Требования и подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах
материал

Тагирова Эльвира Закидиновна

Обновление системы дошкольного образования ставит задачу воспитания «нового человека», конкурентоспособной личности, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstavit_12.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка»

Требования и подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах

Выступление

на семинаре практикуме.

Тагирова Э.З.,

воспитатель первой

квалификационной категории

Обновление системы дошкольного образования ставит задачу воспитания «нового человека», конкурентоспособной личности, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Среда является одним из компонентов образовательного процесса, в частности, компонентом его внешней структуры. Поэтому поиски путей повышения его

эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными в числе прочих вопросов и с разработкой предметно-средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях семьи и детского сада. Проще говоря, чтобы эффективно развивать ребенка, педагогу необходимо создавать соответствующую предметно-пространственную среду. Сегодня это нашло отражение в современных требованиях к условиям реализации основой образовательной программы дошкольного образования и органично связано с основными нормативными документами и, в первую очередь, с Законом «Об образовании в РФ» и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - Стандарт)

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы. В свою очередь программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В соответствии со Стандартом, одним из аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста является предметно-пространственная развивающая образовательная среда.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде включены в раздел Стандарта, посвященного требованиям к условиям реализации Программы, и формулируются следующим образом:

- развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета      особенностей и коррекции недостатков их развития.

- развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

В Стандарте предусмотрено, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учѐт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учѐт возрастных особенностей детей.

Содержательные аспекты требований к условиям реализации ООП ДО разводят понятия: «развивающая образовательная среда» и «развивающая

предметно - пространственная среда».

Само понятие развивающая предметно-пространственная среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988г., когда вышла Концепция дошкольного воспитания.

Классической теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского (Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993). В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей Концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. По мнению авторов Концепции, «развивающая предметно-пространственная среда» или в традиционной или классической формулировке предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально - культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Обратимся к другому понятию, а именно, к понятию «образовательная среда». Современное понимание образовательной среды связано с рассмотрением образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.

Одной из главных задач образовательной среды является создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия.

С психологических позиций образовательная среда есть взаимодействие ее участников. Совместная деятельность и общение — это движущая сила развития, средство обучения и воспитания. Ребенок развивается не только за счет исключительно собственных действий, а с помощью действий взрослого.

В образовательной среде можно выделить 3 компонента:

  • социальный (социальное окружение),
  • предметно-пространственный        или        предметно-развивающий  (предметно-пространственное окружение),
  • психодидактический (используемые педагогом методы и приемы) (В.А. Хуторской).

Как видно из определения образовательной среды, развивающая предметно-пространственная среда детского сада — лишь часть развивающей образовательной среды дошкольного учреждения.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В развивающей предметно-пространственной среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей        среды стимулируется        свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному

желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей образовательной среды:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада

Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже ...

Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды.

Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского садаЭффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-про...

Мастер-класс «Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды»

Материал для воспитателей, организующих развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС....

"Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации"

Статья посвящена проектированию развивающей предметно-пространственной среды посредством инновационной технологии ТИКО-моделирования, раскрываются требования ФГОС ДО при создании инновационной среды в...

1.1 Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГОС

Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГО...

Инновационные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе

Подготовил: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» ГО «город Якутск» Степкаева Наталья СеменовнаОсновным принципом дошкольного образования...