Рабочая учебная программа по разделу «Изобразительная деятельность» (старший дошкольный возраст с ЗПР)
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Арнаутова Людмила Викторовна

 

Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности -  это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 20 «Дельфин» г. Саяногорск

                                                                                                             

                                                                                                               «Утверждаю»

Принято на заседании                                                                      Заведующий МДОУ

Методического совета                                                                    Д/сад №20 «Дельфин»

«     «-----------------200   г                                                          

Протокол №_______                                                                     ____________

Рабочая учебная программа

по разделу

«Изобразительная деятельность»

(старший дошкольный возраст с ЗПР)

                                                                                     Методическая разработка:

Арнаутова Л.В.,

учитель-дефектолог

                                                                                                             

Саяногорск

2011

                                       Пояснительная записка

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии.

На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли, а также отечественные ученые Л.С.Выготский, А.И.Граборов,Е.А.Екжанова, Т.С.Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации.

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство позволяет ребенку с нарушениями в развитии ощутить мир во всем его многообразии и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности -  это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.

Коррекционно-развивающие возможности изодеятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных возможностей  для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание.

В последние годы использование изобразительной деятельности все больше включается в коррекционно-развивающий педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты. Решаются следующие основные задачи коррекционной педагогики и психологии:

-разработка коррекционно - направленной системы художественного развития, формирование основ художественной культуры;

-разработка содержания и коррекционно-развивающих технологий использования искусства;

-осуществление средствами искусства коррекции имеющихся нарушений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка. Для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.

Сама изобразительная деятельность дошкольников с ЗПР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы. В этот период детей знакомят с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изображения предметов, образов.

В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Данная программа разработана на основе программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под общей редакцией С.Г.Шевченко.

Также при составлении программы использованы пособия:

  1. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией д.п.н. Т.С.Комаровой
  2. Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать»
  3. Комарова Т.С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду»
  4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография»
  5. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду»

Общее количество занятий 32 (1 занятие в неделю по каждому виду деятельности), длительность 25-30 минут.

Цели:

  1. Развивать интерес к художественной деятельности.
  2. Формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании, аппликации и лепке.
  3. Развитие и коррекция отклонений психических процессов.

Задачи:

 -воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

-развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;

-формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;

-формирование навыков и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;

-развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;

-развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.

Средства обучения . Наглядные, словесные и практические методы:

- наблюдения с детьми;

-обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

-объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;

-показ способов действия;

-упражнения;

-игровые приемы;

-совместный анализ выполненной работы.

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа.

Диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года (сентябрь и май) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год. Диагностика проводится по методике «Обследование продуктивной деятельности» (Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика дошкольников» -СПб.: «Каро»,2006).

Требования к уровню подготовки. 

Ребенок в полной мере должен овладеть приемами изображения предметов и явлений – передавать формы в рисунке, лепке, аппликации; величину и строение предметов, четко передавать углы в изображении прямоугольных форм. Расположение частей передавать в соответствии с реальностью, использовать цвет как признак предмета. В аппликации иметь навык вырезывания по прямой, округления углов, аккуратно наклеивать детали.  В лепке освоить приемы изображения предметов, использовать приемы соединения частей.      

                               Тематический план по рисованию

№ п/п

Лексическая тема

Тема занятия

(Примерное содержание)

Оборудование

 Игра на развитие и коррекцию познавательной сферы

1

Осень золотая

Осенний лес

№ 2 стр. 137

№3 стр140

Тонированная голубая или серая бумага, гуашь, картины-пейзажи (м\медиа)

Д/и «С какого дерева листок?» (память)

2

Овощи

Ассорти в банке

№ 3   стр.83

Силуэтное изображение банки на бумаге А-4,цв.карандаши,натуральные овощи

Д/и «Чудесный мешочек» (восприятие)

3

Фрукты

Ваза с фруктами

№3стр142

Альбомный лист, восковые мелки,

Натюрморт с фруктами

Д/и «Чего не стало?» (внимание)

4

Хлеб- всему голова

Блюдо для пирожков (хохлома)

№3 стр 145

Листы бумаги круглой формы д=12,простой графитный карандаш,гуашь,кисть №2,

Образцы посуды хохломской росписи с простым узором  Д\и «Отгадай на вкус»(хлебопродукты)

5

Ягоды, грибы

Дети собирают ягоды и грибы

№2 стр.141

Бумага А-4,тонированная набрызгом желто-зеленых тонов,гуашь, кисти №2,4. Сюжетная картина «Дети в лесу»

Д/и «Кто позвал?» (восприятие)

6

Наша группа

Мой любимый детский сад

№3 стр.95

Альбомный лист,цветные карандаши,

фотографии здания детского сада (м\медиа)

Д\и «Где спряталась игрушка?» (мышление)

7

Посуда

Роспись кувшинчика

(декоративное)

№3 стр.119

Предварительно вылепленные детьми барельефы кувшина из соленого теста, гуашь, кисти №2,

Готовые керамические изделия,украшенные узором  Д\и «Сложи картинку» (восприятие)

8

Мебель

Дети играют в игровом уголке

№3 стр.107

Бумага А-4,цветные восковые мелки, сюжетные картины из серии «Дети играют»

Д\и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (мышление)

9

Поздняя осень

Опустел наш сад

№1 стр 126

Тонированная светло-серая бумага, угольный или графитный карандаш, изображения строений деревьев (силуэтное)

Д\и «Детки с ветки» (память)

10

Домашние птицы

По сказке «Гуси-лебеди»

№2 стр.139

Бумага А-4,акварельные краски, игрушка- гусь или лебедь, иллюстрации из р.н.с. «Гуси-лебеди»

Д\и «Загадки из сказки» (внимание)

11

Дикие животные

Мое любимое животное

№3 стр.111

Листы разного формата,карандаши,мелки,

акварель,гуашь.игрушки или картинки животных

Д\и «Животные и их детки» (речь, мышление)

12

Домашние животные

Мой «Дружок»

№2 стр.146

Альбомный лист,гуашь, сюжетные картинки с изображением собак, игрушки- собаки разные

Д\и «Часть и целое» (восприятие)

13

Зимушка-зима

Зимняя береза

№3 стр.160

Бумага тонированная светло-голубая, мелки восковые серого и черного цвета,гуашь белого и синего цвета (для образования оттенка- пальчиками) Д\и «Скажи наоборот» (речь)

14

Зимние забавы

Я гуляю с мамой

№2 стр.141

Тонированная серо-голубого цвета бумага, гуашь, кисти № 2,4,сюжетная картина «Зимой на прогулке» Д\и «Что сначала, что потом»(мышление)

15

Новый год

Снежинка

(декоративное)

№2 стр.155

Листы картона в форме круга д=12 темного цвета,гуашь белая,кисть №2, 2-3 образца вырезанных снежинок Д\и «Что из чего?»

16

Транспорт

Автопарк

№1 стр.124

№2 стр.137

Белая бумага,графитный карандаш, цветные карандаши,иллюстрации городского транспорта (м\медиа),игрушки-машины Д\и «Собери картинку» (восприятие)

17

ПДД

Автоинспектор на посту

№3 стр.113

Бумага А-4,графитный карандаш,акварель или гуашь, сюжетная картина «Милиционер» из серии «Профессии».Д\и «Кому что нужно»(мышление)

18

Одежда, Обувь

Кукла в национальной одежде №3стр128,139

Альбомный лист,восковые мелки,графитный карандаш, кукла в национальной одежде (хакасия)

Д\и «Магазин»(воображение)

19

Мой город

Наш город зимой

№1 стр.135

№2 стр.152

Альбомный лист,цветные восковые мелки,гуашь,кисть №4,альбом «Наш город»

Д\и «Чего не стало?»(внимание,память)

20

Зимующие птицы

Снегирь на ветке

№3 стр.123

Бумага белого цвета,цветные карандаши, пошаговый алгоритм изображения птицы, картинка с изображением снегиря Д\и «Что звучит?» (восприятие)

21

Защитники Отечества

Наша армия родная

№3 стр.164

Альбомный лист,цветные карандаши, фотографии военных разных войск

 Д\и «Ассоциации»(мышление)

22

До свидания, Зима-встречаем Весну

Ваза с ветками

(с натуры)

№1 стр.130

Бумага А-4,акварель,кисти №2,4, пьедестал,ваза с ветками вербы

Д\и «Отгадай»(внимание)

23

Моя семья

Портрет мамы(папы)

№2 стр 141

Белая бумага,гуашь,кисти №2,4,Фотографии близких детей.

Д\и «Кого не стало?»(память)

24

Край родной-

Хакасия

Юрта (декоративное)

№3 стр.121

Картон белого цвета,цветные карандаши, макет хакасской юрты,образцы хакасского орнамента

Д\и «Разрезные картинки»(восприятие)

25

Профессии

Кем я буду

№ 3 стр.124

Бумага светлого оттенка тонирования,восковые мелки,картинки из серии «Профессии»

Д\и «Ошибки художника»(внимание)

26

Комнатные растения

Традесканция

(с натуры)

№3 стр.149,155

Бумага тонированная светлого оттенка,цветные карандаши,комнатное растение в кашпо

Д\и « Найди по листику растение»(внимание)

27

Перелетные птицы

По сказке «Серая шейка»

№2 стр.143

№3 стр.172

Бумага тонированная голубым цветом,графитный карандаш,акварель, иллюстрации из сказки

Д\и «Кто где живет»(мышление)

28

Насекомые

Бабочки на лугу

№1 стр.127

Бумага А-4,акварель,гуашь, кисти №2,4

Картинки с изображением бабочек разных видов (м\медиа) Д\и «Целое и часть»(восприятие)

29

Рыбы

Аквариум

№3 стр.142

Бумага тонированная светло-зеленого цвета,цветные карандаши,аквариум с рыбкой небольшого объема

Д\и «Чего не хватает» (внимание)

30

Школа

Я иду в школу

№3 стр.130

Альбомный лист,карандаши,краски,мелки, сюжетные картинки с изображением школьников

Д\и «Собери портфель»(мышление)

31

Моя страна

Кремлевская башня

№3 стр.128

Бумага цветная, гуашь, кисти №2,4,иллюстрации с изображением Кремля, Москвы

Д\и «Собери картинку»(восприятие)

32

По замыслу

(самостоятельная деятельность)

№3 стр103

Бумага,различная по размеру и цвету,гуашь, акварель, карандаши,мелки.

Используемая литература:

  1. Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать» - М.: «Столетие»,1998
  2. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» -М.: «Просвещение»,1982
  3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: «Просвещение»,1991

                                 Тематический план по аппликации

Для занятий необходимы материалы: бумага альбомная разного формата и оттенка, цветной картон, заготовки цветной бумаги разной фактуры, кисть клеевая, клей (обойный или жидкий ПВА), клеёнка, тканевая салфетка, розетка для клея.

№ п/п

Лексическая тема

Тема занятия

(Примерное содержание)

 Игра на развитие и коррекцию

1

Осень золотая

Во поле березка стояла

№3 стр.96

Д\и «Найди дерево по

описанию»(внимание)

2

Овощи

Заготовки на зиму в банке

№3 стр 48  №2 стр.85

Д\и « Отгадай на вкус»

(восприятие)

3

Фрукты

Ваза с фруктами

№3 стр.50 №2 стр.87

Д\и «Чудесный мешочек»

 (память,речь)

4

Хлеб-всему голова

Машины везут зерно

№2 стр.97

Д\и «Собери картинку»

(восприятие)

5

Ягоды,грибы

В лес за грибами

№3 стр.51

Д\и «Чего не стало?»

(внимание,речь)

6

Наша группа

Аквариум

№2 стр.109

Д\и «Часть и целое»

(восприятие)

7

Посуда

Чайный сервиз

№3 стр.54

Д\и «Ошибка художника»

(мышление)

8

Мебель

Столяр-мебельщик

№2 стр.113

Д\и «Профессии»

(речь)

9

Поздняя осень

Букет из листьев в вазе

№1 стр.132,145 №2 стр.120

Д\и «С какого дерева листок»

(внимание)

10

Домашние птицы

Цыплёнок (обрывание)

№3 стр.60

Д\и «Чьи детки?»

(мышление)

11

Дикие животные

Зоопарк (нитки)

№3 стр.121

Д\и «Кто где живет»

(внимание)

12

Домашние животные

Овечка с ягненком

№3 стр.120

Д\и «Чего не хватает»

(восприятие)

13

Зимушка-зима

Трусишка зайка беленький

№3 стр.111

Д\и «Когда это бывает?»

(мышление)

14

Зимние забавы

Веселый хоровод

№1 стр.134

Д\и «Кто ушел?»

(память)

15

Новый год

Новогодняя открытка

№3 стр.106,108

Д\и «Где мы были,мы не скажем,а что делали покажем»

16

Транспорт

Пароход

№3 стр.79 №2 стр.114

Д\и «Собери картинку»

(воображение)

17

ПДД

Городской автобус

№3 стр.92 №1 стр.132,153

Д\и «Я-конструктор»

(воображение)

18

Одежда, Обувь

Оденем куклу на прогулку

№3 стр.56

Д\и «Ателье»

(воображение,речь)

19

Мой город

Дачный домик

№3 стр.102

Д\и «Кому что нужно для работы»(мышление)

20

Зимующие птицы

Птицы на ветках (коллект.)

№1 стр.134  №2 стр.101

Д\и «Летает-не летает»

(внимание,мышление)

21

Защитники Отечества

Космическая ракета

№3 стр.81

Д\и «Ассоциации»

(мышление)

22

До свидания, Зима- встречаем Весну

Мимоза

№3 стр.118

Д\и «Когда это бывает»

(мышление)

23

Моя семья

Девочка

№1 стр.139

Д\и «Кого не стало»

(внимание)

24

Край родной-

Хакасия

Украсим рукавички

(хакасский узор)№3 стр 59

Д\и «Кто где живет»

(мышление)

25

Профессии

Поезд

 №2 стр.127

Д\и «Едет,плывет,летит»

(мышление)

26

Комнатные растения

Вырежи и наклей растение

№2 стр.124

Д\и «Детки с ветки»

(память)

27

Перелетные птицы

Птица-говорун

№3 стр.104

Д\и «Кто позвал»

(внимание)

28

Насекомые

Бабочки на лугу

№3 стр.124

Д\и «Летает,плавает,ходит»

(мышление)

29

Рыбы

Экзотические рыбки

№3 стр.127

Д\и «Тонет-не тонет»

(мышление,внимание)

30

Школа

Строим школу

№3 стр.82

Д\и «Маленькие помощники»

(внимание)

31

Моя страна

Венок к дню Победы

№4 стр138

Д\и «Разрезные картинки»

(восприятие)

32

Итоговое

Терем – Теремок

№3 стр.129

Используемая литература:

1. Богатеева З.А. «Занятия аппликацией в детском саду» -М.:   «Просвещение»,1988

2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: «Просвещение»,1991

3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» -Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг»,2002

4. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» -М.: «Просвещение»,1982

                           Тематический план по лепке

Материалы для занятий: пластилин разноцветный (глина, соленое тесто ), пластиковые дощечки 20х30,салфетки,емкости для воды, стеки (острые, плоские), индивидуальные подставки для работ, дощечки 5х8 для барельефа, цветной картон, бросовый материал.

№ п/п

Лексическая тема

Тема занятия

(Примерное содержание)

Игра на развитие и коррекцию

1

Осень золотая

Осенние деревья

№3 стр.6

Д\и «Куда пойдешь, что найдешь»

(воображение)

2

Овощи

Урожай

№1 стр.142,87

Д\и «Во саду ли, в огороде»

(речь)

3

Фрукты

Подарки осени

№3 стр.31

Д\и «Так бывает или нет?»

(внимание)

4

Хлеб-всему голова

Каравай и крендельки

№1 стр.85

Д\и «От зернышка до булочки»

(мышление)

5

Ягоды,грибы

Корзинка с грибами

№1 стр.138

Д\и «Когда это бывает?»

(мышление)

6

Наша группа

Дети танцуют

№1 стр.154

Д\и «Что изменилось?»

(внимание)

7

Посуда

Натюрморт из чайной посуды №3 стр.25, №1 стр.118

Д\и «Четвертый-лишний»

(мышление)

8

Мебель

Комната куклы Ани

(по замыслу)

Д\и « Что похоже на круг, квадрат…» (восприятие)

9

Поздняя осень

Разные деревья

№3 стр.11

Д\и «Какое это время года?»

(внимание)

10

Домашние птицы

Петушок-золотой гребешок №1 стр.162

Д\и «Охотник и пастух»

(мышление)

11

Дикие животные

Животные жарких стран

№1 стр.173, №2 стр.

Д\и «Узнай по описанию»

(восприятие)

12

Домашние животные

Собачки играют

№1 стр.115,120 №2 стр.192

Д\и «У кого кто»

(внимание,речь)

13

Зимушка-зима

Как мы играем зимой

№1 стр.160

Д\и «Круглый год»

(восприятие)

14

Зимние забавы

Снеговик

№3 стр.18

Д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» (воображен.)

15

Новый год

Снегурочка

№3 стр.49, №1 стр.103

Д\и «Скажи наоборот»

(речь,память)

16

Транспорт

Машина

№1 стр.104

Д\и «Из чего сделано?»

(память, мышление)

17

ПДД

Инспектор

№1 стр.158

Д\и «Едет, плывет, летит»

(мышление)

18

Одежда, Обувь

Дымковская барышня

№3 стр.75

Д\и «Один и много»

(речь)

19

Мой город

Теремок

№3 стр.62

Д\и «Кто где работает»

(память, речь)

20

Зимующие птицы

Синичка на ветке

№1 стр.144,121

Д\и «Что забыл нарисовать художник» (внимание)

21

Защитники Отечества

Пограничник с собакой

№1 стр.162

Д\и «Ассоциации»

(мышление)

22

До свидания,Зима-

встречаем Весну

Белочка грызет орешки

№1 стр.126

Д\и «Доскажи словечко»

(речь, память)

23

Моя семья

Я и мой котёнок

№1 стр.150,№2 стр.193

Д\и «Чьи это предметы»

(мышление)

24

Край родной-

Хакасия

Матрешка

№3 стр.69

Д\и «Назови ласково»

(речь)

25

Профессии

Весёлый клоун

№3 стр.38

Д\и «Кому что нужно для работы»

(мышление)

26

Комнатные растения

Фиалка

№1 стр.92, №2 стр.151

Д\и «Ботаническое лото»

(внимание)

27

Перелетные птицы

Птицы прилетели(лебедь)

№1 стр.153

Д\и «Каждую птицу на свое место»

(память)

28

Насекомые

Барельеф «Бабочка»

№2 стр.199

Д\и «Что перепутал художник?»

(внимание)

29

Рыбы

По сказке «По щучьему велению» №1 стр.167

Д\и «Кто где живет»

(мышление)

30

Школа

Дети идут в школу

№1 стр.148

Д\и «Хитрые картинки»

(воображение)

31

Моя страна

Чудо-хохлома

№3 стр.82

Д\и «Собери картинку»

(восприятие)

32

Итоговое

По замыслу №1 стр.170

Используемая литература:

1. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: «Просвещение»,1991

2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: «Просвещение»,1991

3. Давыдова Г.Н. «Пластинография – 2» -М.: « изд.Скрипторий 2003»,2008

Подборка игр и игровых упражнений

Литература:

1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». - М.: «Просвещение»,1991

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения».-М.: «Бук-Мастер»,1993

3. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры»- М.: «Просвещение»,1991

4.Венгер Л.А. и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»- М.: «Просвещение»,1989

5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»- М.: «Просвещение»,1983

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2014-2015 учебный год.

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНА:Решением педагогического совета Заведующим МДОУ «Детский садМДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»комбинированного вида №103» Заводского района г. СаратоваЗаводского района ...

Рабочая учебная программа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) с блоками Дьенеша

Создание условий для развития логического мышления с использованием блоков Дьенеша....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «Е» № 10 для детей от 6 лет и до окончания образовательных отношений на 2022 -2023 учебный год

Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ г. Нижневартовска ДС №68 «Ромашка», разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовани...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «В» для детей 6– го года жизни

Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ г. Нижневартовска ДС №68 «Ромашка», разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольног...

Рабочая учебная программа группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «А» № 1О для детей от 6 лет и до окончания образовательных отношений на 2022 -2023 учебный год

Рабочая учебная программа группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «А» № 1О для детей от 6 лет и до окончания образовательных отношений на 2022 -2023 учебный год...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности длядетей дошкольного возраста 4-5 лет №7 на 2022-2023 уч. г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности длядетей дошкольного возраста 4-5 лет №7 на 2022-2023 уч. г....