиться у деда Кудельки.

«Ладно,— думает,— я ведь страсть какой башковитый, враз деда за пояс заткну».

(За пояс заткну – это значит, что Верхушка хотел быть лучше, превзойти деда Кудельку в его ремесле. Не столько он хотел ремеслу научиться, сколько завидовал деду и хотел быть его лучше).

Приходит и говорит:

  • Я, слышь, ремесло портняжное осилить хочу. Мужиков наших в кафтаны новые наряжать буду. Научи!

Отвечает дед:

  • Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит. Я свои секреты не таю. Только ремеслу много учиться надо.
  • Да чего там! Я понятливый — враз науку осилю.
  • Ну, смотри. Однако языком болтать-не дело делать.

Проучился Верхушка у деда три дня. Где иглой ткнет, где утюгом прижжет, где черное белой ниткой пришьет.

На четвертый день говорит:

  • Давай мне иглу да припас — сам себе мастером буду.

Дед сомневается:

  • Не рано ли ?
  • В самый раз. Ученого учить — портить! — отмахнулся Верхушка и прочь со двора.

Всем объявил: я, мол, у самого Кудельки учился и его в портняжной науке превзошел. Дед мне иглу волшебную подарил.

Поверили ему. Невесте одной платье шить заказали.

  • Будет! — важничает Верхушка.— Нам лишь бы мерку снять да задаток взять. Такой фасон сварганим — с бантами да с оборками!

И сварганил. Кулёк не кулёк, мешок не мешок. Примерила невеста платье и в слезы:

. — Не желаю быть посмешищем!

Жених осерчал:

  • Подать мне мастера этого, я из него душу вытряхну!

Завертелся юлой Верхушка:

  • Это все дед Куделька виноват! Подсунул вместо волшебной иглы простую, разве это по совести!        
  • Что взять с неумехи?..

(Ребята, а как вы думаете, почему Верхушке поверили, что он хорошо шьёт, ведь знали про него, что это человек болтливый и не надёжный? Потому что он сослался в своих знаниях на уважаемого человека и обманул людей, сказав, что теперь он шьёт лучше).

Ребята, а сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы.

 Посмотрите, пожалуйста, на кукол, они одеты в русские-народные костюмы, в каких когда-то ходили наши деды и прадеды.

Предлагаю вам посмотреть на рисунок и по образцу выложить девочкам – одежду девочки, а мальчикам – одежду для мальчиков. В этом вам помогут «Чудо-крестики» (Игры Воскобовича). Молодцы, ребята! Работу вы выполнили отлично.

Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть:

 Мы весёлые портные

Измеряем мы длину(наклон вперёд, пальцы рук касаются пола)

Высоту (руки вверх, встали на носочки)

И ширину (руки в стороны)

Шьём, утюжим, вышиваем ( показываем действия руками)

Никогда не унываем (пружинка)

Будут все красивые, ( покружились)

Умные, счастливые (наклон, руки в стороны)

Итак, вернёмся к нашему сказу, что же происходило дальше….

Плетется Верхушка по дороге и думает:

Не получилось шить научиться, пусть меня дед Куделька на дуде играть обучит. Буду народ веселить, глядишь, и уважать меня станут. А на свадьбах музыканта всегда угощают, да лучший кусок пирога дают».

Пришел Верхушка к деду и покаялся. Для виду, конечно.

  • Кафтаны шить —таланту нету. Поучи меня, дед, на дуде играть. Тоже ремесло.

Отвечает Куделька:

  • Так ведь опять же и на дуде умеючи надо. А ты —раз, два и готово! Не годится это. Всякое дело терпение н время любит.

Загорячился Верхушка:

  • Вот увидишь, не хуже тебя играть буду!

Не стал спорить дед. Кто знает, может, и впрямь из Верхушки на дуде игрец получится. Учить стал.

    Дня через три, когда деда не было дома, Верхушка взял его дудочку, пришел на свадьбу и говорит:

- Превзошел я деда Кудельку в игре. Он меня по отчеству называл, дуду свою отдал и наказал: весели народ честной!

- (Ребята вы обратили внимание, что Верхушка снова показал свой плохой характер, а что он сделал не красивого, неправильного? Взял без спросу чужие вещи – дудочку, и обманул людей, сказав, что Дед Куделька, уважаемый человек,  его веселить народ отправил).

- Заиграл Верхушка на дуде, словно поросенок  заверещал.

Зашумела свадьба:

- Да ты что, такой-сякой, праздник хочешь испортить? Гоните его в шею!

Взяли мужики Верхушку и в крапиву жгучую выкинули.

А дуду вернули хозяину.

Загудел дед Куделька веселую плясовую. Ударили по земле крепкие ноги, закружилась, поплыла белой лебедью по кругу невеста. Зашумела свадьба, все молодых поздравляют, наказывают жить-поживать, ремесло в руках держать.

 Торопливая работа всегда вкривь да вкось идет.

- О чём мы сегодня беседовали, ребята?

-Понравились вам герои сказки?

-На кого из героев сказки вы хотите быть похожими?

  За что люди уважали деда Кудельку? Почему пренебрежительно относились к Верхушке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего утренника "Сказка Старика -Годовика" для детей подготовительной группы

Сценарий осеннего утренника для детей подготовительной группы ДОУ....

"Новогодняя сказка" - сценарий праздника для детей подготовительной группы.

Новогодний сценарий для детей подготовительной группы.На празднике Маленькая Фея помогает детям попасть в волшебную сказку,в которой дети встречают Царя и его старого знакомого - Посла  из "замор...

Конспект познавательной беседы «ПРОГУЛКА ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ» для детей подготовительной группы детского сада.

Конспект  познавательной беседы  на тему :"ПРОГУЛКА ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ" с этементами ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста. Интересное путешествие по нашему любимогу городу...

Беседа по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы (6-7 лет) с ЗПР. "Государственные символы России"

Цель: Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явл...

Беседа "Незнакомец звонит в дверь" для детей подготовительной группы

Формирование у дошкольников элементарных правил безопасности в ситуации, когда дети остаются дома одни....

Беседа "Правила поведения на природе" для детей подготовительной группы

Формировать знания детей о правилах поведения на природе в осенний период....