Патриотическое воспитание дошкольников через формирование у детей любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Лацинник Виктория Александровна

Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных ценностей на сегодняшний день является важным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на обеспечение единства подходов в решении задач воспитания у ребенка привязанности к родному дому, семье, сопричастности ребенка с родственниками, осознания правил, регулирующих взаимоотношения в семье, семейных традиций и обычаев.

Проблема приобщения дошкольников к семейным ценностям может быть решена в тесном содружестве детского сада и семьи при квалифицированной поддержке и сопровождении родителей в данном вопросе со стороны детского сада. Данная тема ярко раскрыта в материале.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Патриотическое воспитание дошкольников через формирование у  детей любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям».

"Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы"

А. Н. Острогорский

Современное общество рассматривает семью как первую социальную общность, в которой закладываются основы личностных качеств ребенка.

Основная цель дошкольного образования - разностороннее развитие ребенка, задаваемое федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования стандартом в полном объеме в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой детства как самоценного периода жизни человека.

В "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" поставлена задача по «обеспечению поддержки семейного воспитания, содействию формирования ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей». Федеральный стандарт дошкольного образования и соответственно все современные комплексные образовательные программы содержат задачи и направления образовательной деятельности по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Поэтому, исследование вопросов,  связанных с ознакомлением дошкольников с обычаями и традициями и семьи, родословной и воспитанием у них на этой основе любви к семье, родному краю, стране – сейчас очень актуально.

 Именно в семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, осваивает первые социальные роли, нормы и ценности. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества. Учитывая это, можно с полным правом утверждать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания ребенка, его проводником в мире ценностей.

 «Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл, значимость, польза, полезность» (толковый словарь С. И. Ожегова). Психологи выделяют такие семейные ценности: ценность родительства, ценность родства, ценность супружества, ценность здоровья. К ценностям относятся также обычаи и традиции. Толковые словари содержат следующее определение: «Семейные традиции — это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». То есть это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Что же дают семейные традиции детям? Во-первых, они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для ребенка такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих взрослых, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.

Во-вторых, для взрослых семейные традиции дают ощущение единства со своей родней, сближают, укрепляют чувства. Ведь зачастую это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.

Современные молодые семьи не всегда осознают значимость семейных традиций в укреплении семьи, необходимость приобщения ребенка к традициям с раннего детства. В то время как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у ребенка образа семьи, системы ценностей.

Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных ценностей на сегодняшний день является важным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на обеспечение единства подходов в решении задач воспитания у ребенка привязанности к родному дому, семье, сопричастности ребенка с родственниками, осознания правил, регулирующих взаимоотношения в семье, семейных традиций и обычаев.

Проблема приобщения дошкольников к семейным ценностям может быть решена в тесном содружестве детского сада и семьи при квалифицированной поддержке и сопровождении родителей в данном вопросе со стороны детского сада.

Условиями успешного взаимодействия ДОО и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников через формирование у детей любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям выступают:

  • установление партнерских отношений педагогов и родителей;
  • просвещение родителей по вопросам приобщения дошкольников к семейным ценностям;
  • разработка совместных проектов, мероприятий детского сада и семьи, направленных на формирование у старших дошкольников семейных ценностей.

Семья и семейные ценности- это два понятия, которые не могу существовать друг без друга. Семейные ценности не могут существовать вне семьи. А семья не может существовать без наличия в ней основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук  Вашего голоса будет ему полезен.

Роль семейных традиций в жизни малышей

1. Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день – праздник";

2. Дети гордятся своей семьёй;

3. Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято;

4. Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение;

5. Традиция повторяется всегда, ведь она - традиция .

        Традиции на каждый день:

        Какие бывают семейные традиции? Это небольшие действия, которые создают ощущение единства в семье, чувство, что родные рядом и всегда поддержат друг друга. Сейчас очень сложно приобщить детей и подростков проводить время в домашнем кругу, когда есть интернет, компьютер, смартфон. Повседневные действия этой категории призваны собирать членов семьи вместе на короткий момент, обновляя родственные связи ежедневно.

       «Секретное рукопожатие» Так издавна узнавали друг друга члены общин, организаций или кланов. Семейное рукопожатие гораздо важнее, чем просто знак того, что вы, например, «из семьи Петровых». Это ощутимое доказательство поддержки и тепла близких людей. Сложить по-особому пальцы, тряхнуть руками три раза, прихлопнуть ладонями…Такое секретное рукопожатие придаст уверенность во время ответственного шага, когда близость родителей особенно важна — на свадебной церемонии, получения диплома и даже в трудные минуты жизни.

       «Кушаем вместе» В семейной традиции русского народа принято кушать вместе: это и обычай большого обеденного стола, и особая посуда для взрослых и детей, и семейная супница, из которой мама насыпает порцию любимого блюда. Необязательно каждый раз садиться есть всем одновременно, но один из приёмов пищи должен быть совместным. Решите, как будет удобней в вашем случае? Лучше — это будет завтрак, обед или ужин, перекус на кухне или полноценное застолье в гостиной. Введите правила: никаких мобильных, телевизора, возможно, вы захотите наложить табу на некоторые темы за столом.         Хорошие привычки легко закрепить, если их будут выполнять все без исключения: мыть руки перед едой; опрятно одеваться к столу; ухаживать за столом за бабушкой и дедушкой; соблюдать этикет; помогать маме убирать посуду. Взрослые, разумеется, подают пример детям, старшие — младшим. За едой обычно рассказывают хорошие новости, обсуждают планы на будущее и делятся впечатлениями о произошедшем за день.Похвала и благодарность тому, кто приготовил вкусную еду, тоже может стать обязательным пунктом обеда.

     «Семейные объятия» Психологи советуют родителям почаще обнимать своих детей, чтобы те росли спокойные и уверенные в собственных силах. По мере взросления, особенно в подростковом возрасте, дети начинают тяготиться «телячьими нежностями» заботливой матери или сестры, но если превратить объятия в традицию, то это станет ещё одним источником внутренней силы и поддержки. Вместо обычной ласки можно обняться и сказать что-нибудь вроде «Раз! Два! Три! Мы вместе!». Сначала это звучит натянуто, но если с детства приучить детей к таким проявлениям единства, это будет воспринято на ура и в старшем возрасте.

    «Сказка на ночь» Некоторые традиции семейного воспитания важны для развития личности ребёнка. Дети, чьи родители баловали их чтением на ночь, более успешны в учёбе и лучше заводят друзей в школе, чем их сверстники, лишённые этой чудесной традиции. Подбирайте сказочные истории по возрасту, садитесь на постель к малышу и с душой читайте ему по несколько страниц каждый вечер.Слушание развивает внимание, успокаивает нервную систему и вселяет умиротворение в детские сердца. Прекрасные воспоминания о сказке на ночь заставляют многих взрослых возвращаться к этому обычаю, когда они создают свои семьи, так что это по-настоящему действенный способ создать связь поколений.

      «Вечерняя прогулка» В некоторых семьях есть возможность спокойно прогуляться перед сном, чтобы выбросить из головы все проблемы, накопившиеся за день, и приготовиться к ночному отдыху. Это очень здоровая привычка, которую можно воспитывать с детства. Удобная одежда и обувь, пять минут на сборы — и вы уже ведёте неторопливую беседу на свежем воздухе.

        Еженедельные традиции

       Целью может быть провести вместе немного больше времени, чем обычно, чтобы поддержать в доме атмосферу любви и тепла. Откажитесь от соблазна устраивать разборы полётов — критика и тон инспектора тут неуместны.          

«Воскресный завтрак» Что сделает его особенным? Другая, более нарядная посуда, блюда, любимые вашими домочадцами и требующие больше времени на приготовления, долгожданные новости и важные решения, которых с нетерпением ждут дети. Например, за воскресным завтраком можно объявить, куда семья отправится отдыхать в этом году, кого из родственников будут принимать в доме на Новый год и прочие, обязательно хорошие новости.         

«Поход за покупками»Всем известно, что делать закупки на неделю непросто, поэтомумама может подключить к этому процессу всех домашних. Это и помощь, и возможность принять участие в выборе меню на следующую неделю, и отличная практика для детей, которым нужно понемногу учиться вести хозяйство и рассчитывать бюджет. Если у ребёнка есть собственные наличные деньги, помогите им выбрать покупку, но не давите психологически — свободный выбор всё же за ним.

       «День футбола» Или другого вида спорта. Детям легче будет определиться с выбором спортивных увлечений, если они с детства занимались с родителями на регулярной основе. Ожидание выходных и обязательного похода на футбольное поле, беговую дорожку или теннисный корт заставляет малышей и подростков сосредоточиться на семье вместо сомнительных занятий на улице в подворотне. Простые спортивные костюмы, кроссовки и инвентарь (мяч, секундомер, ракетки и т.п.) — это всё, что нужно для семейного мероприятия.

        «Семейный фотоальбом» Приложите усилия, чтобы оформить и сохранить приятные моменты жизни: фото в первый день в школе; фото с родственниками из других городов, которые приехали в гости; групповое фото всей семьёй, где у каждого члена есть своё особое место; снимки с соревнований, конкурсов, награждений; старыефотографиипоколения дедушек и бабушек.

        «Маленькие праздники» Вечеринки по поводу событий, определяющих будущее кого-то из членов семьи, очень важны. Устраивайте небольшие праздники с простым угощением, обязательно собирайте всех вместе, без отговорок, когда случается нечто замечательное: поступление в институт, назначение на работе, победа на конкурсе, сдача экзаменов, помолвка и т.п.            «Вместе вне дома» Отличной традицией могут быть семейные походы по родным местам, совместное наблюдение грандиозных явлений — затмения или звездопада. Местные празднества многие семьи любят посещать всем составом (парад, городская или сельская ярмарка, народное гуляние). Прежде чем начать воплощать идеи, прочтите несколько советов, которые помогут вам успешно создать новые семейные традиции: Пройдясь по списку идей, не пугайтесь, что должны воплотить их все. В этом деле качество важнее количества, и если вам удастся завести по одной традиции из каждой категории, считайте, что вы достигли цели;

        Не спешите отбрасывать некоторые идеи под тем предлогом, что «это глупо» или «это не сработает». Некоторые идеи, которые не слишком привлекательны для взрослых, понравятся детям, делайте скидку на возраст и детские интересы. Подберите примеры, которые хотите использовать, в соответствии со своими предпочтениями — составом семьи, бытовыми условиями, верованиями и пр.

        И помните: чтобы какое-то действие стало традицией, его нужно повторять регулярно. Очень легко позабыть о принятом решении из-за стресса на работе ил усталости. Прилагайте все усилия, тогда традиция окрепнет и сможет поддерживать вас долгие годы.

        В каждой семье обязательно должны быть традиции, которые впоследствии дети перенесут во взрослую жизнь и свои семьи. Колыбельная песенка перед сном… сказка на ночь… легендарные «Семейные обеды в выходные» - все то это имеет большое значение для становления настоящей семьи. Кроме того, это особенно важно для ребенка, которому это помогает ощутить себя значимой частью Фамилии, для развития чувства защищенности и уверенности, а также это тепло, это ценности, это неизменно. Немаловажно, что все это созидает уютную дружественную атмосферу, стабильность и взаимопонимание  в семье.

Передавая всю значимость семейных традиций и ценностей, родители не просто соблюдают определенные правила, но вступают в тесный контакт с своими детьми, это очень важно при общении с ними, как для родителей, так и для детей.  

Очень сложно вырабатывать семейную традиции, когда дети стали взрослыми и у них уже сформировалось отношение к семье. Не потому что им не интересны традиции или они думают по другому, а потому что у них скалывается мышление о том, что в принципе можно и без всех этих традиций и ценностей жить в современном мире. Совсем другое дело, когда родители показывают ребенку мир во всей его красоте, окружают его любовью и формируют стойкую жизненную позицию в течение всей жизни.  Малыши воспринимают мир так, как делают это их родители. Именно от них зависит то, какое  впоследствии отношение будет иметь ребенок к себе, окружающим и жизни в целом. Для него жизнь может казаться в виде бесконечного праздника или интересного и увлекательного путешествия, а может представляться в виде пугающей вылазки по диким местам или в виде неблагодарного тяжелого труда, который ожидает его сразу после окончания школы.

        Следует отметить, что далеко не во всех семьях существуют семейные традиции и праздники. И дело здесь не в отсутствии времени. Просто эти люди потеряли связь между собой, они не знают о чем говорить друг с другом, им в тягость часто лицезреть родные лица. Все это говорит о функциональном нарушении жизни дома. Этот дом, как и семья, имеет хрупкие и непрочные связующие нити.

Детский сад и семья – это два социальных института, от взаимодействия которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а школы призваны помочь, поддержать, стать центром духовного развития личности каждого ученика. Взаимодействие детского и семьи - это взаимосвязь педагогов, воспитанников, родителей в процессе их совместной деятельности и общения.         Задача воспитателя - помочь детям и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности. А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье. Такое партнерство способствует сплочению связей между семьей и школой, учащимися и родителями.

Детский сад, дети и родители становятся единой командой. Несомненно, что такая работа укрепляет взаимопонимание и доверие между семьей и ДОУ. Умело организованная и продуманная работа педагогов способствует эффективному усвоению дошкольниками понятий и представлений о семейных ценностях, развитию умения видеть ценность в предметах.

Постоянно действуют родительские лектории различной тематики, ведется просветительская работа через информационные уголки, советы родителям, индивидуальные и тематические консультации, родительские университеты, конференции, тренинги. Родители привлекаются к проведению тематических мероприятий (развлечения, игровые образовательные ситуации, выставки, досуги). Родители-профессионалы организовывают в тематические встречи.     Эти мероприятия связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, с предприятиями, на которых они трудятся. Родители участвуют в работе жюри внутрисадовских конкурсов, в КВНах, музыкальных конкурсах и днях творчества. Все зависит от того, насколько воспитатель сумеет привлечь родителей к сотрудничеству.  

Говоря о семейных традициях, хотелось бы немного сказать о современном обществе. Как мы видим и показывает множество наблюдений, оно далеко находиться от идеала. возникновение экономических кризисов, наличие агрессий со стороны взрослых и детей, говорит о том что утеряны самые важные ценности каждого человека - это взаимоуважение, понимание, взаимопомощь, поддержка. Дети которые вырастают в сегодняшнем обществе перестают быть добрыми, может в этом нет вины родителей, а просто происходит влияние со стороны той среды в котором он находится, но факты которые есть неизменны и они видны невооруженным взглядом.

            Для решение этой проблемы невозможно говорить одним словом, и его решить один человек не сможет, необходимо более расширить информацию о том, как важно и значимо наличие семейных ценностей в семье, необходимо сделать более доступным информацию о том как правильно передать и привить ребенку традиции, большая ответственность ложиться на плечи психологов, которым нужно научить родителей как это делать правильно. Когда мы говорим правильно, мы не имеем виду, что мама или папа сидя по отдельности должны просто пересказать, что когда то у них было заведено так. Родители должны вместе ему рассказать, почему и как у них возникла традиция, о том как важно для них и для ребенка продолжение соблюдения этих традиций. Родители не должны просто рассказать, они должны показать, что это все традиции соблюдаются и очень важны для ее членов. ошибка многих родителей состоит в том что они просто оговаривают наличие каких либо ценностей, но не показывают его наличие и важность, а в это время ребенок запоминает, что есть какая то традиция, но ее не соблюдение в принципе не так уж важно, со временем она становится ему в принципе не нужна и не интересна и вот так она теряется и забывается.

        Родители оказывают ключевое влияние и значимость в сохранении семенных ценностей и традиций. В процессе передачи ребенку их, происходит некоторый процесс воспитания, в которой у ребенка вырабатываются такие черты как ответственность, доброта, понимание, любовь к родным, взаимопомощь и т.д. Можно еще много говорить о всех плюсах которые несет в себе наличие традиций и ценностей в семье, но самое главное, это то что в процессе их соблюдения семья становиться более сплоченной и дружной, у них нет разграничений твое и мое, родители и ребенок становятся едиными, они становятся семьей, ребенок получает то, что ему важно в любом возрасте это общение и внимание к себе.

Актуальность исследования вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с родословной семьи, обычаями и традициями и воспитанием у них на этой основе любви к семье, родному краю, стране.

ко высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы познания традиций и семейных устоев детей дошкольного возраста, носят разрозненный характер

К тому же многие важные стороны рассматриваемого процесса вообще не подвергались специальному анализу. На современном этапе развития педагогики остаются не исследованными психолого-педагогические предпосылки ознакомления с родословной семьи у дошкольников, сущность самого процесса, содержание и методические основы воспитательной работы детского сада в данном направлении, а также особенности осуществления этой работы в разных регионах страны. Недостаточная научная разработанность основ данного вопроса у дошкольников не могла не сказаться на практике работы детских садов, результатах, деятельности воспитателей. Проблема исследования в этой связи сформулирована таким образом: каковы воспитательные возможности ознакомления с родословной семьи 4 дошкольников в условиях детского сада и какова роль такого воспитания в формировании личности будущего гражданина Российской Федерации

Методика ознакомления старших дошкольников

с родословной семьи

Познание ребенком самого себя происходит и при осознании им его социальной роли в семье и понимании своей связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, родословной. Такое понимание способствует эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в самом себе, чувства собственного достоинства, т. е. всего того, что делает человека личностью. Содержание педагогической работы в этом направлении можно распределить на несколько взаимосвязанных частей. Очень важно, чтобы ребенок знал свою фамилию, домашний адрес, номер телефона, имена родителей, близких людей. Это необходимо ему для осознания своей уникальности, а также для того, чтобы было на что опереться в сложной ситуации (если вдруг ребенок заблудился). Вместе с тем надо, чтобы дети знали, когда можно, а когда нельзя называть свой адрес, номер телефона и даже свою фамилию. Интересная и важная работа может быть проведена по ознакомлению дошкольников с понятиями имени и фамилии (почему появились имена, фамилии, что они обозначают, что обозначают имена и фамилии конкретных детей, что обозначают имя и фамилия воспитателя). Родителям с детьми предлагается составить генеалогическое древо рода и сделайте это сами. Следующая часть работы — уточнение понятия «семья», а также социальной роли всех членов семьи и самого ребенка в его семье («Кто ты для мамы, дедушки, твоей тети?», «Сколько в вашей семье мам, пап, сыновей, дочерей?»). Выяснять и уточнять знания детей можно не только в беседе, но и на занятиях изобразительной деятельностью («Нарисуй свою семью»), в играх-драматизациях и сюжетно-ролевых играх в семью. И наконец, значительная часть работы, важная для интеллектуального и нравственного развития ребенка, посвящается ознакомлению детей с их родословной. К этой работе следует привлекать и взрослых членов семьи, объясняя родителям ее значение и необходимость. Методы могут быть разные: рассматривание семейных фотографий, сравнение ребенка с фотографиями других членов семьи для нахождения сходства, рассказы воспитателя, родителей о своей родословной, организация в дошкольном учреждении «Праздника семьи» и др. Важно прививать детям любовь к своему роду и гордость за принадлежность к нему.

Основные приоритеты в задачах нравственно-патриотического воспитания:

  • расширять и углублять представления о человеческом обществе; - оказывать содействие в осознании ребѐнком своей принадлежности к семье, обществу;
  • оказывать помощь в социализации ребѐнка, в постижении им моральноэтических норм и правил общества;
  • расширять знания о родном городе, России, государственной символике, памятниках истории и культуры, современной жизни страны;
  • углублять чувство любви и привязанности к семье, родному краю; формировать интерес к прошлому и настоящему в жизни Родины, к духовной ценности еѐ народа;
  • формировать осознание своей этнической принадлежности к определѐнной культуре, народу, национальное самосознание;
  • приобщать детей ко всем видам национального искусства;
  • ориентировать родителей на морально-этическое воспитание детей в семье, обращение к национальным корням и традициям.

В дошкольной педагогике семья, как правило рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детей необходимо знакомить с семьями и родословной, как с явлением общественной жизни, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.

Современные программы, как комплексные, общеразвивающего характера, так и специализированные, посвященные ознакомлению детей с окружающим миром или нравственно – патриотическому воспитанию, включают задачи формирования у старших дошкольников интереса к своей родословной. В планирование образовательной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, я включаю такие темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мое имя», «Наша Родина – Россия», «Наши защитники», «Моя бабушка и Дедушка», «Краснодар – мой родной город». В перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста были внесены родительские собрания, анкетирования ,конференции, совместные праздники родителей и детей , привлечение родителей к совместной работе с детьми.

С целью организации познавательной деятельности детей по овладению знаниями о национальных культурных ценностях, морально-этических нормах, традициях, формирования представлений о правилах поведения, связанных с нравственными и моральными ценностями, духовной культурой, были проведены занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста: «Моя семья» «Мой дом» «Наш детский сад» «Я и мое имя» «Моя группа» «Краснодар – мой родной город» «Моя Бабушка и Дедушка» «Наша Родина - Россия».

 В процессе занятий использовался наглядно-иллюстративный материал: фотографии, открытки, слайды с видами различных мест нашего города, детские игрушки. Очень важна работа в контакте с родителями воспитанников:

  • Подбор педагогической и детской литературы.
  • Составление картотеки пословиц и поговорок о бабушках и дедушках («Книга мудрости»)
  • Составление памяток для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками.
  • Составление конспектов занятий, бесед, литературных вечеров и праздников.
  • Смотр-конкурс «Фотографии из семейного альбома».
  • Празднования Дня пожилого человека.
  • Составление генеалогического древа каждой семьи.
  • Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе – дружная семья
  • Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке». Совместная деятельность детей и родителей.
  • Досуги «Бабушкин сундучок».
  • Была проведена беседа о том, что они знают о своей семье ―Моя дружная семья‖, ―Мама – мой лучший друг‖ « Мои близкие», «Как я помогаю дома», «Наши путешествие», «Мир семейных увлечений».
  • Составлены альбомы «Моя любимая семья», «Как мы любим, отдыхать», «Как я помогаю маме».
  • Продуктивная деятельность «Моя дружная семья» «Семейный герб», «Дом в котором мы живем» «Как мы отдыхаем».
  • Составление генеалогического древа.
  • Сюжетно-ролевые игры, дидактические «Семья», «Дочки-матери», «Дом», «Играем в профессии», «Кем быть».
  • Выставка рисунков «Моя мама – самая лучшая», «Наша дружная семья», «Как мы отдыхаем».

 Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствовали развитию образного и логического мышления ребѐнка. Не всегда эта тематика встречает понимание и одобрение со стороны родителей, иногда она расценивается как вмешательство детского сада в личную семейную жизнь. Нам пришлось объяснять родителям, что главное в ознакомлении ребенка с семьей в условиях детского сада – это воспитание любви и уважения к родным и близким. Было решено, что уже с первой и второй младших групп имеет смысл начать составлять с детьми семейные альбомы или буклеты о семье. Оформление сделали различным, пусть родители проявят свою выдумку, творчество и фантазию. В результате получились замечательные работы: кто-то сделал небольшие альбомчики с генеалогическим древом родословной, кто-то оформил на большом листе ватмана с фотографиями пап, мам, бабушек, дедушек и прапрадедушек, многие отметили, что эти альбомы станут семейной реликвией, тем пособием – на котором ребенок сможет увидеть наглядно своих близких родственников.

 Для того, чтобы провести мониторинг значения воспитания ребенка в семье его родителями, а также бабушками и дедушками, были разработаны и предложены : тест об «Участии бабушки и дедушки в воспитании внука», «Семейная анкета» для родителей, план дискуссионной встречи «Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков».

Для детей старших групп была предложена анкета, в которую входили следующие вопросы: 1. Как ты думаешь – «что такое семья?» 2. Как ты думаешь – « что такое детский сад?»

Этапы работы, направленной на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родословной: 

  1. Овладение педагогами ДОУ основами составления родословной;
  2. Работа с родителями:
  • разработка консультации с рекомендациями по составлению родословной;
  • создание эскизов оформления родословной;
  • Осуществление семейных проектов: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Образ моей семьи»;
  1. Занятия с детьми, беседы воспитателя со старшими дошкольниками вне занятии.

Практика работы показала, что семейных проектов, к сожалению, недостаточно для ознакомления детей 5—7 лет с родословной. Несмотря на всю их ценность и значимость для интеллектуального и нравственного развития ребенка, проекты лишь создают необходимую базу, обязательные условия для последующей работы в условиях дошкольного образовательного  учреждения, обеспечивают преемственность в воспитании между семьей и детским садом. Основным недостатком семейного проекта по составлению родословной является то, что далеко не все родители одинаково серьезно относятся к рекомендациям воспитателя. Многие, к сожалению, не считают нужными беседы о родственных отношениях; не все ответственно подходят к составлению родословной вместе со своим ребенком. Результаты семейных проектов, их педагогический потенциал ограничиваются рамками семейного воспитания и лишь в редких случаях могут быть использованы в процессе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для того чтобы использовать результаты подобного проекта на занятиях в детском саду, все семьи должны выполнить родословный рисунок. Ребенок, который такого рисунка не имеет, рискует получить психологическую травму. Таким образом, работа по составлению родословной в детском саду состоит из двух этапов.

  1. В старшей группе осуществляется первый этап, предполагающий совместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного воспитания при активной поддержке дошкольного образовательного учреждения.
  2. На втором этапе, в подготовительной к школе группе, ребенок выполняет творческую работу —самостоятельно создает образ своей семьи.

Задачи ознакомления старших дошкольников с семьей и родословной

Нравственное воспитание:

  • продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким);
  • воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками;
  • продолжать воспитывать желание помогать своим близким ,выполнять постоянные обязанности по дому;
  • воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи.

Познавательное развитие:

расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции);

  • формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра);
  • закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек;
  • закреплять знание домашнего адреса;
  • воспитывать интерес к своей родословной;
  • формировать представления о семейных традициях.

Детей шестого года жизни, на наш взгляд, еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.

Примерная тематика образовательной деятельности

Развитие речи:

1. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья».

2. Составление рассказов из опыта «Здравствуй, мамочка моя», «Много у бабушки с нами хлопот».

Ознакомление с окружающим миром:

1. Семейные традиции.

2. Моя семья.

Беседы с детьми вне занятий:

 1. «Папа может все что угодно»

2. В гостях у дедушки с бабушкой.

3. Кто это такие- родные, друзья, соседи.

Примерная тематика занятий по изобразительной деятельности. Рисование:

1.Лучший в мире папа.

2 Портрет моей мамы.

3 Моя семья.

4 Здравствуй , это – я.

Лепка:

1.Розы в подарок маме.

2.Мой папа.

3.Бабушка и дедушка.

4.Семейный портрет.

Аппликация:

  • Выполнение поздравительных открыток к праздникам Дню защитника Отечества и 8 Марта.

Конструирование:

  • Создание детских дизайнерских проектов из бумаги и картона « Мой дом », « Красивая мебель в моем доме»

Художественная литература, используемая в работе с детьми:

  • Заучивание стихотворений: Я. Аким «Моя родня», Т. Бокова «Папа», Т. Шорыгина «Дедушка».
  • Чтение литературных произведений детям: С. Баруздин «Мамина работа», Р. Гамзатов «Мой дедушка», В. Драгунский «Моя сестренка Ксения», Н. Носов «И я помогаю», Э. Машковская «Про бабушку», В. Осеева «Сыновья».
  • Рассказывание: В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». Ш. Перро «Красная шапочка», Т. Шорыгина «Родные вещи». Игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г. Шалаева «Как вести себя у бабушки и дедушки», В. Осеева «Обычная старушка».

Основную работу по ознакомлению с родословной целесообразно проводить в подготовительной к школе группе. На этом этапе у детей формируется элементарное представление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам — это традиция, издавна существовавшая у народов России. Объяснить эти сложные понятия помогает использование модели семьи, отнесенной в прошлое.

Приступая к работе с детьми 6—7 лет, педагогам необходимо иметь четкие научно обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить свою собственную родословную. Личный опыт составления родословной поможет воспитателю заинтересовать этой деятельностью родителей, членов семей воспитанников.

Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей: «Родословная - традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной.

Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В младшей и средней возрастных группах таким проектом может стать составление семейного альбома дома и в группе.

Родителей можно также познакомить с некоторыми терминами, которые воспитатель использует в работе с детьми.

Родословная — это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребенок должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов.

  • Род — родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.
  • Предки — люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек).
  • Поколение — люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения.
  • Обычай — привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.
  • Традиции — обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Помимо материалов консультаций по теории и истории генеалогии можно предложить родителям памятку по составлению родословной, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. Памятка должна обязательно включать цели и задачи деятельности по  составлению родословной. Основной целью является воспитание в детях любви к своим родным, к своей семье. Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков.

В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющего существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. Работа по составлению своей родословной в детском саду нужна также для обеспечения преемственности со школьным обучением, поскольку программы предмета «Окружающий мир» для начальной школы содержат задачи ознакомления детей с родословной. Если интерес к поиску своих корней появился в семье, то уже в школе ребенок может самостоятельно или совместно с родителями составить свою родословную, включающую шесть или семь поколений. Поскольку проект подразумевает совместную деятельность детей и родителей, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольников. Вряд ли ребенка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы - необходим привлекательный образ. Используя принцип построения таблиц восходящего родства, воспитатели нашего детского сада предложили интересные идеи для их оформления. Радуга — образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений, возник на основе круговой родословной таблицы. Гроздь винограда — это не только таблица восходящего родства, но и образ дружной, сплоченной семьи . Очень важно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род.

В качестве одного из вариантов можно предложить рисунок семейного или родословного древа. Наличие эскизов способствует не только развитию у ребят интереса к истории своей семьи, но и пробуждает творчество при оформлении родословной таблицы. Нередко родители не ограничиваются тремя поколениями, включая четыре поколения (дети, родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки) или даже более, используя эскизы, предложенные воспитателем ими, создавая свои оригинальные образы.

Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных ценностей на сегодняшний день является важным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на обеспечение единства подходов в решении задач воспитания у ребенка привязанности к родному дому, семье, сопричастности ребенка с родственниками, осознания правил, регулирующих взаимоотношения в семье, семейных традиций и обычаев.

Проблема приобщения дошкольников к семейным ценностям может быть решена в тесном содружестве детского сада и семьи при квалифицированной поддержке и сопровождении родителей в данном вопросе со стороны детского сада.

Условиями успешного взаимодействия ДОО и семьи по приобщению дошкольников к семейным ценностям выступают:

  • установление партнерских отношений педагогов и родителей;
  • просвещение родителей по вопросам приобщения дошкольников к семейным ценностям;
  • разработка совместных проектов, мероприятий детского сада и семьи, направленных на формирование у старших дошкольников семейных ценностей.

Удачной формой взаимодействия с семьей является семейный клуб «Мы вместе», программа которого соответствует направлениям образовательной деятельности с детьми в группе. Коллекционирование, мини-музеи, проекты, совместные экскурсии и походы, театральные постановки, мастер-классы, развлечения, все эти формы и методы совместной деятельности ДОО и семьи направлены на приобщение детей и родителей к традиционным семейным ценностям, содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к труду.

Презентация к выступлению и текст выступления ( отдельным файлом)....

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Поче...

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через формирование семейных ценностей в культурно - досуговой деятельности

Очень важный период формирования моральных и нравственных установок детей - это период детства. Ребенок учится строить свои отношения с другими людьми, правильно совершать поступки, реагировать на тру...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края

Я узнал, что у меня есть огромная родня:И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»В. ОрловТема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение детей к миру природы родного края.

Патриотическое воспитаниедошкольников через приобщение детей к миру природы родного края.  «Мир, окружающий ребенка -  это, прежде  всего мир природы с безграничным богатство...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Познакомить детей с родным городом, краем, его историей и достопримечательностями.  Развивать интерес к прошлому своего края; развивать  познавательную активность, логическое мышление, вообр...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИННОЙ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к семейным ценностям».

Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье; помочь родителям осознать значимостьсемьи в жизни человека, детей.Задачи:▪ объединение усилий детского сада ...