Дидактическое пособие "Куклы времена года"
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Кузнецова Оксана Владимировна

В пособие входят 4 куклы – 4 времени года и 4 картонные коробочки для каждой куклы. Для пособия была создана картотека игр и заданий по закреплению знаний на эту тему, подборка стихов и иллюстративного материала в соответствии с возрастом детей. Куклы ручной работы выполненные из подручного материала, для них изготовлены соответствующие наряды из ткани, фетра с использованием декоративных  листочков, цветочков и декоративных бусин:

Зима – платье в бело - голубых цветах, отделанное белыми жемчужными бусинами, в руках держит снежинку. К ней коробочка синего цвета со снежинкой.

Весна - платье в белых тонах с весенними цветочками. Волосы собранны в хвостики и завязаны в нежные ленточки, в которых тоже запутались первоцветы. На шее яркие бусы и в руках весенние цветы. К ней коробочка желтого цвета с зеленым листочком, на который выползла божья коровка.

Лето – ярко желтое платье с красочными цветами, на голове красивый яркий бант и волнистые волосы, обуваемые ветром. В руках держит бабочку. К ней коробочка зеленого цвета с цветком.

Осень – наряд в оранжевом цвете из фетра. На платье  осенние листья, в руках держит грибок, волосы ярко красного цвета. К ней коробочка красного цвета с листком и на ней лежит тыква.

Значение наряда кукол объяснялось детям, связывая их с приметами времени года. Это очень помогает  детям запомнить сезоны.

Одну и ту же игру с куклами  можно проводить в разные сезоны. Способ организации детей может быть разный: как групповой, так и подгрупповой, и индивидуальный.

Приведу примеры некоторых игр и  заданий, которые я использую с детьми второй младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_kukla.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Куклы «Времена года»

     Цель: Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей о  кукле и временах года, называть основные признаки каждого сезона. Пособие может применяться на занятиях по развитию речи, театрализованной деятельности, ИЗО деятельности, в совместной работе с детьми.

     Задачи:

- Развивать  игровые, познавательные, коммуникативные  способности  с учётом их индивидуальных способностей;

 - Формировать знания  об образах кукол в  литературных и музыкальных произведениях;

- Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам.

     В соответствии с темой времени года используется соответствующий наглядный материал. Привлекательный, необычный вид «Куклы – времена года» подталкивает детей к повторению слов и словосочетаний, желанию слушать воспитателя.  Хорошо использовать пособие  на занятиях по сенсорному развитию и в индивидуальной работе с детьми.  С помощью этого дидактического пособия можно обучать детей новому материалу в увлекательной форме, а так же закреплять полученные знания, обогащать эмоциональный мир ребёнка. С пособием можно играть с  детьми  от 2 лет и старше с каждым годом постепенно пополнять материалом коробочки и придумывать разные варианты игр и занятий.

Пояснительная записка

В пособие входят 4 куклы – 4 времени года и 4 картонные коробочки для каждой куклы. Для пособия была создана картотека игр и заданий по закреплению знаний на эту тему, подборка стихов и иллюстративного материала в соответствии с возрастом детей. Куклы ручной работы выполненные из подручного материала, для них изготовлены соответствующие наряды из ткани, фетра с использованием декоративных  листочков, цветочков и декоративных бусин:

Зима – платье в бело - голубых цветах, отделанное белыми жемчужными бусинами, в руках держит снежинку. К ней коробочка синего цвета со снежинкой.

Весна - платье в белых тонах с весенними цветочками. Волосы собранны в хвостики и завязаны в нежные ленточки, в которых тоже запутались первоцветы. На шее яркие бусы и в руках весенние цветы. К ней коробочка желтого цвета с зеленым листочком, на который выползла божья коровка.

    Лето – ярко желтое платье с красочными цветами, на голове красивый яркий бант и волнистые волосы, обуваемые ветром. В руках держит бабочку. К ней коробочка зеленого цвета с цветком.

Осень – наряд в оранжевом цвете из фетра. На платье  осенние листья, в руках держит грибок, волосы ярко красного цвета. К ней коробочка красного цвета с листком и на ней лежит тыква.

Значение наряда кукол объяснялось детям, связывая их с приметами времени года. Это очень помогает  детям запомнить сезоны.

Одну и ту же игру с куклами  можно проводить в разные сезоны. Способ организации детей может быть разный: как групповой, так и подгрупповой, и индивидуальный.

Приведу примеры некоторых игр и  заданий, которые я использую с детьми второй младшей группы.

Каждый воспитатель может сам дополнить пособие нужным материалом.

Варианты использования кукол:

     «Времена года»

Цель: Формировать  начальные представления  о временах года, познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года, развивать интерес к окружающей природе, активность, внимание, воспитывать любовь к природе, доставить детям радость от игры.

Детям предлагается разложить картинки, подходящие к какому-то времени года.

«Когда это бывает?»

Цель: углубить знания о временах года, о разнообразии сезонных явлений в природе и занятий людей.

Дети стоят в кругу. Воспитатель вносит куклу. Она приходит с каким-то атрибутом. Например: Зима – снежинка, Лето - бабочка (цветок), Весна – подснежник, Осень – веточка с желтыми листьями. Кукла просит назвать все признаки этого времени года. Ребенок берет атрибут, называет, что бывает в это время года и передает этот атрибут другому ребенку, тот добавляет новое определение и передает дальше. Можно играть как в свободное время и во время занятий.

«От кого посылка?».

Цель: закрепить знания детей о названиях овощей и фруктов, развивать мышление, внимательность, активную речь.

Ход игры: воспитатель вносит посылку. В ней разные овощи, фрукты, ягоды (картинки). Дети разглядывают и определяют от кого она от Лета, Весны.

Сюрпризный момент.

Кукла может появляться на занятии по разным видам деятельности. Например, Осень приносит овощи или фрукты в корзинке и угощает ребят, Зима приносит диск с записью зимних песен, Лето приносит экологическую настольную игру по закреплению правил поведения в природе, Весна приносит карточки с изображение перелетных птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Времена года в городе"

Данная игра направлена на закрепление знаний детей о своем городе в разные времена года...

Электронное дидактическое пособие «Времена года»

Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано воспитателями ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности....

Дидактическая игра "Времена года"

Данный материал предназначен для детей дошкольного возраста при знакомстве их с временами года...

дидактическая игра "Времена года"

Дидактическая игра о временах года для детей старшего дошкольного возраста.В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются умения:определять время года по признакам и приметам;составлять пр...

дидактическая игра "Времена года"

Игра позволит различать изменения природы в разные времена года;понимать и ценить красоту родной природы;уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием кр...

Дидактическая игра "Времена года"

Данное пособие предназначено для детей возраста 5-7 лет. Направленно на познавательное и речевое развитие ребенка. Дополнительные атрибуты для игры:- 4 круга, изготавливаются  из цветного ка...