Семинар – практикум «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»
методическая разработка (средняя группа)

Гиниатуллина Марина Анатольевна
Семинар – практикум «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Роль семьи в речевом развитии

ребенка 4-5 лет»

Составила и провела:

Гиниатуллина М.А.

Челябинск

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.

Ход:

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о речевом развитии ребенка, т. к. речь играет важную роль в развитии его личности.

Возраст наших детей от 4 до 5 лет. В это время речь ребенка становится инструментом познания. В этот период дети активно вторгаются в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

И вы, уважаемые родители, должны понимать, что полноценное владение родным языком в дошкольном детстве необходимо для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально синзитивный (познавательный) период развития.

Чем лучше у ребенка будет развита речь, тем успешнее он будет в жизни.

В процессе обучения детей в детском саду правильной грамотной связной речи участвуем не только мы, воспитатели, но и узкие специалисты детского сада – музыкальный работник, логопед, который и будет сегодня принимать участие в нашем разговоре.

Для начала проведем небольшой практикум. Обсудим факторы успешного речевого развития ребенка.

Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на столах лежат карточки с текстом).

  1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.
  2. Общение ребенка со сверстниками.
  3. Строение артикуляционного аппарата.
  4. Речь взрослых – образец.
  5. Развитие мелкой моторики рук.
  6. Чтение детям художественной литературы.
  7. Игры ребенка со взрослыми и сверстниками.

Предлагаем вам, уважаемые родители, разобрать несколько проблемных ситуаций:

Ситуация 1

Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.

Вопрос

- предложите, как будут отвечать дети 5 лет на следующие вопросы.

Выберете наиболее удачный.

-что нарисовано на картинке?

-что делают дети на картинке?

- про что рассказал художник своей картиной?

Ситуация 2

Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.

Вопрос

Какими, на ваш взгляд, могут быть причины?

(Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие, др.)

Ситуация 3

     Павлик научился говорить. Сейчас ему 5 лет. У него хорошо развита речь.     Правда, он не рисует, не лепит, не стремиться к этому. Родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по взрослому рассуждает!

Вопрос

Оцените позицию родителей, можно ли предвидеть результаты учения?

(В продуктивных видах детской деятельности ребенок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать с его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к овладению письмом).

Ситуация 4

В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей.

У некоторых из них были выявлены характерные недостатки. Гриша:»рыба-«лыба», Саша: «шишка»-«сиска»,  Петя: «садись»-«дись», Вова: «сахар»-«хасир».

Вопрос

Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

(Несовершенство речи скорее всего объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифферинциацией звуков.

Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр и упражнений).

Выступление учителя-логопеда +  показ вместе с детьми части занятия логоритмики.

Воспитатель: Из всего сказанного и показанного можно сделать вывод:

  • Речь не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно, вместе с развитием ребенка
  • Над речевым развитием детей необходимо постоянно работать. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой
  • Не забывайте, уважаемые родители, что решающее значение для развития речи дошкольника имеет его общение с вами.
  • Разговаривайте с вашими детьми, общайтесь  с ними везде – на прогулке, в магазине, в транспорте, на кухне. Помогайте детям прослеживать причинно-следственные связи событий и их последовательность. Наблюдайте! Пополняйте словарь детей новыми словами. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Ищите ответы вместе.

Успехов вам, уважаемые родители! А речь наших детей пусть будет правильной, красивой и совершенной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Роль и место делового этикета в профессиональной деятельности работника дошкольного учреждения "

«Роль и место делового этикета в профессиональной деятельности работника дошкольного учреждения»  Цели семинара :раскрыть понятие определения «деловой этикет»: его функции и основн...

Семинар – практикум «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

Формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у дошкольников и родителей....

Родительское собрание - практикум в старшей группе Тема: «Роль семьи в речевом развитии дошкольников»

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей....

Семинар-практикум для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"

В результате взаимодействия педагогов и родителей достигается наибольший положительный эффект в развитии речи детей....

Нетрадиционная работа с родителями. Семинар-практикум «Роль семьи в формировании личности ребёнка. Стили родительского воспитания».

Сценарий семинара-практикума представляет собой попытку в развёрнутом виде познакомить с содержанием работы педагога-психолога дошкольного учреждения с родителями по повышению их психолого-педагогичес...

Семинар – практикум «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей....