Информация к педагогическому совету на тему: Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации программы «Школа юных патриотов» в старшей группе компенсирующей направленности № 5.
материал (старшая группа)

     Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:

- способствовать формированию представлений об особенностях родного края;

- познакомить детей с особенностями и традициями края;

- формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессии;

- познакомить с именами знаменитых земляков;

- сформировать знания о живой и неживой природе края;

- заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация к педагогическому совету на тему:

Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации программы «Школа юных патриотов» в старшей  группе компенсирующей направленности № 5.

Воспитатели: Талаева С.А

Рыбалко О.В.

     Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:

- способствовать формированию представлений об особенностях родного края;

- познакомить детей с особенностями и традициями края;

- формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессии;

- познакомить с именами знаменитых земляков;

- сформировать знания о живой и неживой природе края;

- заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Для повышения нашей компетентности по региональному компоненту нами была изучена следующая литература:

- методическое пособие Бондаревой Н.А «Традиционно-бытовая региональная культура»;

- пособие Демянчук Л.Ф «Воспитание дошкольника как будущего патриота в процессе приобщения к творчеству кубанских поэтов»;

- В.А Маркова, Л.М Данилина, З.Г Прасолова «Воспитание удошкольников любви к малой Родине».

     Свою работу по региональному компоненту мы планируем  в соответствии с инновационной деятельностью детского сада по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам кубанской культуры». В планировании  по ознакомлению детей с региональным компонентом, мы используем собственные пособия: «Патриотическое воспитание дошкольников на основе кубанских традиций». Методичка содержит перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и кубанскими народными играми. В работе по взаимодействию с родителями используем пособие «Работа  с семьей по патриотическому воспитанию и приобщению к семейным  кубанским традициям» и  методическим пособием инструктора по физической культуре, Нагний Л.А «Внедрение регионального компонента в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ».

   Учитывая основные функции предметно-развивающей среды: (организующую, воспитывающую и развивающую) в детском саду выделено  помещение, которое было  оборудовано под кубанскую хату, туда мы с детьми ходим на экскурсию. В данном музее представлены предметы народно-прикладного искусства Кубани: гончарные изделия, керамические, плетёные изделия из соломки, вышивки, картины, прялки, национальные костюмы, игрушки казака и казачки.  Имеются выставки изделий и предметов декоративно-прикладного искусства: вышивка, различная посуда, народные игрушки, иллюстративный материал и т. д. Также здесь представлены разнообразные экспонаты: альбомы с историческими фотографиями прошлого, предметами быта старины (утюги, кувшины, посуда), одежда (рубашки с вышивкой, лапти, платки) русская печка с дровами, стол со скамейками и караваем, куклы в русских народных костюмах, подвесная старинная люлька для родившихся детей.

     В группе создали мини-уголок «Кубанское подворье». Он состоит из хаты, плетня, казака, казачки и домашних животных. Также мы изготовили тематические альбомы «Символика Краснодарского края», «Наш город Новокубанск». Ребята с удовольствием при помощи него знакомятся с достопримечательностями нашего края, поэтами,  интересными фактами города Краснодара.

Групповая библиотека пополнена следующими пособиями:

- «Кубанские казаки», «Казачий семейный альбом», «Кубанская азбука», «Русский праздничный народный костюм». Рассматривая данные пособия, ребята, знакомятся с русской национальной культурой, фольклором, традициями и обычаями.

- «Любимый уголок земли». Данное пособие рассказывает о красоте родного края, ратных подвигах и трудовых доблестях наших земляков.

     Используем разные формы работы, по приобщению детей к культуре родного края. Непосредственно образовательная деятельность регионального содержания реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. Как известно дети воспринимают лучше наглядную информацию. Поэтому на занятиях мы используем плакаты, презентации или настоящие атрибуты, которые дают детям знания о родном крае. Немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. Пословицы и поговорки – это живая история народа.

    На занятиях по ИЗО - деятельности, ребята знакомятся с ремёслами, вышивкой и различными видами росписи. В группе была организованна выставка детских работ на тему: «Мой любимый город». Перед этим с ребятами проводилась беседа на тему «Мой город самый красивый, мой город самый родной». Тем самым, расширяем знания детей о родном городе, его достижениях и богатствах. Была организованна выставка рисунков ко Дню матери «Рисуем маму вместе с папой», ко Дню Защитника Отечества «Мой папа солдат». Для родителей были организованны утренники, в которых они приняли активное участие.

    Ежедневно читаем детям произведения кубанских авторов, таких как:

- В.Нестеренко, К.Обойщиков, И.Беляков, Е.Щеколдин, В.Бакалдин, и многих других. Используя поэтические произведения кубанских авторов, расширяем знания дошкольников об окружающем мире: кубанском народе и его нравственных ценностях, природе юга России. Колоритный язык поэтов Кубани, их любовь к родному краю передаются дошкольникам и развивают в них патриотические чувства, которые выражаются не только в гордости за свой край, но и желании соответствовать званию-житель Кубани-житницы России.

    Проводили с детьми беседы на тему« Мое имя - моя гордость», «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков». Знакомили детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивали познавательный  интерес к истории своего народа, приобщали детей к народным традициям, воспитывали чувство уважения к старшим поколениям. 

    Важное место отводим народным  подвижным играм, которые привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, воспитывают волю, внимание, товарищеские чувства.

    Изучив различные Кубанские подвижные игры, мы  разработали картотеку подвижных игр Кубани.  Дети с удовольствием играют в кубанские народные  игры ( горшки, подсолнухи, стадо, брыль, кривой петух) и т.д , используя при этом атрибуты, такие как: шапки-кубанки, брыль (соломенную шляпу), подкову т.д.

     Большое место занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, и др. Отмечали  государственные праздники (8 Марта, День защитника Отечества); организуются празднования дней рождения детей группы. Продолжали знакомить детей с народными праздничными обрядами.    

       Для ознакомления детей с государственной символикой  имеется уголок нравственно-патриотического воспитания, содержащий символику края, флаги и гербы России и Краснодарского края.

Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с региональным компонентом, также закладывается в семье именно в период раннего детства. Большое внимание уделяется совместной деятельности детей и их родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним. Организуются и проводятся родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки «Край родной, навек любимый». Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

    Привлечение родителей даёт возможность не только добиться единства воспитательных действий, но и существенно обогащает содержание работы.

    За время работы у детей появились знания о музеях, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых. У ребят стал проявляться интерес к истории, народной культуре, фольклору.

      Систематическая работа позволяет воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами; а также повысит знания у родителей о культурных ценностях и традициях своей национальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО».

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об о...

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

Педагогический совет Тема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»

Педагогический советТема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»Цель: Повышение про...

Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организацииработы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: системати...