«Творческий подход в организации психолого-педагогического сопровождения в ДОУ»
методическая разработка

Трушникова Ольга Ивановна

Заседание районного методческого объединения "Школа молодого педагога" по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественно-эстетического развития" , «Творческий подход в организации психолого-педагогического сопровождения в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Творческий подход в организации

психолого-педагогического сопровождения в ДОУ»

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий, творческих идей в педагогический процесс. Педагог-психолог образовательного учреждения не может быть в стороне от этих позитивных изменений. Но в современных условиях в рамках инновационной деятельности образовательных учреждений следует сместить акценты работы психолога. Нужна такая модель психологической службы, при которой основной точкой приложения сил психолога являлись бы не дети, а взрослые, прежде всего педагоги, обучающие и воспитывающие их.  В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача психологической службы заключается в сопровождении педагога.

Т.Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий. Сущностной характеристикой сопровождения в данном подходе является создание условий для перехода педагога к “самопомощи”. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции “я не могу” к позиции “я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями”, то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития, творческой реализации.

Развитие готовности к творческой деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом.

Творческий подход, как правило, приводит к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки творческой деятельности педагога, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.

Задачи:

  • Создать необходимые мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, которые будут побуждать членов педагогического коллектива к самосовершенствованию и тем самым формировать готовность к творческой педагогической деятельности;
  • Формировать (воспитывать) у педагогов соответствующие потребности и мотивы. (Мотив — это стойкое внутреннее свойство личности, которая изнутри побуждает ее к осуществлению определенных действий.)
  • Создание творческой атмосферы в коллективе, сплочённости в достижении общих целей.
  • Профилактика эмоционального выгорания.

Инновационные механизмы развития включают:

  • создание творческой атмосферы в ДОУ, мотивацию интереса в педагогическом сообществе к новшествам;
  • создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
  • инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
  • интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных проектов.

Педагог-психолог как специалист по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых способен  и просто обязан протянуть руку помощи в ситуации внедрения программ всему дошкольному учреждению. Психолог включается в проектирование творческой деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки в образовании, а психологическая полезность – тот  критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.

Современное образование нуждается в успешных творческих педагогах. Только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей. Можно развести личностную (внутреннюю) успешность: ощущение удовлетворённости жизнью, полноты самораскрытия, воплощение идеалов самоотдачи и т.д. – и профессиональную (внешнюю) успешность, которая обычно выражается в формальных показателях: профессиональном статусе, квалификационной категории и т.д. Творческий педагог – источник успеха своих воспитанников. Успех —  пусковой механизм саморазвития и самосовершенствования. Значит, чтобы профессионально расти, педагог  должен почувствовать себя успешным.  

Одним из основных критериев успешной деятельности каждого педагога становится результативная творческая деятельность как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться все более и более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества. Сегодня, как никогда, важно обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагога, сформировать у него способность к профессиональному самовосстановлению, подготовить его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности.

 Успех в деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально – психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств. Деятельность педагога в образовательном учреждении, имея творческий характер, являясь одним из важных факторов личностного саморазвития педагога, во многом снижает вероятность возникновения у него эмоционального выгорания. Каждый педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода. Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации ДОУ  и ее психологической службы, активная позиция психолога  в процессе создания условий для саморазвития личности педагога.

Одной из организационных форм реализации творческого подхода  является проведение недели психологии, отдельные мероприятия которой каждый педагог может использовать в своей практике.

        Обычно неделя психологии – это работа коллектива единомышленников, связанных определенной темой и общими задачами.

Принципиальные условия работы  недели психологии:

  • самораскрытию личности педагогов способствует общение на основе взаимоинтереса и взаимопонимания;
  • взаимному познанию друг друга способствует открытие своего опыта для других и открытие опыта других для себя;
  •  профессиональному выражению способствует творческая  деятельность, не ограниченная синтезом опыта других, а опирающаяся на собственный опыт и поиск;
  •  профессиональному самоутверждению способствует  аргументация ценности творческих идей результатами собственных достижений;
  •  профессиональному самоопределению способствует стимулирование высокой познавательной активности, направленной на овладение педагогической теорией и практикой, педагогическими ценностями;
  •  профессиональной самоактуализации  способствует осознание собственной профессиональной позиции, уровня собственных возможностей в профессиональной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Советский» Тема: «Творческий подход в организации психолого-педагогического сопровождения в ДОУ» Педагог-психолог Трушникова О.И.

Слайд 2

Цель: Задачи: создание атмосферы для развития сотрудничества , доверия во взаимоотношениях, формирование благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении. С озда ние положительной психологической атмосферы в детском саду Р асширить представления о мире чувств и переживаний П овы шение интереса детей, педагогов и родителей к психологии

Слайд 3

Неделя психологии 2019– 2021 учебный год: Тема была определена Международным Днем толерантности. Цель: С оздание в учреждении благоприятного социально-психологического климата как основу формирования толерантного пространства, чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям назависимо от социальной принадлежности Неделя психологии 2018– 2019 учебный год:

Слайд 4

Понедельник День первый : Красный Красный – значит красивый. Злого, жадного человека трудно назвать красивым. Мы не такие… Давайте подарим друг другу улыбки! Акция «Подари улыбку другу!» 1.Опрос «С каким настроением ты пришёл сегодня в детский сад?» 2. Сундучок «Мудрость на каждый день» 3. Почта доверия - напиши своим друзьям, коллегам . Заполнение «Радуги нашей жизни!»

Слайд 5

Утренний ритуал «Моё настроение»

Слайд 6

ВТОРНИК День второй : Оранжевый Оранжевый – значит заметный, яркий. Акция «Веселый апельсин» 1.Найти в детском саду как можно больше предметов оранжевого цвета. 2.Конкурс рисунков и поделок «Оранжевая страна» Выполненные задания и рисунки принимаются в кабинете психолога. Заполнение «Радуги нашей жизни!»

Слайд 8

СРЕДА День третий : Жёлтый Жёлтый – очень тёплый. Как солнце дарит нам тепло, так и мы можем дарить друг другу тепло наших сердец Акция «Солнышко в руках » 1.Плакат «Психологическое здоровье ребенка» 2.Психологический КВН для воспитателей: "Психология — это серьезно!" 3. Придумать и нарисовать несуществующих персонажей – Пожирателя Неприятностей и Дарителя Радости. Рисунки принимаются в кабинете психолога. Заполнение «Радуги нашей жизни!»

Слайд 9

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей . «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», (п.1 ст. 18 Закона РФ) Выставка детских рисунков «Дарители радости и пожиратели неприятности»

Слайд 10

Что такое счастье? - Таким простым вопросом, Пожалуй, задавался Не один философ. А на самом деле Счастье - это просто. Начинается оно С полуметра роста.

Слайд 11

Четверг День четвёртый : Зелёный Зелёный – цвет добра, милосердия. Это ещё и цвет окружающей нас природы. «Нужно быть добрым не только друг к другу, но и к природе…» Акция «Подарки для наших питомцев » 1.Посещение экологической комнаты 2. «Гусеница комплиментов» Заполнение «Радуги нашей жизни!»

Слайд 12

Коллективная работа «Гусеница комплиментов» И птиц, и рыб я слышу всех: «Тебя мы просим, человек. Ты обещай нам и не лги. Как старший брат нас береги».

Слайд 13

Пятница День пятый : Радужный Радужный – значит весёлый , интересный, праздничный. Подведение итогов Недели Психологии, награждение самых активных участников. Заполнение « Радужного калейдоскопа»

Слайд 14

« Рад уж ный кале йдо с коп» Тортик вам на угощенье И для сладости общенья Чтобы будни подсластить, И доставить радость. Разрешите подарить Вам вот-эту сладость!

Слайд 15

Выставка рисунков «Моя радуга» Я говорю «спасибо » всем За добрые дела. Пусть на земле от добрых дел Прибавится добра! Пусть будет добрым каждый день, А так же каждый час, И солнце светит на земле Для каждого из нас!

Слайд 16

Вдоль по РАДУГЕ лучистой Вперемешку с облаками Ты бежишь к ИСТОКАМ чистым, Свет УДАЧИ догоняя. Разноцветные дорожки ДОБРОТОЙ земной сияют, РАДОСТЬ сыплется в лукошко, СЧАСТЬЕ душу согревает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» на основе мониторинга»

Данный материал содержит в себе мультимедийную презентацию и также текстовое сопровождение к слайдам. Эти материалы использовались на методическом объединении музыкальных руководителей. Буду рада, есл...

Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются элементы современных технологий  формирования коммуникативного  подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...

Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии

Концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Причем понятие педагогической поддержки являлось п...

Представление опыта для творческой группы по организации психолого-педагогического сопровождения на тему "Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через инновационную технологию «Кубик Блума».

Кубик Блума является инновационной практикой в развитии критического мышления дошкольников и позволяет систематизировать полученные знания.Использование приема "Кубик Блума" только на первый...

Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии

Концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Причем понятие педагогической поддержки являлось п...