Статья «Конфликты у детей дошкольного возраста и пути их разрешения»
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Аннотация: Межличностный конфликт, возникающий в процессе общения со сверстниками и проявляющийся в форме конфликтов и драк, является характерной чертой детей дошкольного возраста. В данной статье кратко изложены теоретические аспекты конфликта у детей, объяснены его причины, даны рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между дошкольниками и представлены игры, которые могут помочь дошкольникам развить навыки общения и приобрести социальный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Конфликты у детей дошкольного возраста и пути их разрешения»

Аннотация: Межличностный конфликт, возникающий в процессе общения со сверстниками и проявляющийся в форме конфликтов и драк, является характерной чертой детей дошкольного возраста. В данной статье кратко изложены теоретические аспекты конфликта у детей, объяснены его причины, даны рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между дошкольниками и представлены игры, которые могут помочь дошкольникам развить навыки общения и приобрести социальный опыт.

Детские конфликты в основном связаны с неумением детей дошкольного возраста налаживать отношения в совместных играх и занятиях. Способность к сотрудничеству проверяет способность людей согласовывать свои интересы, вступать во взаимопонимание и диалог, подчинять собственные желания общей цели. Однако эта способность часто не развита у детей. Важно, чтобы взрослые научили детей решать межличностные проблемы мирным путем. Если конфликт все же возникает, они должны научиться тому, как избежать как можно больших потерь.

В период дошкольного детства взрослые сталкиваются довольно часто с детскими конфликтами. Исследователи считают, что у детей старшего возраста конфликты чаще всего возникают из-за правил игры, в среднем возрасте – из-за ролей, а у малышей - из-за игрушек.

Таким образом, возникающие ссоры между дошкольниками отражают их возрастное развитие. Постепенно дети от стычек из-за игрушек переходят к спорам и разногласиям по поводу того, правильно ли действует тот или иной ребенок в ходе игры.

Конфликты разделяют на два вида: внешний и внутренний. Первые возникают во время совместной деятельности и общения. Обычно они возникают в сфере отношений детей и не затрагиваются более глубокими межличностные отношения. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер, и как правило, разрешаются самими детьми. Такие конфликты нередко полезны, так как они позволяют ребенку самостоятельно решать возникшие проблемные ситуации и координируют полноценные взаимоотношения детей.

Внутренние психологические конфликты чаще всего скрыты от наблюдения. Они отличаются от внешних и вызывается противоречиями между запросами сверстников и объективными возможностями детей в их совместной деятельности. Дошкольники не могут разрешить внутренние противоречия без содействия взрослых. Скрытые конфликты носят негативный характер и препятствуют формированию значимых и гармоничных отношений. При таком разладе внутренний мир ребенка и его положительное эмоциональное состояние ограничиваются. Дети не могут удовлетворить свои потребности, межличностные отношения трансформируются, и они становятся психологически изолированными от сверстников. Общение с детьми одного возраста требует заботливого отношения друг к другу в различных ситуациях. Дети должны уметь координировать свое поведение для достижения общих целей. Детям дошкольного возраста нелегко представить себе чувства других людей, поскольку они еще не знают о внутренней жизни, переживаниях и намерениях других людей. Дети видят только внешнее поведение другого человека и не способны осознать, что у их сверстников есть свой собственный душевный мир, интересы и желания. Дети делятся на популярные и непопулярные группы. Непопулярные дети тихие, недружелюбные, агрессивные, плохо играют и говорят; популярные дети ловкие, умелые и умные. Дошкольники не взаимодействуют с детьми, которые не согласны с ними, нарушают правила, не умеют играть, медлительны или неумелы. Во время взаимодействия конфликтные ситуации часто возникают из-за детей, которых игнорируют сверстники (например, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Основными причинами возникновения конфликтов Я. Л. Коломинский и Б. П. Жизневский назвали:

1. «Разрушение игры» — разногласия из-за поведения детей, которые вмешивались в процесс игровой атмосферы, воображаемой игровой ситуации.

2. «По поводу выбора общей темы игры» — обсуждение вопроса в какую игру будут играть.

3. «По поводу состава участников игры» — споры детей о том, кто именно будет играть в данную игру.

4. «Из-за ролей» — конфликты возникают из-за разногласий, кто будет выполнять наиболее привлекательную либо неинтересную роль.

5. «Из-за игрушек» —сюда входили споры из-за обладания игрушками.

6. «По поводу сюжета игры» — дети не могут договориться, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, роли и их взаимодействия.

7. «По поводу правильности игровых действий» — дети конфликтуют, если в игре кто-то из участников действует не по правилам.

Конфликты часто возникают в группах детей, но обычно разрешаются спонтанно. Небольшие ссоры и разногласия - это нормальное проявление реальности и опыт взаимодействия с внешним миром и сверстниками, без которого дети не могут жить. Детям необходимо научиться выходить из конфликтных ситуаций и прекращать споры.

Важно, чтобы дети умели передавать свои чувства, слушать других и взаимодействовать. Взрослые должны учить детей, как сообщать о своих намерениях, как объяснить другим, чего они хотят, и как выходить из ситуаций. Для разрешения конфликтных ситуаций существует деструктивный и конструктивный способы. В первом варианте отношение ребенка выражается позицией: «Силой заставлю их играть», «Пожалуюсь взрослому, и она заставит всех играть», «Заберу игрушки и буду играть один». Во втором случае малыш решает вопрос разрешения конфликта путем позитивного отношения к ссоре: «Вместе с ребятами решим, как будем играть», «Поделюсь игрушками».

При разрешении конфликтов взрослые умеют применять технику активного слушания. Это подразумевает умение слушать и слышать то, что хочет сказать ребенок. Активное слушание помогает детям понять, что все, что они говорят, их мысли и чувства понимаются и принимаются взрослыми. В процессе слушания важно давать ребенку постоянную обратную связь. Она отражает информацию и чувства ребенка. Взрослый оказывает поддержку, объясняет, эмпатически слушает и повторяет наиболее важные мысли и чувства (то есть подтверждает и отражает содержание информации и чувств ребенка). Педагог занимает нейтральную позицию и не принимает ничью сторону. Во время разговора необходимо делать паузы и проверять, правильно ли ребенок понял сказанное - собственное время помогает ребенку разобраться в собственном опыте. Не стоит высказывать свое мнение сразу после ответа ребенка. Ребенок может добавить что-то еще. Важно говорить в спокойной обстановке. Если ребенок еще не готов слушать то, что говорит взрослый, это можно определить по выражению лица, например, по тому, что он отворачивается, поворачивается лицом внутрь или смотрит вдаль.

При разрешении конфликтных ситуаций необходимо выслушать каждого участника конфликта. Каждый должен иметь возможность высказать свою точку зрения и понять, что его проблемы понятны. Дети должны делать собственные выводы из своих слов. При обсуждении важно задавать правильные вопросы: что произошло? (сформулировать суть конфликта, выяснить причины (почему это произошло, что привело к конфликту, определить и назвать чувства участников конфликта, как справиться с ситуацией).

Драки в группах детей легче предотвратить, чем разрешить, и предотвращение конфликтов наиболее перспективно на ранних стадиях.

Педагогам следует обращать внимание на каждый из этих моментов и принимать меры, чтобы пресечь конфликт в зародыше. Педагогам следует обращать внимание на каждый такой момент и принимать меры для предотвращения возникновения конфликта.

В группе должна быть сформирована и поддерживаться доброжелательная обстановка, оптимальный морально-психологический климат и авторитет руководителя. Важен личный пример воспитателя, который относится к каждому ребенку как к личности со своими достоинствами и индивидуальностью. Взрослые должны использовать совместные игры и занятия для того, чтобы замечать и психологически перестраивать нежелательные проявления, а не командовать ими.

В развитии коммуникативных навыков детей используются различные методы и приемы: сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуации, интерактивные игры, тренинги, обучающие формам конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации, психогимнастика, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, беседы.

Педагог предлагает детям игры и активно в них участвует. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Коврик мира», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Мирные стулья», и др. А в гости к детям могут приходить литературные герои.

Библиографический список

1. Зедгенидзе, В. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников [Текст] : Пособие для практических работников ДОУ/ Зедгенидзе В. - Айрис, 2006 – 112 с.

2. Лобок, А. Детские конфликты [Текст] /Лобок А. М. //Первое сентября. -2006.-11 февраля.

3. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности [Текст] Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. // «Вопросы психологии. - 1990 – № 2 –с. 35-42.

4. Нифонтова О. В. Учим детей разрешать конфликт [Текст]/ Нифонтова О. В. – Сфера - 2011.

5. Эльконин Б. Д. Психология игры. // [Электронный ресурс] https://www.webbl.ru/action


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Причины конфликтов у детей дошкольного возраста"

quot;Причины конфликтов у детей дошкольного возраста"...

Педагогическая статья « Музыкальная одарённость детей дошкольного возраста – как путь детского творчества в музыкальной деятельности»

Одарённость – это системное развивающее в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижение человека, более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах.О...

Причины конфликтов у детей дошкольного возраста и выходы из них.

В материале представлена консультация для родителей "Причины конфликтов у детей дошкольного возраста и выходы из них"....

"Причины конфликтов у детей дошкольного возраста и выход из них"

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте &nda...

Причины конфликтов у детей дошкольного возраста и выходы из них

Причины конфликтов у детей дошкольного возраста и выходы из них...

статья: Дистанционное обучение детей дошкольного возраста: проблемы и пути их решения

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста: проблемы и пути их решения...

Статья: "Дефицит движения у детей дошкольного возраста и пути их решения в рамках ДОУ "

Дефицит движения или гиподинамия у детей дошкольного возраста в современном мире гаджетов и новых информационных технологий приобретает большую актуальность....