Устное народное творчество как фактор духовно-нравственного воспитания дошкольников
статья (старшая группа)

Турутина Светлана Михайловна

В статье рассматривается значение устного народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_v_vospitanii_doshkolnikov.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Устное народное творчество как фактор  духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Одним  из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Устное народное творчество многожанровое, оно включает в себя  пословицы, поговорки, потешки, сказки. Корни народного устного творчества уходят своими корнями  глубоко в древность. Оно заключает в  себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, что соответствует психофизиологическим особенностям детей.

Важно включать    устное народное   совместную деятельность педагога с детьми, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности.  

Использование потешек  в режимных процессах,  позволяет создать доброжелательную атмосферу, вызывает положительное отношение к режимным моментам.

Можно использовать потешки как  пальчиковые игры, что  способствует развитию мелкой моторики.

Загадка, как одна из малых форм устного народного творчества, формирует у детей познавательный интерес, помогает усвоить грамматический строй  речи.

  Пословицы и поговорки  называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы важно использовать  во всех режимных процессах воспитательной работы. 
Дети легко запоминают пословицы и поговорки и используют их в повседневной жизни. Таким образом, пословицы и поговорки помогают прививать  детям  нравственные нормы поведения, показывать им моральные эталоны.

Скороговорка – это веселая игра для  быстрого повторения труднопроизносимых стихов  и фраз. В народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество. Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, возможно формировать с помощью русских народных сказок. Так как материалом для них является жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Многие русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными. За ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам.  Для того, чтобы создать сказочную атмосферу, можно использовать образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи, и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Слушая сказочный голос,  дети запоминают сказку, а потом пересказывают,  манипулируя игрушками, имитируя интонацию персонажей. Под впечатлением услышанной сказки  у детей возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка, для этого  разыгрывали с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождали  меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая,  а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, простодушная, добрая.

Народные игры, хороводы, прививают детям такие нравственные понятия, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность. 

 Таким образом, систематически организованная работа с дошкольниками по использованию народного фольклора благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребенка с раннего возраста и играет огромную роль в его духовно-нравственном воспитании.

Литература:

Болдырева, Н. Г. Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — № 27 .

Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов / СПб.: «ООО Издательство Пресс», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...

План работы по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

В данном материале представлен план по самообразованию на тему: "Устное народное творчество как срество духовно-нравственного воспитания дошкольников"...

План по самообразованию по теме: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» в средней группе на 2017 – 2018 учебный год

Цель работы:  объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основ...

Доклад по теме: "Устное народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников"

воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей....

Доклад по теме: «Устное народное творчество, как фактор духовно-нравственного развития дошкольника».

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на окружающий мир, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчест...

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, сам...