Консультация "Игровые квест технологии как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Абросимова Ирина Владимировна

Данная методическая разработка представляет опыт  работы по теме «Игровые квест – технологии, как средство развития познавательного интереса у дошкольников». В разработке  представлены методические и практические материалы образовательной области «Познавательное развитие». Методическая разработка предназначена  воспитателям и специалистам  дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего  типа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igrovye_kvest_tehnologii.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые квест - технологии, как средство развития познавательного интереса у дошкольников

     Составила Абросимова И.В.

1. Квест – технология – это педагогическая технология, основанная на системно- деятельностном и личностном подходах, сочетающая технологии проблемного, проектного и игрового обучения, с целью достижения определенных учебных целей и ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации воспитанников, развитие их, как активных участников педагогического процесса.

2. Квест – игра  – это приключенческая игра, в которой есть сюжет, задания, цель, загадка, форма образовательной деятельности. 

Квест – это «поиск»путешествие к определенной цели через преодоление трудностей.

3. Сензитивный период — это период в жизни ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно.

Данная методическая разработка представляет опыт  работы по теме «Игровые квест – технологии, как средство развития познавательного интереса у дошкольников». В разработке  представлены методические и практические материалы образовательной области «Познавательное развитие». Методическая разработка предназначена  воспитателям и специалистам  дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего  типа.

Актуальность. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития познавательного интереса. Ребенок интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Однако, в ходе наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью воспитанников, активностью на занятиях, было выявлено, что познавательный интерес у детей развит на низком или среднем уровне. Это связано с развитием современных

ИКТ - технологий и активным использованием гаджетов детьми, дефицитом общения со взрослыми и сверстниками.

Исходя из выше сказанного, выявлено противоречие между необходимостью повышения уровня познавательного интереса дошкольников и разработанностью средств, направленных на данный процесс.

Противоречие определило проблему: каковы же наиболее результативные средства развития познавательного интереса дошкольников?

Чтобы решить данную проблему была поставлена цель: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели был определен круг задач:

1) изучить научно-методическую и педагогическую литературу по использованию  игровых квест - технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста;

2) создать условия для организации квест- игры в ходе познавательной деятельности детей  дошкольного возраста;

3) развивать психические процессы: внимание, память, мышление у детей  дошкольного возраста.

       Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то основным средством развития познавательного интереса были выбраны игровые квест – технологии. Игра позволяет проявить себя каждому ребенку независимо от его знаний и умений, создает для дошкольника ситуацию успеха. Квест – технологии позволяют вовлечь в познавательную деятельность большое количество участников, при этом каждый может примерить на себя любую роль.

Ведущая идея опыта состоит в том, что использование приемов квест- игры в работе с детьми  дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности будет обеспечивать развитие познавательного интереса.

Квест- игра выступает помощником педагогу в организации педагогического процесса и реализации поставленных педагогических задач в непривычной для воспитанников форме, тем самым повышая их познавательный интерес и эмоциональную отдачу.

     По итогам изучения научно – методической литературы и передового педагогического опыта было выявлено, что квест- игра - уникальная форма образовательной деятельности, объединяющая в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.

Для того чтобы подготовить квест- игру  были изучены и проработаны следующие виды квеста, к которым можно отнести:

1) линейные – игра построена по цепочке; разгадав одно задание, участники получают следующее и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

2) штурмовые – игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом выбирают пути решения задач;

3) кольцевые – представляют собой тот же линейный квест, но замкнутый в круг, команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Разработка  квест – игры осуществлялась по следующей схеме:

1) написание  сценария, который содержит информацию познавательного характера. Он состоит из заданий, ориентированных на  зону ближайшего развития ребенка. Тема является актуальной в соответствии с календарным планированием, проектной деятельностью, решением конкретной педагогической задачи.

2) подготовка «продукта»  для поиска ( предметы –подсказки, клад, грамота и т.д.);

3) разработка маршрута передвижений: он должен быть непривычным, но безопасным для детей, а так же, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, и их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков». Для составления маршрута передвижений  используются разные варианты:

- маршрутный лист (на нем могут быть написаны последовательно станции и их расположение или загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

- «волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

- карта (схематическое изображение маршрута);

- «волшебный экран» (планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).

4) художественное оформление «остановок» должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку – направление для продолжения пути.        Так же при подготовке квест - игры обязательно учитывались  

 4 основных условия:

1. Игры должны быть безопасными.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.

4. Избегать конфликтных ситуаций.

Как и любая технология,  квест- игра имеет свою структуру: введение, сюжет, роли, задания, этапы, вопросы, порядок выполнения,  призы, рефлексия.

В группе озвучивается  игровая «легенда», мотивация к действию,

определяется общая игровая цель. Далее ребята выполняют задания, которые носят разнообразный характер: активные, творческие, интеллектуальные. Каждое задание – ключ к преодолению или выполнению следующей задачи. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации, не требующими специальной подготовки. При прохождении всех этапов квест - игры, подводим итог и вручаем призы за выполнение главной цели игры.

Квест – игра позволяет уйти от традиционной формы обучения детей и значительно расширяет рамки образовательного пространства. Благодаря квест- технологии,  воспитанники могут побывать в разных игровых ситуациях.

Использование элементов квест- игры подводит детей к пониманию

правил: что нужно делать, в какой последовательности и как предмет, «добытый» на предыдущем этапе может помочь в решении задачи на следующем этапе. При этом дошкольники проявляют смекалку, сообразительность и активно взаимодействую друг с другом, реализуя принцип сотрудничества, заложенный ФГОС ДО.

Чтобы вызвать повышенный  интерес детей, для мотивации их познавательной деятельности  используются информационно-коммуникативные технологии. Например, применение мультимедийных средств позволяет смоделировать различные ситуации. 

Немало важную роль для организации квест – игры имеет предметно- пространственная среда. Она является «пусковым механизмом» для познавательной мотивации и  творческой активности ребенка.

Поэтому, при её формировании в соответствии с содержанием квеста,   прорабатывается  пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, преодолевать препятствия. Большую помощь при проведении квест - игр  оказывает изготовленный  в виде трехсторонней ширмы  маркер игрового пространства.  Можно сказать, что развивающая предметно-пространственная среда стала следующим шагом к достижению поставленной цели:  для проведения квест- игр могут использоваться: групповые помещения, музыкальный и спортивный залы, территория игровой площадки.

Большой потенциал в организации квест - игры имеет прогулка. Так, в ходе квеста «На остров сокровищ!» дети, выполняя различные задания, проходя от станции к станции, показали высокий уровень заинтересованности, любознательность, умение систематизировать, проявили познавательный интерес. При решении поставленных игровых задач ребята узнали много нового, реализуя ранее приобретенные знания.

Результативность.

Как показали результаты, квест- технология обладает огромным развивающим потенциалом. В процессе игры проявилась индивидуальность каждого ребенка, его самостоятельность, инициативность, коллективизм, поисковая активность. При наблюдении за воспитанниками выделила развитие умений у детей участвовать в обсуждении, умение анализировать, логически мыслить, обобщать, делать выводы, умозаключения.

С применением новой технологии появилась возможность каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время, это помогло сплочению детского коллектива. 

Основными показателями результативности и эффективности опыта считаю сформированность у воспитанников основ  познавательного интереса:

- дети способны осмысливать и оценивать явления и объекты окружающего мира, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности (что планировали, что получили);

- воспитанники обладают любознательностью – имеют стремление проникнуть за пределы первоначально воспринятого, постоянно находятся в познавательной потребности, в необходимости в новых знаниях;

- воспитанники умеют устанавливать причинно-следственные связи, определяют общие свойства объектов и явлениях, анализируют и систематизируют по родовым понятиям или других характеристикам;

- дети проявляют сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности познавательной деятельностью.

Заключение.

Технология квест- игры способствует созданию условий для познавательного и интеллектуального развития ребенка, позитивной его социализации, личностного развития.

Успех при проведении квеста зависит от выбранной темы, насколько она будет интересна и актуальна для детей. Данная форма организации деятельности стимулирует педагогов к переходу к партнерским взаимоотношениям с дошкольниками. В сборнике представлены квест-игры, проводимые в детском саду, сюжет которых разрабатывался в соответствии с календарным планом, темами проекта или решением какой-либо педагогической проблемы. (Приложение 1)

Для использования пособия в практике работы другими педагогическими работниками необходимо учитывать материально-техническое обеспечение, наличие дидактического материала, а так же организовать работу по повышению уровня компетенций в методике организации квест- игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

"Нетрадиционные техники рисования как  средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста»

Нетрадиционная техника рисования как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста...

Природный материал - как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей начинает формироваться с раннего дошкольного возраста. Частицы экологических знаний, полученные в младшем возрасте, помогут ребёнку начать правильно формировать знания о...

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста".

Основной способ познания для ребенка - ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо бесе...

«Кейсы обо всем на свете» Кейс-технология как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Познавательная активность - это деятельность по приобретению и использованию знаний. Чтобыподдерживать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей,формировать позна...