План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»
календарно-тематическое планирование

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

Цель: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в формировании у дошкольников устойчивого интереса к художественной литературе; создание условий для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе

Задачи: 

  • изучить методическую литературу по данной теме;
  • создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги);
  • развивать у детей умений с помощью игр рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки.
  • составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей

Актуальность темы:

    Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда.  В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение,  компьютер активно выступают ее конкурентами.

    Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.

   Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. Книга  является  учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект,  творческое воображение, способствует гармоничному  нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир.  Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

   Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

    Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.


Сроки реализации

Мероприятия, деятельность, организационная форма

Предполагаемый результат

Комментарии

В течение учебного года

Сбор и изучение информации, методической литературы и других источников.

Анализ изученной литературы.

В течение учебного года

Организация тематических книжных выставок в группе : перелетные птицы, профессии, Михалков С., Чуковский К., С.Я. Маршак, новый год и пр.

В течение учебного года

Изготовление и внедрение в систему работы ряда дидактических игр и пособий, демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности с детьми  и самостоятельной деятельности.

Разработка проекта «Мир книг»

Пополнение предметно-развивающей среды  

Реализация проекта январь - февраль

Работа с детьми

Сентябрь

Мониторинг детей по данной теме; индивидуальные беседы с родителями, подбор необходимого оборудования

Составление плана

Октябрь

Просмотр презентации «Рождение книги»

Экскурсия в библиотеку

Ноябрь

«Кто за кем?»,  «Расскажи по картинке»

Игра-викторина «С волшебным клубочком в сказку войдем»

Изготовление игр по сказкам  

 

Декабрь

«12 месяцев», «Снегурочка»

Создание «Книжкиной больницы»

Изготовление магнитного театра

нварь

Подготовка к показу сказки «Муха цокотуха»

Показ сказки «Муха цокотуха» родителям и детям старших групп

Разработка конспекта – сценария, Разучивание ролей, подготовка атрибутов, костюмов, музыки.

Февраль

Эксперементирование «Изготовление книги»

Продуктивная деятельность: аппликация «Непослушный мышонок»,  рисование «Усатый полосатый»

арт

Изготовление книжек-малышек для ярмарки в ДОО

Апрель

Участие в ярмарке «Книжки – малышки»

Физкультурный досуг «В гостях у сказки»

Май

Театрализованные игры в группе

Работа с родителями

В течении года

Участие родителей в совместных литературных мероприятиях ( досуги, викторины, вечера , акции)

Участие родителей в совместной проектной деятельности с детьми и педагогами.

Привлечение родителей к пополнению книжного уголка группы, изготовлению  атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности.

Оформление консультаций, папок-передвижек для родителей по теме самообразования:                      «Простые советы родителям, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению», «Первое знакомство с книгой», «Что необходимо читать дошкольнику», «Как помочь ребенку полюбить книгу», «Воспитываем детей с помощью сказок», «Как организовать чтение перед сном» (издание буклетов, памяток)


Подведение итогов работы по самообразованию за учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".

Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...

ПЛАН по самообразованию «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Актуальность темы:Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко...

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста

Описание опыта работы по формированию читательской грамотности и любви к книге детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"...

План по самообразованию «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

План по самообразованию «Развитие речи у детей дошкольного  возраста через нетрадиционную технику рисования»...

План по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»

План по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад "ВИШЕНКА...

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»...