Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Воробьева Татьяна Михайловна

Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста составлено на основе "ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ духовно-нравственного воспитания

"С ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ" Белоусовой Р.Ю, Егоровой А.Н., Калинкиной Ю.С. Программа содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников (5-7 лет) с биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности чья жизнь является достойным примером для подражания.В планирование включен материал для чтения "Программы "Здоровые дети - шанс на семью" Сборника педагогических сказок под редакцией канд.пед.наук Н.В.Микляевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Алешковский детский сад»

                       Перспективный план работы

 по духовно – нравственному воспитанию

 дошкольников в старшей  группе

по

«ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ  

духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет

«С чистым сердцем» Р.Ю.Белоусовой, А.Н.Егоровой, Ю.С.Калинкиной.

Выполнила воспитатель: Воробьёва Татьяна Михайловна

2022-2023 уч.год

Перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в старшей  группе

по «Парциальной программе духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем»

Р.Ю.Белоусовой, А.Н.Егоровой, Ю.С.Калинкиной.

Тема

Задачи

Совместная деятельность

взрослого и ребенка

Раздел 1. Семья

Темы 1-7  

1 «. Моя семья. Мои самые близкие, родные и  любимые люди»

Формировать правильное представление о  семье, обязанностях и  её членах. Формировать личностное отношение к родной семье как к общечеловеческой ценности. Познакомить с  правилами почитания и  уважения старших. Воспитывать положительные взаимоотношения в  семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания и взаимопомощи в семейной жизни.

 Занятие с использованием презентации на тему: «Моя семья».  Рассматривание семейных альбомов. Пословицы о семье:»На свете всё найдешь, кроме отца и матери», «Ближе матери друга нет», «Бывает, что родители заботливы, а детки неработливы», «Нет милее дружка, чем родная матушка» и др.

 

2 « Мать и дитя»

Обратить внимание на заботу, ласку, тепло мамы. Приучать дошкольников ценить ежедневный, кропотливый труд мамы по дому. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, помочь понять, что мама у каждого из нас одна

 Занятие с использованием презентации на тему: «Мать и дитя». Рассматривание семейного альбома. Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка».Сказка «Как маленький мальчик помог маме».

3. « Образ отца»

Развивать у детей осознанное понимание роли отца в  семье (опора семьи, защитник). Раскрыть понятие «Глава семьи». Воспитывать уважительное отношение к отцу

  Занятие с использованием презентации на тему. Выставка рисунков детей. Изготовление поздравительной открытки отцу. Чтение татарской народной сказки «Три совета отца».

4. « Братья и сестры»

 Учить видеть горячую, самоотверженную любовь между братьями и  сёстрами на основе примеров из литературных произведений. Воспитывать чувство любви, сплочённости, взаимопомощи между братьями и сёстрами.

 Занятие с использованием презентации на тему: « Братья и сёстры». Изготовление открыток для брата или сестры. Чтение татарской народной сказки «Три сестры», Л.Толстой «Два брата»

Октябрь

5. «Бабушки и  дедушки»

Развивать у  детей понимание роли бабушек и  дедушек в  семье (бабушки и  дедушки  — источники мудрости, опыта, терпеливого и  заботливого отношения к  внукам). Учить понимать значимость родственных отношений. Воспитывать чувство заботы, любви и  уважения к  близким людям

Занятие с использованием презентации на тему: «Бабушки и дедушки». Изготовление сувениров для бабушки и дедушки. Чтение стихотворений, чтение башкирской народной сказки «Лентяйка»

7. «Моя родословная»

Познакомить детей с семейным древом. Развивать интерес к  истории своего рода, желание поделиться этими знаниями с  товарищами. Воспитывать чувство долга и любви к своей семье.

 Занятие с использованием презентации на тему: «Моя родословная». Изготовление коллективной работы: «Моя родословная»

Р а з д е л 2. Добро и зло

8. «Добро и зло»

Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и  «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике

Беседа с детьми о понятиях «Добро и зло». Рассматривание иллюстраций с изображением положительных и отрицательных поступков. Чтение сказки «Дети в роще», Чтение произведения Микляевой Н.В. «Храброе сердце».

9. « Хорошо ли быть злым?»

 Продолжить знакомство с  полярными понятиями «добро»  — «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости

 Занятие с использованием презентации на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение произведения В.Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо». Чтение произведения Микляевой Н.В. «Сказка про то, как Мишка научился слушаться своих родителей».

                                                                                              Ноябрь

10. «Наше настроение».

 Познакомить детей с понятием «настроение» и  его проявлением у  людей; показать в  доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и  регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей.

 Рассматривание картинок с эмоциями. Беседа о настроение. Рисование на тему: «Моё настроение».

11. «Учимся справляться с  гневом»

Продолжать учить детей различать эмоции злости и  радости; упражнять в  регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

Рассматривание картинок с эмоциями. Игры с детьми на изменение настроения. Чтение произведения Микляевой Н.В. «История о том, как Миша научился дружить»

12. «Какие бывают поступки ».

Раскрыть понятие «поступок». Создать опыт таких нравственных понятий, как «доброта», «вежливость», «отзывчивость». Систематизировать знания детей о  правилах культуры поведения и  культуры общения. Развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и  поступков окружающих, умение оценивать положительные и  отрицательные поступки. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Беседа с использованием презентации. Чтение произведения Микляевой Н.В. «История о том, как Миша научился дружить», «Злючка», «История про Ванечку, который ругался плохими словами», «Смех, который не радует, а огорчает».

13. «День Матери»

 Познакомить детей с историей возникновения праздника. Развивать знания детей  о профессиях женских. Воспитывать уважение к матери, к женщине.

Праздник «День Матери». Изготовление с детьми подарков для женщин. Выставка рисунков на тему «День Матери».Заучивание стихотворений о маме и бабушке, о женщине.

Декабрь

14. «Добрые дела и поступки. Добрые слова »

Учить понимать значение добрых дел и добрых слов в жизни человека; учить понимать, что не следует совершать плохие поступки. Учить видеть добрые поступки героев сказок и рассказов.

 Викторина по сказкам: «Угадай, какой по характеру? Из какой сказки?» Чтение произведения Микляевой Н.В.: «История о том, как Миша научился дружить», «История о том, как маленький дракончик узнал первые «Волшебные слова», «История про Ванечку, который ругался плохими словами».

15. «Милосердие и сочувствие»

Способствовать развитию у детей умение проявлять сочувствие к  нужде и  беде другого, помогать нуждающимся. Формировать у  старших дошкольников представление о  содержании такой нравственной категории, как милосердие. Побуждать проявлять чувство милосердия к  окружающим, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно и искренне. Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков; воспитывать в  детях умение обоснованно делать выбор в  пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и  совести; развивать стремление проявлять добро и милосердие.

 Беседа с презентацией на тему « Милосердие и сочувствие».Микляева Н.В «Сказка о том, как один мальчик с птицами подружился», «Смех, который не радует, а огорчает».

16. « Совесть»

Формировать у  старших дошкольников основные понятия нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость). Рассказать детям о  том, что совесть  — это советчик, помогающий ощутить свою вину. Формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос. Формировать у  детей умение видеть, признавать и  исправлять свои ошибки, стремление поступать в  соответствии с  внутренним голосом. Жить по совести  — умение строго и  требовательно думать о  себе. Воспитывать желание радовать других

 Беседа с презентацией на тему: «Совесть»

Чтение произведений: Аркадия Гайдара «Голубая чашка», Л.Толстой «Косточка», Пантелеева «Чесное слово», Микляева Н.В.: «История о том, как Миша научился дружить»,»Сколько стоит доверие»,»Как мальчик  Миша научился говорить правду»

17. «Жадность и  щедрость»

Познакомить детей с  понятиями «щедрость» и «жадность». Формировать опыт принятия решения в  соответствии с  внутренним голосом и  общепринятыми нормами морали и  этики. Прививать детям стремление совершать добрые поступки, быть отзывчивыми и  щедрыми. Развивать понимание переносного значения пословиц и поговорок о жадности — щедрости

Беседа с детьми на тему о жадности  щедрости. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественных произведения  Микляевой Н.В.: «Сказка про девочку, которая не хотела делиться своими игрушками».

                                                                                             Январь

19. «Прощение».

Раскрыть содержание понятия «прощение». Учить детей строить отношения в  группе на основе взаимоуважения; учить быть миротворцами в  конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга. Воспитывать в  детях умение проявлять сочувствие, сострадание к  другим. Воспитывать выдержку, терпимость в  ситуациях межличностных конфликтов

Беседа с презентацией по теме занятия. Рассматривание иллюстраций. Микляева Н.В «История про то, как хорошо просить прощения»

20. « Упрямство»

Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; знакомить с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций

Беседа о поведении детей. Чтение произведений Микляевой Н.В: «Сказка про то, как Мишках научился слушать своих родителей», «Каприза».

21. «Скромность»

Формировать у детей понятие «скромность». Учить понимать, почему так важно для человека быть скромным. Учить детей мыслить, рассуждать, делать выводы по этому поводу

Беседа с презентацией по теме занятия..

22.  «Блокада Ленинграда»

Познакомить детей с понятием «Блокада Ленинграда». Расширять знания детей о истории Родины. Воспитывать уважение к героическому прошлому России. 

Беседа с презентацией по теме занятия. Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войны. Акция «Блокадный хлеб».

Февраль

23. «Благодарность»

Раскрыть детям происхождение слова «спасибо», воспитывать признательность и  благодарность к  окружающим людям

 Беседа с детьми.

24. «Храбрость и трусость»

 Формировать у детей понятия «мужество», «храбрость», знакомить с такими нравственными качествами, как стойкость, терпение. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей. Воспитывать любовь к Родине, желание встать на её защиту

Беседа с презентацией по теме занятия. Рассматривание иллюстраций о героях Великой Отечественной войны.

25. « Зависть»

 Познакомить с  понятием «зависть». Рассказать детям о зависти как о сожалении о чужой удаче, счастье, успехе. Обсудить с  детьми случаи различного проявления зависти в  повседневной жизни. Учить детей стремиться не завидовать другим, а  радоваться их успехам. Формировать опыт принятия решения в  соответствии с  общепринятыми нормами морали и  этики. Развивать понимание дошкольниками переносного значения пословиц и поговорок (по теме «Зависть»)

Беседа с презентацией по теме занятия.

26.  «День Защитников Отечества»

Знакомить детей с историей праздника. Знакомить с различными родами войск: артиллерия, лётчики, танкисты и т.д. Воспитывать городость и уважение к защитникам Отечества.

 Праздник с защитниками Отчества. Чтение произведений о защитниках Отечества. Заучивание песен и стихотворений к 23 февраля. Оформление выставки поделками и рисунками. Поделка открыток для пап и дедушек.

Март

27. «Православные традиции. Масленица».

Дать детям представления о православном празднике Масленица; развивать и поддерживать любовь к культуре своего народа.

Праздник во дворе детского сада по сценарию муз. руководителя

 28. « Международный день 8 Марта»

Познакомить детей с историей праздника. Развивать знания о профессиях женщин, о трудовой деятельности женщин дома. Воспитывать уважение к женщинам: мамам, бабушкам, сёстрам.

Праздник «Поздравляем наших мам!». Заучивание стихов , песен, пословиц, поговорок, танцев к празднику. Чтение художественных произведений. Изготовление Лэпбука « 8 Марта – женский день» и папки-раскладушки для родителей.

                                       Р а з д е л 3.

29. «Доброжелательность.»

Развивать стремление к  дружелюбию по отношению к  другим; учить правильно выражать своё эмоциональное состояние; развивать положительную самооценку

Беседа по теме. Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик» и чтение произведения Катаевой.

30. «Справедливость»

Познакомить с  понятиями «правда» и «ложь». Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы. Воспитывать такие качества, как честность и справедливость

Беседа с детьми по теме. Чтение произведений: Л.Н.Толстой «Косточка», Микляева Н.В. « Как девочка Маша научилась говорить правду».

Апрель

31. «Хвастовство и  скромность»

Формировать у  детей понятие «скромность», учить понимать, почему так важно для человека быть скромным. Познакомить детей с понятием «хвастовство». Подвести к заключению, что хвастаться нехорошо. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы

 Презентация и беседа по теме занятия.

32. «Гордость».

Познакомить детей с  понятием «гордость». Совершенствовать навыки культуры общения через коллективное творческое дело. Воспитывать такие качества, как гордость за свои поступки, за успехи друзей.

Презентация и беседа по теме занятия.

33. «Послушание»

Формировать представление о послушании и  непослушании. Показать, что послушание  — это возможность избежать многих неприятностей и  несчастий. Развивать умение сравнивать, анализировать поступки литературных героев

Просмотр мультфильмов, беседа по содержанию. Чтение произведения Микляевой  Н.В. «День Вовиной вседозволенности».

34. «Чувства других людей.»

Закреплять понятия «физическая боль» и  «эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.

Р а з д е л 3. Малая родина

35. «Православные традиции. Праздник Светлой Пасхи».

Дать детям сведения о том, что есть церковный праздник - Пасха Христова, помочь ощутить чувство радости от данного праздника. Развивать мелкую моторику и художественный вкус детей при раскрашивании пасхальных сувениров. Воспитывать понимание детьми своего  места  в  семье,  деятельного  участия  в  домашних  делах. Воспитывать интерес к православным традициям русского народа.

Просмотреть с детьми мультфильм «Пасха». Помочь понять смысл сюжета. Пояснить детям, что традиция в святое воскресение «Пасхи» раскрашивать, дарить или есть яйца, зародилась благодаря данному празднику. Занятие «Воскресение Христово». Экскурсия в храм. Познавательно-исследовательская деятельность: окрашивание яиц с помощью риса. Предложить детям раскрасить заготовки яиц, соблюдая аккуратность и пользуясь определённой палитрой цвета. Подготовить выставку «Великая Пасха» - привлечь к её оформлению детей.

36. «Мой родной край»

Дать детям первоначальные знания о возникновении родного края, развивать интерес к его истории. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине

Экскурсия по селу, по улицам села, в библиотеку, в музей, в храм в честь иконы Смоленской Божией матери.

Май

37. «День Победы»

Рассказать детям о значении праздника «День Победы» для народа. Расширять знания о героях, защищавших нашу страну от гитлеровских захватчиков.  Воспитывать гордость и уважение к героям, участникам Великой Отечественной войны.

Чтение произведений о войне, стихов. Заучивание стихов к «Дню Победы».Шествие к памятнику, возложение цветов. Чтение стихов у памятника. «Бессмертный полк» в детском саду.

38. «Достопримечательности родного края (города, района, села)  »

Обогатить знания детей о  достопримечательностях родного края. Показать взаимосвязь культурных ценностей с историей родного города, района, села. Воспитывать патриотические чувства детей

Экскурсия в библиотеку, к памятнику, погибших воинов.

37. «Мой любимый детский сад. От истоков к современности»

 Дать детям знания об истории возникновения детского сада и  ближайшем его территориальном окружении. Учить детей устанавливать взаимосвязь между прошлым и  настоящим на примере изменений, произошедших в период развития дошкольной организации с момента строительства до наших дней.

Рассказ про детский сад. Рассматривание альбома. Беседа про детский сад. Чтение стихов.Чтение произведения Шалаевой «Правила для воспитанных детей»

 Август

«Яблочный спас»

«Медовый спас»

«День Флора и Лавра»

Воспитывать интерес к русским народным традициям. Развивать у детей умение отгадывать загадки.

Развивать знания о традициях родного края.

Интегрированное комплексное занятие с просмотром презентации по данной теме. Выставка работ по темам. Игры на улице. Рассказы о пчёлах. Дегустация мёда.

Интегрированное занятие «День Флора и Лавра»

Календарный  план

Количество занятий в год

36+1

Количество занятий в месяц

4

Количество занятий в неделю

1

Дополнительное занятие-досуг летом

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Программа дополнительного образования по воспитанию духовно – нравственной культуры для детей старшего дошкольного возраста «Горенка».

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами и родителями. В современном мире...

Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы по нравственно – патриотическому  воспитанию в старшей  группе №1 "Сказка"  на 2017-2018 учебный  год....