Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе познания социального мира «Юный патриот»
проект (подготовительная группа)

Оленина Надежда Александровна

Проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста всегда стоит одной из актуальных.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunyy_patriot.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» г.ХВАЛЫНСКА

Проект

по гражданско-патриотическому  воспитанию детей   дошкольного возраста на основе познания социального мира

«Юный патриот»

Разработчики:

Оленина Н.А., воспитатель,

Лашевская И.В., воспитатель.

Хвалынск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ:

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Паспорт проекта

1.2

Пояснительная записка

1.3

Цели и задачи проекта

1.4

Принципы и формы работы проекта

1.5.

Тематический блок

1.6.

Предполагаемый результаты

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Календарно – тематический план

2.2.

Работа с родителями

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Развивающая предметно-пространственная среда как условие гражданско - патриотического воспитания дошкольников

3.2

Список литературы

Приложение

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОЕКТА

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Содержание

Пояснение

Название проекта

«Юный  патриот»

Тип проекта

Познавательный

По содержанию

Ребёнок и окружающий мир

Вид проекта

Коллективный, групповой

Авторы проекта

Оленина Н.А., Лашевская И.В.

Участники

Дети, родители, педагоги: Спартак Е.А., Ефремова В.В., Аканаева Л.Н., Ломова Т.В., Горбунова Н.С., Алексеева О.П., Лашевская И.В., Ловыгина О.В., Оленина Н.А., Парамонова Г.Н., Мирошниченко Н.Ю., Кочеткова Е.А.

Период

Долгосрочный – 01.10.2022 г. – 31.06.2023 г.

Основания для разработки проекта

Проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста всегда стоит одной из актуальных.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Цель

Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине, стране, культуре на основе историко-национальных  особенностей родного края и страны

Задачи

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своему городу (малой Родине);

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); государственными праздниками и событиями;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Развитие интереса к  традициям, обычаям, промыслам народов России;

Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к своему дому, своим близким, детскому саду.

Предполагаемый результат

Гражданско-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, сформирует чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, городу.

В ДОУ создан Центр патриотического воспитания. Создана соответствующая  предметно-развивающая среда в группах, уголки патриотического воспитания.

Составлены конспекты НОД, праздников, вечеров, развлечений

1.2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому,   задачей детского сада является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к народным традициям и промыслам людей Хвалынского района;  формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Актуальность. Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Новизна. Проект содержит теоретические и практические материалы, помогающие организовать работу по воспитанию чувства патриотизма у детей.

1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель:

  • Формирование гражданско - патриотического отношения и чувства сопричастности к родному краю, стране,   культуре на основе историко-национальных  особенностей родного края и страны.

Задачи:

• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,   городу;

• Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); государственными праздниками и событиями.

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

• Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

  1. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПРОЕКТА

Принципы работы:

  1. Принцип энциклопедичности - отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура).
  2. Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.
  3. Принцип индивидуальности - учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
  4. Принцип активности и сознательности всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.
  5. Принцип комплексности и интегрированности - взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
  6. Принцип целевой направленности - организация деятельности направленной на результат.

Формы работы:

  1. Экскурсии.
  2. Целевые прогулки.
  3. Беседы  и НОД по тематике.
  4. Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.
  5. Дидактические, подвижные  и хороводные игры.
  6. Сюжетно-ролевые игры.
  7. Чтение художественной литературы.
  8. Рассматривание иллюстраций, картин.
  9. Беседы.

1.5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК

«Моя страна – Россия. Малая Родина - Хвалынск»  включает в себя: расширение элементарных представлений о своей стране России, ее столице – городе Москва; знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн; расширение знаний о Хвалынске; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.

«Государственные праздники»  включает в себя: расширение знаний о государственных праздниках РФ и важных событиях.

«Народные праздники и традиции»: приобщение к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям, обогащение знаний   о традициях Хвалынского района.

1.6.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Гражданско-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, сформирует чувства привязанности к малой Родине.

Умение выражать собственное мнение, анализировать происходящее, оказывать помощь.  

Приобретение детьми   дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.  

 Продукт проекта:

     В ДОУ создан Центр патриотического воспитания.

     Создана соответствующая  предметно-развивающая среда в группах, уголки патриотического воспитания.

     Составлены конспекты НОД, праздников, вечеров, развлечений, экскурсий, других мероприятий.

     Приобретен дидактический и наглядный материал, атрибутика.

2.2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Мероприятие

Цель/содержание

Время проведения

1

Анкетирование родителей «Нужно ли гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»

анкета (приложение)

октябрь 2022 г.

2

Помощь в создании Центра патриотического воспитания в ДОУ

Сотрудничество родителей и детского сада в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников.

Повышение компетенции родителей по данной проблеме.

Установление единых взглядов по гражданско-патриотическому воспитании дошкольников.

В течение года

3

Участие родителей в праздничных мероприятиях

4

Круглый стол "Современный мир глазами дошкольников: что думают российские дети о Родине, жизни в России, о президенте и т.д.

декабрь 2022

5

КВН «Что мы знаем о России» две команды родителей и детей.

апрель 2023

III        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

3.1.1. Центр патриотического воспитания

Название экспозиции

содержание

Символика Российской Федерации

Макет Кремля. Портрет Президента. Изображения символики РФ – флаг, герб, гимн.

Приобретение значков для детей.

Уголок России – Отчий дом

Портрет Губернатора Саратовской области. Изображения символики Саратовской области и Хвалынского района: герб. Картины с изображением природы, исторических достопримечательностей Хвалынска.

Мы память бережно храним

Музейный уголок боевой славы Платонова Г.Ф., Героя Великой Отечественной войны.

В единстве сила

Баннер с изображение В.В.Путина и его высказыванием «Мы дети России, великой страны».

Куклы в национальных костюмах народов Хвалынского района и России

Космос

Интерактивное панно-баннер Вселенной

3.1.2.Уголки патриотического воспитания в средних – подготовительных группах:

Изображения флага, герба, гимна, Президента РФ.

Тематические альбомы.

Тематическая детская литература.

Тематические репродукции картин.

Тематические дидактические, настольные игры.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Нас интересует ваше мнение по гражданско - патриотическому

воспитанию детей.

Предлагаем   ответить на ряд вопросов.

1.Что Вы вкладываете в понятие «патриотизм»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Признаёте ли Вы важность патриотического воспитания  в развитии личности человека (подчеркнуть):

  • да
  • нет

3.С какого возраста на Ваш взгляд необходимо начинать патриотическое воспитание детей? __________________________________________________________________

4.С чего именно нужно начинать воспитание патриотических чувств?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      5.Беседуете ли Вы со своим ребёнком о родном городе, стране? На какие темы?

         ________________________________________________________________

        ________________________________________________________________

        ________________________________________________________________

6.Какую помощь Вы готовы оказать детскому саду по патриотическому воспитанию дошкольников (подчеркнуть):

  • подбор информационного материала об истории и культуре Хвалынска, страны;
  • помощь в приобретении наглядно-иллюстративного и дидактического материла;
  • изготовление дидактического и наглядного материала;
  • помощь в организации экскурсий;
  • другое _______________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность взрослого с детьми младшего дошкольного возраста Образовательная область - Познание "В мире стекла"

Развивающая задача:  развивать  любознательность,  внимание,  сообразительность,  усидчивость,  развиватьумение  рассуждать, сопоставлять,  делать  в...

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...

Статья "Значение темы: "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира".

Краткое описание опыта работы над темой "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира"....

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с основами финансовой грамотности «Юный финансист»

Цель разработки – формирование у детей дошкольного возраста предпосылок финансовой грамотности и правильного восприятия денег и денежных отношений....