Роль семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
статья (старшая группа)

Бузик Юлия Михайловна

По мнению известного педагога Сухомлинского В. А., взаимоотношения между отцом и матерью - это основная модель поведения, которая станет путеводной звездой в жизни человека. Когда в семье появляется маленький человечек, родители должны понимать свою основную задачу по отношению к нему. Она сводится не только к необходимости кормить и одевать малыша, но и к тому, чтобы дать ему достойный старт в будущую долгую жизнь. Полноценное воспитание дошкольника невозможно без одновременного участия семьи и дошкольного учреждения. Поэтому их взаимодействие просто необходимо. Главное, чтобы воспитательные методы не противоречили друг другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста

(из опыта работы)

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.

Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»

В. А. Сухомлинский

        Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

        Воспитание детей, формирование личности ребенка, с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.

        По мнению известного педагога Сухомлинского В. А., взаимоотношения между отцом и матерью - это основная модель поведения, которая станет путеводной звездой в жизни человека. Когда в семье появляется маленький человечек, родители должны понимать свою основную задачу по отношению к нему. Она сводится не только к необходимости кормить и одевать малыша, но и к тому, чтобы дать ему достойный старт в будущую долгую жизнь. Полноценное воспитание дошкольника невозможно без одновременного участия семьи и дошкольного учреждения. Поэтому их взаимодействие просто необходимо. Главное, чтобы воспитательные методы не противоречили друг другу.

Воспитания и обучения человека возможно в течение всей его жизни, но не в той интенсивности, которая присутствует в дошкольные годы. В семье ребенок получает первые навыки общения, учится любить, уважать, сочувствовать, радоваться. Именно семья способствует развитию и содержанию эмоционального и социального уровней ребенка. Здесь формируется нравственный опыт маленького человека.

        Общение в семье способствует формированию мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.

        Обучение Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт. Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания. Стили семейного воспитания? Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье: демократический, диктаторский и попустительский.

        Демократический стиль считается наиболее благоприятным: Родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и ответственность за свои поступки. Родители обычно активно выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не покидает их даже после того, как они вырастают. Кроме того, такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно наблюдают гармоничный семейный союз.

Диктаторский стиль. Для данного стиля характерно: Родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования должны неукоснительно исполняться, а свое мнение ребенку иметь разрешается очень редко. Такие родители добиваются своего приказами, принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается разрушительно. Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия, грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной апатии и пассивности ребенка. Попустительский стиль часто называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и капризам. Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут недисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом. Заключение Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.

        В каждом учреждении образования работает социально-психологическая служба, миссия которой – содействие всестороннему развитию ребенка, обеспечение ему психологического комфорта, а также помощь родителям. С этой целью проводятся различные мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское собрание, эффект будет достигнут, если семья и школа в воспитании будут действовать сообща.

        Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание, считается, что «исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье». Важной ролью семейного воспитания является влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Становление самосознания определяет старший дошкольный возраст как значимый в формировании ценностных ориентаций, проявляющихся в направленности личности ребенка на мир семьи. Современные исследователи отмечают, что у детей старшего дошкольного возраста отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи, многие дети не могут обосновать значимость семьи для человека. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании и развитии ребенка, который проявляется в многообразии форм воздействия, его непрерывности и длительности. Семья представляет собой персональную среду жизни и развития дошкольника, качество социализации в ней определяется образовательным уровнем родителей, их участием в жизни общества; занятостью на работе; особенностями образа жизни; структурой семьи и местом ребенка в ней. Своеобразие и необходимость ознакомления детей с семьей состоит в том, что воздействие семьи более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воздействие, так как проводником его является родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям. К сожалению, анализ результатов современных исследований показывает, что не все дети 6 лет имеют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», «история моего рода», о значимости семьи для человека. В тоже время следует отметить, что сегодня взаимодействие ДОО и родителей воспитанников включает в себя весьма разнообразные формы (как непосредственные, так и опосредованные) и предполагает обмен информацией между сторонами, практическое сотрудничество, установление личных контактов между субъектами взаимодействия. Мною были изучены роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста, психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. Диагностический этап исследования предполагал проведение трех диагностических процедур: беседу и рисуночную методику с детьми, анкетирование — c родителями. Вначале была проведена беседа. Она состояла из 2-х этапов, первый этап был направлен на изучение отношения детей к семейным ценностям, второй — на изучение семейных отношений. Анализ беседы показал, что у 4-х респондентов сформированы основы семейных ценностей и культура семейных отношений. Они проявляют уважение к близким людям, заботятся о членах семьи. 17-ю респондентами частично усвоены семейные ценности. Данная подгруппа детей достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако у них бывают разногласия с родителями. К сожалению, испытывают серьёзные затруднения при установлении контактов с родственниками, в семье чувствуют себя не комфортно, трое детей. По мнению ребят, родители с ними редко играют, беседуют, читают книги, устраивают какие-либо праздники. Далее было проведено анкетирование. Родителям также было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся соблюдения традиций в семье и культуры детско-родительских отношений. Анализ анкет показал, что 5 родителей понимают значимость соблюдения семейных традиций, проявляют интерес к истории своей семьи, семейным корням, своей родословной; считают, что ребенка нужно знакомить с историей своего рода; стараются сохранять и поддерживать эмоционально-теплые отношения с сыном или дочерью. В 17-ти семьях родителям не всегда удается соблюдать традиции, поддерживать позитивные отношения с ребенком, они считают, что можно было бы больше привлекать ребенка к изучению своих «корней», но, при этом они, как родители, особой инициативы не проявляли. Двое родителей испытывали особые затруднения при заполнении анкеты. Для уточнения межличностных взаимоотношений в семье использовали рисуночный тест. Детям было предложено нарисовать семью. Анализ рисунков представлен в диаграмме: благоприятная семейная ситуация отмечена в 10 семьях, тревожность и чувство неполноценности наблюдаются у троих детей, конфликтная семейная ситуация выявлена в 4 семьях, враждебность — в двух. Количественный анализ результатов проведенного исследования показал, что у большинства детей подготовительной группы недостаточно сформированы представления о семье, о семейных ценностях. В некоторых семьях отсутствует доверие и уважение между членами семьи. В ходе совместной работы дети расширили представление о том, что семья — это родные люди (родственники, родня), которые любят и заботятся друг о друге. Семьи бывают разные — большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах. Семья — это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. В ходе проведения занятий дети узнали смысл слова «Обычай» — это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями. Узнали ребята и о происхождении отчеств и фамилий. Внимание ребят обратили на то, что поколение объединяет людей примерно одного возраста, есть поколение дедушек и бабушек, поколение родителей, поколение детей. На последующих занятиях дети с удовольствием составляли родословную своей семьи. В группе была организована выставка детских работ, где каждый ребенок имел возможность рассказывать о своей родословной. Воспитательная ценность данной формы работы заключалась в том, что детей подвели к пониманию родственной связи между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Параллельно была организована и проведена работа с родителями: родительское собрание «Как стать хорошими родителями»; консультация на тему: «Здоровая нравственная атмосфера семьи — необходимое условие правильного воспитания ребенка». Педагогические мероприятия были направлены на формирование духовно-нравственных ценностей в семье, культуры детско-родительских отношений. Проведенное мною исследование позволило установить, что формирование направленности на мир семьи обеспечивается следующими педагогическими условиями: – трансляция родителями направленности на мир семьи как образца-ориентира для ребенка (или целенаправленный показ родителями собственной направленности на мир семьи как образца-ориентира для подражания); – обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи; – создание «Уголка семьи» для косвенного стимулирования и реализации направленности детей на мир семьи; – сочетание различных видов активности дошкольника в совместной деятельности с родителями и взрослыми; – взаимодействие ДОО и семьи по формированию направленности ребенка на мир семьи.

Литература:

1. Артамонова О. В. К постановке проблемы формирования отношения к человеку через ознакомление с предметным миром. — СПб, — 2013. — 134 с.

2. Безрукова Л. В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников. — Екатеринбург: Педагогика, 2009. — 24 с.

3. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: учебное пособие. /О. В. Дыбина. — М.: Центр педагогического образования, 2015. — 128с.

4. Дыбина О. В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи. — М.: Центр педагогического образования, 2009. — 64 с.

5. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М.: Академия, 2008. — 160 с.

6. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова и др. — М.: Просвещение, 2014. — 426 с.

7. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия /Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: Сфера, 2010. — 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам,...

Роль семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

В работе даны методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с семьёй и родословной....

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(из опыта работы)...

Роль семьи в воспитании детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие а атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, обучением со сверстникам...

«Создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Из опыта работы)

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.Эколо...

Дидактическое пособие «Лэпбук» как средство формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Дидактическое пособие «Лэпбук» как средство формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста(из опыта работы)....