ВОСПИТЫВАЕМ ПРИВЫЧКУ РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ У ДОШКОЛЬНИКА.
консультация

ВОСПИТЫВАЕМ ПРИВЫЧКУ  РЕЧЕВОГО САМОКОТРОЛЯ У ДОШКОЛЬНИКА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТЫВАЕМ

ПРИВЫЧКУ  РЕЧЕВОГО   САМОКОНТРОЛЯ

У  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С  ТНР

Самоконтроль – осознание и оценка

субъектом собственных действий,

психических процессов и состояний        

  И.П. Павлов

         Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь — это не природный дар, такая речь возникает благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и самого ребенка.

        Наблюдая за речью детей, можно увидеть, что они стараются говорить правильно только, когда их контролируют педагоги и родители.  Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной автоматизации поставленных звуков.

       РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ– вот чего не хватает воспитанникам речевых групп. Дошкольников с высоким уровнем речевого самоконтроля в наших группах почти нет. Детей с общим недоразвитием речи условно можно разделить детейна двегруппы:

* со средним уровнем сформированности самоконтроля общей произвольной деятельности, самоконтроля речевой деятельности и сформированности устной речи (дети с нерезко выраженным ОНР (IV уровень).

с низким уровнем сформированности самоконтроля общей произвольной деятельности, самоконтроля речевой деятельности и сформированности устной речи (детей с ОНР III уровня).

        Отсутствие или недоразвитие функции речевого самоконтроля со стороны воспитанников приводит к возникновению «кабинетной речи», дети говорят грамотно и красиво в условиях логопедического кабинета, под контролем учителя-логопеда.

Причинами возникновения «кабинетной речи» могут стать:

1. недоразвитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы самого ребенка;

2. недостаточность двигательно-кинестетической основы самоконтроля у воспитанника;

3. недостаточная сформированность фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания дошкольника с ТНР.

4.отсутствие контроля со стороны воспитателя группы компенсирующей направленности и родителей;

        Таким образом, становится актуальной и понятной необходимость специального формирования навыков речевого самоконтроля у дошкольников в процессе обучения и воспитания. Основное назначение самоконтроля заключается в своевременной профилактике нарушений или обнаружении уже совершенных ошибок.

       Работа по формированию речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи в процессе их логопедической реабилитации проходит в несколько этапов.Первый (подготовительный) этап - активизация межполушарного взаимодействия.  Второй (текущий) этап —перевод речедвигательных мышц путем многократного повторения одного и того же движения с сознательного на бессознательный уровень.   Третий этап — формирование результирующего контроля — завершает процесс развития функций самоконтроля и саморегуляции

         Координация в   коррекционной работе всех анализаторов позволяет ребенку активизировать функции различения, запоминания и воспроизведения действий в процессе поэтапного усложнения речевой деятельности.

        Внимание ребенка особо акцентируется на разных приемах самоконтроля. Здесь используется метод интонационной стимуляции самоконтроля, методкинестетического анализа, метод самоконтроля на фонематическом уровне и др.

        Самоконтроль в сочетании с использованием словесных инструкций, кинестетического и слухового контроля приобретают ведущее значение при уточнении артикуляции или коррекции звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитывать культуру чтения у дошкольника?

Зачем, спросят многие? В наш-то век информационных технологий, тотального наступления Интернет и т.п. И, тем не менее, самые развитые страны все больше и больше обращают внимание на то, чтобы ...

Как воспитывать патриотическое воспитание у дошкольников

«Как воспитать маленького патриота»         Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих ро...

Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Формирование психологических навыков самоконтроля у дошкольников».

Коррекционно-развивающее занятие на формирование навыков самоконтроля у дошкольников....

Ролевая игра как средство формирования самоконтроля у дошкольников

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-до...

Методические рекомендации по формированию навыков самоконтроля у дошкольников с нарушениями интеллекта на уроках математики

В статье рассматривается проблема формирования навыков самоконтроля у дошкольников с умственной отсталостью. Представлены результаты исследования уровня самоконтроля у старшей и подготовительной групп...

Игры и упражнения для развития произвольного поведения и самоконтроля у дошкольников

Произвольность поведения – необходимое условие успешного обучения в школе.Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционн...

Приемы мотивации к развитию речевого самоконтроля у дошкольников с нарушениями речи.

Для логопедов коррекционных групп актуальной проблемой является введение поставленных звуков в самостоятельную речь у детей с речевыми нарушениями. Коррекция звукопроизношения требует от ребенка включ...