Выступление по теме" "Игровые упражнения в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми"
презентация к уроку (средняя группа)

Я работаю в средней группе, компенсирующей направленности, которую посещают дети с различными медицинскими диагнозами, практически все они – неговорящие.

  1.   с задержкой психического развития (ЗПР)
  2.   с расстройством аутистического спектра (РАС)
  3.   с детским церебральным параличом (ДЦП)
  4.   с хромосомными нарушениями и др. (синдром Дауна)

Как правило, эти дети на занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях развития и обучения.

Презентация здесь     https://cloud.mail.ru/public/rpm8/1CbtgrRPm

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_s_negovoryashchimi_detmi1.docx324.35 КБ

Предварительный просмотр:

Я работаю в средней группе, компенсирующей направленности, которую посещают дети с различными медицинскими диагнозами, практически все они – неговорящие.

  •   с задержкой психического развития (ЗПР)
  •   с расстройством аутистического спектра (РАС)
  •   с детским церебральным параличом (ДЦП)
  •   с хромосомными нарушениями и др. (синдром Дауна)

Как правило, эти дети на занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях развития и обучения.

Занятия провожу индивидуально или с подгруппой детей. Ведущая форма занятия – игровая. Обязательным условием является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта с ребенком.  

Поэтому направления коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми это:

  • формирование мотивации – необходимо заинтересовать ребёнка;
  • формирование зрительного контакта – научить следить взглядом за предметом;
  • формирование имитации – помочь освоить простые движения;
  • формирование понимания простых поэтапных и общих инструкций;
  • формирование речевой подражательной деятельности;
  • формирование мыслительных операций – различать, сопоставлять, детализировать предметы.

Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребёнком – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы он нас увидел, услышал, привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинаю работу с развития подражательной способности ребёнка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и т.д.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию звукам, словам.

Мы используем игры на формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучаем игровым действиям – имитациям.

-  Сделай, как я.Катание, бросание мяча по показу взрослого.

- Покажи, как зайчик прыгает.

-  Уложим кукол спать.

-  Оденем Катю на прогулку.

-  Построй ворота, башню.

-  Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).

-  Чудесный мешочек и др.

Основная задача: игр на развитие понимания речи отдельных простых просьб и обращений взрослого – это накопление пассивного словарного запаса.

  1. Покажи, дай  предметы (картинки) из ближайшей окружающей обстановки.

2. Покажи, где мальчик ест, спит, попрыгает, бежит и т.п..На этом этапе нам очень помогают Альбомы по развитию речи Батяевой, Новиковской и др. авторов.

3. Выполнение словесных инструкций:«Покатай мишку». «Покорми птичку», Игры. «Ладушки», «Прятки игрушек под платочком» и др.

ПРОСМОТР РОЛИКА!!!!

Для стимулирования появления речи я использую разнообразные методические приёмы:

  • логоритмические упражнения, что вы сейчас наблюдали.
  • куклы-мапеты, пальчиковый театр;
  • альтернативные вопросы: «Какую игрушку тебе дать, самолётик УУУ или куклу ААА?» - в такой формулировке ребёнок вынужден повторить.

И, конечно же, авторские пособияМарии Черняк, которое мы приобрели в этом году. Предлагаю вашему вниманию комплект карточек Артикуляционной и Пальцево-звуковой гимнастики для развития понимания речи, навыков имитации, отработки звукоподражаний.

Выполняем упражнение для губ «Жаба» (и-и), «Слон» (у-у).

А вот упражнения пальцево-звуковой гимнастики «Колокольчик» (динь-динь)  и «Коза» (ме-ме). Как вы поняли, добавляем движение-имитацию.

Этого же автора пособие «Звуки», которое предназначено для  стимулирования повторения отдельных звуков, звукоподражаний и двусложных слов.

Выполняя в игровой форме упражнения по звуковой культуре речи, дети постепенно овладевают произношением звуков, звукоподражаниями.

Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребёнка, с различными её процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевых сферах.

Эти связи проявляются как в нормальном, так и в аномальном развитии.

Поэтому уделяю большое внимание играм на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия). Это обуславливает комплексный подход в коррекционном развитии и обучении с использованием разнообразных средств, вразличных видов деятельности.

Такие игрушки как: сортёры, пазлы, лабиринты, домино, пирамидки и другие очень нравятся детям.

А мы создаём свои дидактические пособия и играем. Сначала обучаем детей играть в игру «Собери варежку».

        Затем они играют самостоятельно…

Родители наши единомышленники! Они играют вместе с нами в игры и понимают их важность для развития ребёнка. Так же родители приносят нам пособия и игры, делятся собственным опытом.

Итак, игры на подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом – мотивация… Так же важно установить с такими детьми тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. И конечно, вокруг ребёнка должна быть сформирована развивающая среда. Наши правила в работе ….

  •  играем не только за столом, но и на полу
  •  чем значимей стимул, тем ярче эмоциональное внимание
  •  речевые инструкции чёткие, доступные, поэтапные
  •  частая смена видов деятельности
  •  внешность педагога: яркая помада, шарф и т.п.

Эмоциональная увлечённость педагога игрой заряжает, воодушевляет ребёнка!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития речи проводится в рамках ведущей деятельности, опирается на современную теоретическую базу и даёт возможность сп...

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

В данном материале вы ознакомитесь с игровыми упражнениями по формированию речевого дыхания, понимания речи, слухового восприятия и фонематических процессов, пространственного восприятия, с прие...

Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми.

Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми....

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!...

Сопровождение детей с ЗПРР: коррекционно-развивающая работа с «неговорящими» детьми

Из опыта работы с «неговорящими» детьми раннего возраста...