Как песок может стать опасным»
занимательные факты (младшая группа)

Мухина Марина Владимировна

Песочница - неизменный атрибут лета, детства и социализации!

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

Контакты детей друг с другом происходят в песочнице.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно

поэтому она может быть использована в развитии и обучении детей.

Песочницы очень любят и играют в них дети разного дошкольного возраста.

От самых маленьких и до старших дошкольников. Ученые доказали, что

песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией.

Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице

Казалось бы, самая безобидная игра, но песок в песочнице может быть и

опасным.

 Не случайно существуют санитарно-эпидемиологические требования к

песку в детских дошкольных образовательных организациях, которые

указывают, что ежегодно, в весенний период, на игровых площадках

проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен

соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим,

микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям.

Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание

загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими

защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей

паразитарных и инфекционных болезней проводят внеочередную смену

песка.

Почему же данные требования существуют, потому-что не соблюдая их, мы

подвергаем ребѐнка опасностям. Если песочница открыта, она может стать отхожим местом для бродячих

котов, там же остается их шерсть, остатки слюны. Это чревато таким

неприятным заболеванием как гельминтоз. Яйца глистов могут проникнуть

в организм ребенка элементарно просто, стоит ему только грязными руками

взять еду или облизать лопатку или собственные пальчики с зараженным

песком. Столбняк. Ржавые гвозди, старые обломанные доски - вот места,

где споры столбняка живут очень много лет. Стоит лишь наколоться и риск

заболеть столбняком очень высок, особенно, если у ребенка нет плановых

прививок. Ситуация с вакцинацией в нашей стране сейчас не самая радужная,

поэтому случаи заболевания все чаще и чаще появляются на слуху.

Колюще режущие предметы. К сожалению, игла от шприца в детской

песочнице это совсем не редкость, и хорошо, если она закрыта, но бывает и

по-другому. В этом случае, важно знать, как оказать ребенку первую помощь

и что делать дальше. Итак, если ребенок укололся иглой от шприца,

необходимо:

 протереть царапину спиртовой салфеткой;

 залить йодом;

 игла упаковывается в конверт и доставляется в инфекционную

больницу.

 Там определяют, какие анализы и когда необходимо сдавать.

Все эти опасности подстерегают ребѐнка не столько в песочнице детского

сада, сколько во дворах. Поэтому необходимо проконсультировать родителей

о том, как следует организовывать игры в дворовой песочнице. Обратить

внимание родителей на то, что инфекции, передающиеся воздушнокапельным путем, такие как ОРВИ, коклюш, ветрянка, корь - вот неполный

перечень заболеваний, которые можно подхватить в детской песочнице. Все

эти болезни передаются воздушно-капельным путем, а так как во время игры

дети находятся в довольно тесном контакте, инфицирование практически

неизбежно. Надо внимательно относиться к окружению на детской

 

 

 

 

консультация для родителей

 

«Чудеса на песке»

 

Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Все! Формочки, совочки, ведерки – первое, что родители приобретают ребенку.

 

Первые контакты детей друг с другом начинаются тоже в песочнице. Игре с песком не надо учить ребенка – он это сделает сам.

 

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Психологи утверждают, что взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

 

 Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

 

 Игры с песком делают жизнь детей разнообразной и интересной, поэтому именно мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих играх и занятиях.

 

Организуя игры с песком, можно решать разные задачи:

 

•знакомить детей с окружающим миром (свойства песка);

 

•учить выделять особенности песка, в соответствии с их свойствами использовать в поделках;

 

•развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

 

•активизировать речь и обогащать словарь детей.

 

Используя теплую погоду во время прогулок, воспитатели организуют игры с песком во всех возрастных группах.

 

В открытых песочницах в детском саду или во дворе, нужно следить за гигиеническим состоянием песка, чтобы в нем не было острых и колющих предметов, ежедневно подкапывать песок, поливать горячей водой.

 

Дома можно выделить «уголок песка». Устанавливая ящик с песком, нужно помнить:

 

* доступ к нему должен быть свободен;

 

* песок должен быть чистым, просеянный, не слишком крупным или слишком мелким, влажным;

 

* песком заполняется часть ящика;

 

* перед игрой в песок необходимо закатать рукава и одеть фартуки.

 

 

 

Нужно научить детей аккуратности и опрятности при занятии с песком. Договоритесь о правилах работы:

 

«Если сыплешь ты песок-

 

Рядом веник и совок».

 

 

 

Для игры с песком необходимо приготовить следующие материалы:

 

*сосуды разных форм и объемов (ложечки, ведерки, чашки, баночки, формочки);

 

* природные материалы: ракушки, веточки, камни, шишки;

 

* прочие материалы: лопатки, лейки, сито, грабли, клеенчатые фартуки;

 

* «коллекции» миниатюрных фигурок высотой не более 8 см. (животные, персонажи, растения, постройки).

 

Словом все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции».

 

Сбор оборудования для игры не будет обременительным, т. к. сегодня каждый ребенок, встречается с фигурками из «киндер – сюрприза», можно вылепить фигурки из теста, вырезать из бумаги.

 

Теперь у вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по «Стране Песочных Игр».

 

 

 

Перед вами песок. Естественное желание погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить между пальцами, чувствовать при этом тепло собственных рук.

 

Приятные воспоминания охватило вас: детство, море, солнце. Чувства переполняют вас, и хочется поделиться ими. А рядом ребенок. Он должен чувствовать тоже, что и вы. Его маленькие ручки только, что соприкоснулись с уникальным явлением природы. он стоит на пороге открытия.

 

Сейчас мы вместе сделаем самые важные шаги по дороге познания, а игры с песком помогут вам в этом.

 

Начинать надо с игр на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

 

«Чувствительные ладошки»

 

Предложите детям потрогать песок. Какой он? Когда двигают ручками, ощущают ли маленькие песчинки? Тепло или прохладно? Предложить детям рассказать о том, что чувствуют.

 

«Отпечатки наших рук»

 

Подвигать руками, «по скользить» ладонями по поверхности песка, выполнить зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.). выполнить движения, поставив ладони на ребро, пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

 

«Чьи следы на песке? »

 

Создать отпечатки ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство с объектами окружающего мира (солнышко, цветочек, дождик). Можно сгруппировать пальцы по два, три и добавить кулачек. Получатся загадочные следы. Чьи они?

 

«Что же спрятано в песок?» (вариант игры «Чудесный мешочек»)

 

Можно закопать в песок несколько предметов или игрушек. Предложить на ощупь узнать: что это или кто? Усложним задачу. Загадаем загадку, а отгадка закопана в песке. Отгадав загадку, ребенок проверяет себя откапывая разгадку.

 

«Лепим колобки»

 

Предложить поиграть в «Булочную». Налепить пирожков, накатать колобков, сделать торты. Украсить их с помощью цветов, ягод, листочков.

 

«Пустыня»

 

Дети моделируют в песочнице пустыню. Расставляют кусты, насыпают барханы, расселяют животных. Появилась прекрасная возможность повторить знания детей о животных данной географической зоны.

 

Итак, малыш получил первый опыт успешного взаимодействия с песком. А теперь можно начинать изучать свойства и экспериментировать песком. Опыты с песком

 

«Что такое песок? »

 

Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать его на лист бумаги. Поинтересуйтесь у детей легко ли сыплется песок? Какой он? (желтый, рассыпчатый, состоит из песчинок). Какой формы песчинки? Дается возможность рассмотреть и потрогать песок на ощупь.

 

«Из чего состоит песок? »

 

Чтобы рассмотреть песок потребуется прибор –помощник. Возьмите лупу, рассмотрите песок. Как выглядят песчинки? Они маленькие, круглые, полупрозрачные. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Как расположены песчинки? (отдельно).

 

«Почему песок хорошо сыплется? »

 

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Дети убеждаются, что сухой песок хорошо сыпется, т. к. каждая песчинка находится отдельно друг от друга.

 

«Где вода? »

 

Наливаем в стаканчик с песком воду (ровно столько, чтобы она полностью ушла в песок). Оставляем и понаблюдаем, куда исчезла вода.

 

«Посади дерево»

 

Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево (палочку) с начало в емкость с песком, потом в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный).

 

«Песок хорошо пропускает воду, глина плохо»

 

Пропустите воду, через песок и глину, размещенные в воронках. Понаблюдайте. Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода. Из воронки, в которой глина, вода не капает.

 

Важно не просто организовать опыты под руководством взрослого,

 

 а предоставить детям простор для самостоятельного экспериментирования. Желаю удачи!

 

Проект в первой младшей группе «Песочные фантазии»

 

Тема: «Песочные фантазии»

 

Тип проекта: информационно – исследовательский.

 

Участники: педагог – воспитатель группы, дети первой младшей группы, родители.

 

Длительность: две недели (краткосрочный) .

 

Цель: Знакомство детей со свойствами песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.

 

Задачи:

 

- укрепить физическое и психическое здоровье малышей;

 

- обеспечивать эмоциональное благополучие;

 

- расширить кругозор, создавать атмосферу радости и удовольствия;

 

- воспитывать чувство симпатии к сверстникам;

 

- развивать мелкую моторику;

 

- расширять и обогащать опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями;

 

- формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе.

 

Подготовительный этап:

 

- подбор художественной литературы;

 

- подбор игр; (Памятка для родителей: «Песок – хорошее психопрофилактическое средство») (Приложение № 1) .

 

- пополнение материла базы для проведения игр, экспериментов.

 

Основной этап:

 

- Чтение стихотворений: «Нас сегодня ждет песочек… », «Ярко солнышко сияет», «Идут звери по дорожке».

 

- Разучивание песен: «Пирожок», «Я пеку, пеку, пеку… ».

 

- Пальчиковая гимнастика: «Колобок».

 

- НОД «Поиграем с песочком» (Приложение № 2) .

 

- ООД «Изготовление пирожков» (Приложение № 3) .

 

- ООД «Рисуем палочкой на песке (Приложение № 4)

 

Заключительный этап: Фоторепортаж «Песочные фантазии» оформлен на «Папке – передвижке».

 

Подведение итогов проекта.

 

Проблема: Для реализации проекта выбран месяц июль, т. к. летом малыши любят играть с песком. Проблема состояла в том, что дети неумело пользовались совочком, формочками. Хотелось познакомить детей со свойствами песка, сформировать умение наблюдать и экспериментировать с предметами, проявлять устойчивый интерес к деятельности.

 

Ожидаемый результат: Владение элементарными навыками продуктивной деятельности;

 Действия с предметами, разнообразные способы их использования;

Получение удовольствия от совместной деятельности со взрослыми;

- Получение положительных эмоций;

 Интерес к художественной литературе.

 

Приложение № 1

 

Игры с песком.

 

1. Игра «Чувствительные ладошки»

 

Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

 

Воспитатель: «Ребята предлагаю вам поздороваться с песочком»

 

(Дети погружают руки в песок)

 

2. Игра «Здравствуй песок»

 

Цель: Снижение психофизического напряжения.

 

По – разному «Поздороваться с песком», т. е. различными способами дотронуться до песка (пальчиками, ладошкой внутренней или тыльной стороной и пр.)

 

3. Игра «Необычные следы»

 

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

 

Воспитатель: «А теперь покажем как … .»

 

- «Идут медвежата» - кулачками надавливаем с силой на песок.

 

- «Прыгают зайчата» - кончиками пальцев ударяем по поверхности песка.

 

- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой.

 

4. Игра «Песочный дождик»

 

Цель: Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

 

Устроим необычный дождик – песочный. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого или на свою ладонь.

 

Воспитатель: «Ребята, что мы сейчас с вами делаем? (ответы детей словами или жестами) Мы сыплем песочек.

 

Какой же красивый дождик у нас получился! »

 

Пальчиковая гимнастика «Колобок»

 

Бабка намела муки (Выполняют плавные действия рук к себе) .

 

Наскребла соли (Медленно сжимать и разжимать кулачки) .

 

Посолила (Собирают пальцы в щепоть, «солят») .

 

Помешала тесто (Круговые движения в разных направлениях) .

 

Слепила колобок (Имитируют лепку колобка) .

 

Покатала (Выполняют круговые движения ладонью

 

Под другой в разных направлениях) .

 

Маслом помазала (Гладят одной ладонью другую) .

 

В печку жаркую поставила (Дышат на ладонь теплы воздухом) .

 

И положила остынуть (Дуют на ладонь) .

 

на окошко

 

Приложение № 2

 

Тема: «Поиграем с песочком»

 

Задачи:

 

- знакомить детей со свойствами песка;

 

- развивать мелкую моторику рук;

 

- обогащать словарный запас слов;

 

- формировать коммуникативные навыки.

 

Материал: песок в песочнице.

 

Правила игры с песком:

 

1. береги песчинки, не выбрасывай их из песочницы;

 

2. песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей;

 

3. после игры с песком помой руки.

 

Воспитатель: Ярко солнышко сияет

 

И ребяток приглашает,

 

Поиграть в «Песочный дворик»

 

И в волшебный наш песочек.

 

Это очень интересно,

 

Увлекательно, чудесно!

 

Игра «Чувствительные ладошки» (см. Приложение № 1) .

 

Воспитатель: Нас сегодня ждал песочек –

 

Чистый, свежий, золотой.

 

Подходи сюда, дружочек,

 

Хочешь – рой, а хочешь – строй.

 

Игра: «Здравствуй, песочек» (см. Приложение № 1) .

 

Воспитатель: А сейчас мы с вами покажем как… .

 

(«идут медвежата», «прыгают зайчата», «ползут змейки»)

 

Игра: «Необыкновенные следы» (см. Приложение № 1) .

 

Воспитатель: Устроим необычный дождик – песочный.

 

Игра: «Песочный дождик» (см. Приложение № 1) .

 

Воспитатель: Я предлагаю вам порисовать на песке пальчиком или палочкой: дорожку, травку, солнышко, дождик и пр.

 

Сегодня мы с вами играли с песочком: здоровались с ним, оставляли следы,

 

рисовали. Ребята, а вам понравилось играть с песочком? (ответы детей) .

 

Приложение № 3

 

Тема: Песок. Свойства песка. Изготовление пирожков.

 

Задачи:

 

- продолжать знакомить детей со свойствами песка путем сравнения сухого и мокрого;

 

- формировать умение лепить пирожки;

 

- обогащать словарный запас;

 

- воспитывать чувства симпатии к сверстникам.

 

Оборудование: совочки, формочки, лейка с водой.

 

Занятие – экспериментирование:

 

1. Постановка исследовательской задачи.

 

Воспитатель: Ребята, что лежит у нас в песочнице? (ответы)

 

2. Уточнение правил безопасности: не брать песок в рот, не обсыпаться, не бросать; не трогать глаза грязными руками.

 

3. Выполнение «1» части эксперимента (песок сухой – он светлый, сыпучий) .

 

Воспитатель: Ребята, потрогайте песок. Какой он? (ответы – сухой, сыпучий). Сухой песок светлого цвета (проговаривание вместе с детьми) .

 

Насыпьте песочек себе на ладошку. Из состоит песок? Из песчинок. Они очень мелкие (проговариваем вместе с детьми) .

 

У вас лежат формочки, насыплем туда песок и сделаем куличики, пирожки. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки (дети выполняют задание). Получились пирожки? (ответы) .

 

Почему не получились? Песок сухой, он рассыпается и порожки не получились.

 

Подвижная игра «Песчинки»

 

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть. Вокруг себя повернись и в песчинку превратись. Присели все на корточки. Сколько у нас много песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны. (Дети имитируют полет песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки). Превращаются обратно в ребяток.

 

4. Выполнение «2» части эксперимента.

 

(Песок мокрый – он темный, холодный, из него можно лепить пирожки) .

 

Воспитатель: Кто знает, что будет, если полить песок водой? Проверим?

 

(Воспитатель поливает песок из лейки) .

 

Потрогайте песок, какой он? (ответы)

 

Правильно, если налить в песок воду он станет мокрым. Песок сырой, мокрый – он холодный, темного цвета.

 

Ребята, а мокрый песок так же сыплется как и сухой? (показать детям)

 

Вывод: мокрый песок не сыпучий.

 

Из сырого, мокрого песка можно делать куличики, пирожки.

 

Предлагаю взять формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок.

 

Вот так постучите совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимите формочку, что получилось? (пирожки, куличики)

 

Воспитатель исполняет песню «Пирожок»

 

Вот такие красивые пирожки мы с вами сделали, слепили, молодцы! Рассматриваем пирожки.

 

5. Формулировка выводов. Итог занятия: сухой песок сыплется, он светлый, сыпучий. Мокрый – он светлый, холодный, лепиться.

 

Приложение № 4

 

Тема: «Песок. Свойства песка. Рисуем палочкой на песке».

 

Задачи: Развивать у детей представление о свойствах песка. Формировать умение рисовать палочкой на песке. Обогащать словарный запас.

 

Оборудование: песок сухой и мокрый, палочки, лейка.

 

Ход занятия:

 

1. Постановка исследовательской деятельности.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас в песочнице? А как вы думаете, можно ли на песке рисовать? Я предлагаю вам стать настоящими художниками.

 

2. Уточнение правил безопасности: не брать песок в рот; не обсыпаться, не бросать в других детей; не тереть глаза грязными руками.

 

3. Выполнение эксперимента.

 

Воспитатель: Ребята возьмите палочку и попробуйте провести по влажному песку. Что получилось? Что нарисовал Степа? (Аня, Полина и др.) (ответы)

 

А теперь попробуйте провести палочкой по сухому песку. Что получилось?

 

(ответы)

 

Вывод: На влажном песке палочкой рисуется лучше. Сухой песок рассыпается.

 

Проводится подвижная игра «Песчинки» (см. выше)

 

Итог занятия: Сегодня мы с вами были художниками. Давайте мы еще раз посмотрим, где мы рисовали палочкой. На влажном песке рисуется лучше. Сухой песок рассыпается.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Как песок может стать опасным"

Цель: Показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно,нужнобыть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, нос, ,рот,голову....

Беседа «Как песок может стать опасным» с детьми второй младшей группы

Беседа «Как песок может стать опасным» с детьми второй младшей группы...

Конспект занятия на тему "Как песок может стать опасным"

Показать детям игры с песком и предупредить их, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательными и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову....

Как песок может стать опасным

Показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову....

Беседа «Как песок может стать опасным»

Игры с песком летом, очень увлекательное занятие. Но дети должны знать, что будет, если играть в песок не осторожно....

« Как песок может стать опасным»

Цель: Показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.Материал:  игрушки...

Беседа «Как песок может стать опасным»

Показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову....