Статья. Народные подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста
статья

Шаповалова Юлия Владимировна

Всем известна фраза «Движение – это жизнь», ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народные подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста


Народные подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста

Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий уровень здоровья, их психофизическое и физиологическое состояние. В настоящее время в связи со сложившейся экологической ситуацией и неблагоприятными наследственными факторами, наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста имеющих отклонения в состоянии здоровья. В ряду соматических заболеваний на первом месте остаются болезни органов дыхания, на втором – болезни костно-мышечной системы, на третьем месте болезни органов пищеварения. Также отмечается недостаточная двигательная активность у дошкольников, что ведёт к нарушению всех систем организма в целом.

Всем известна фраза «Движение – это жизнь», ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

В русских народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, они являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Русские народные игры – это, своего рода, школа воспитания. В них свои «учебные предметы». Одни развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Многие виды фольклора подтверждают предположение учёных о том, что истоки народных подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе. В нём культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Игра была спутником жизни человека с незапамятных времён. По мнению Н. С. Воловика назначение игр имело не развлекательный характер, а практический. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.

Русские народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа. Они возникли не на пустом месте, а прообразом служили для них реальные события как бытовые, так и культурно – исторические. Народные игры можно разделить на несколько типов:

• Игры, отражающие отношение человека и природы.

Дети стремились подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый ряд игр, в которых отражаются отношения человека к природе. Во многих из них лесные хищники – лиса, медведь, волк главные действующие лица (волки во рву, хромая лиса, медведь и вожак).

• Игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия наших предков дошло до наших дней в многочисленных играх. Глядя на которые не трудно представить, чем они жили в старину (невод, удочка, птицелов).

• Игры по религиозным мотивам. Подобные мотивы чётко прослеживаются в народных забавах. Водяные русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурирует не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетных играх (водяной, черти в аду, дедушка – рожок и другие).

• Игры на находчивость, быстроту и координацию. Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательными становятся они, будучи оформленными, в виде игры. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования вот главные составляющие славянских народных игр (горелки, жмурки, салки).

• Игры на силу и ловкость. Сильных, и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра то занятие, в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти качества (слон, чехарда, бой петухов и другие).

• Военные игры. На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением для мальчишек. За долгую историю военные игры, не претерпели каких – либо серьёзных видоизменений, и дошло до нас почти в первозданном виде (кулачный бой, снежки, казаки – разбойники).

В каждую из этих игр дети могут играть вполне и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков.

Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребёнком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствование всех функциональных систем организма. Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость связь эта взаимна. Чем богаче и шире арсенал движений, тем легче ребёнку добиться успеха в двигательной деятельности.

Выносливость – способность, к длительному выполнению какой – либо деятельности без снижения её интенсивности, это способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счёт волевых усилий.

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменившихся условиях правильно, быстро и находчиво.

Гибкость – морфофункциональное свойство опоро – двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев.

Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление.

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения.

Для развития и тренировки двигательных качеств надо использовать свойственную детям активность, стремление действовать. Так же, как и во всей педагогической работе, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли упражнять свои качества развивать их дальше, не останавливаясь на среднем достигнутом уровне. И в этом как раз помогают народные подвижные игры. Именно они создают такую атмосферу, где каждый ребёнок в непринуждённой обстановке, наравне со всеми сверстниками выполняет всевозможные движения, тем самым развивая свои физические качества. Потому, как в каждой народной подвижной игре используется движение на развитие одного, а чаще нескольких физических качеств, сразу.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально – волевых качеств.

В народных подвижных играх совершенствуются не только физические качества, но и эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту, образность движения, развитие чувства ритма. Детям интересно играть, ведь игра – это основная форма обучения у детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Чаморова, Н. В. Подвижные игры и забавы / Н. В. Чаморова, М. А. Шух. – М.: Сталкер, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим ...

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты экспериментального исследования по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр....

Подвижная игра,как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста

Разнообразные подвижные игры являются эффективным средством активного отдыха после умственного труда,а также играют важную роль в воспитании,как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступка...

Тема по самообразованию: «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  №20 «РОСИНКА» Г. НАЗАРОВОКРАСНОЯРСКОГО КРАЯ662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Арбузова, вл. №...

ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»

  Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих пра...

План работы по самообразованию «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».

Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательн...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры, как средство развития физических качеств детей"

Данный проект направлен на развитие физических качеств детей старшей группы....