ЛЕПКА СЮЖЕТНАЯ НА ЗЕРКАЛЕ ИЛИ ФОЛЬГЕ (С ОТРАЖЕНИЕМ) «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ». Старшая группа. (по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продол¬жать учить передавать несложные движе¬ния (наклон и поворот туловища, переме¬щение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотно¬сить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka._dedushka_mazay_i_zaycy.docx288.2 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка сюжетная на зеркале иЛИ фольге (с отражением)

«Дедушка Мазай и зайцы». Старшая группа.

(по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»)

Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продол жать учить передавать несложные движе ния (наклон и поворот туловища, переме щение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотно сить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.

Предварительная работа. Чтение стихо творения Н.А. Некрасова « Дедушка Ма зай и зайцы», просмотр мультфильма по произведению. Рассматривание иллюстра ций в книжке. Беседа по содержанию ли тературного произведения. Рассматрива ние весенних пейзажей (по возможности, с изображением весеннего разлива или половодья).

Материалы, инструменты, оборудование. У детей: пластилин, стеки, доски для лепки. У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке. Композиционная ос нова для коллективной работы: зеркало или прочная фольга с вылепленным деревом, пеньком, плыву щим бревном. Рисунки детей подготовительной к школе группы по сюжету.

Учебные пособия.

Пейзажи с изображением весеннего разлива или половодья.

Технологическая карта «Зайчик» (лепка).

Ход занятия.

Воспитатель зачитывает отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:

Я раз за дровами в лодке поехал...
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам...


Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: «Прыгайте сами!»
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой...


Столбик, не столбик, зайчишка на пне,

Лапки скрестивши стоит, горемыка,    
Взял и его - тягота невелика!..        

Не рано уж было.

Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя и стоя, и лёжа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нём.

«Взял бы я вас - да потопите лодку!»

Жаль их, однако, да жаль и находку –

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок...

К берегу плотно бревно я пригнал,

Лодку причалил - и «с Богом» сказал...

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: «У-ух!

Живей, зверишки»...

Когда с зайцами произошла такая беда? (Весной.) Почему это случилось? (Начал таять снег, вода затопила лес. Было половодье.) Как добрый дедушка Мазай спас бедных зайчишек от гибели? (Он сажал их в лодку, прицепил бревно с зайчишками. А потом всех выпустил на берег.)

Затем педагог показывает детям подго товленную заранее основу для коллектив ной сюжетной композиции.

Зеркало (или фольга) – это водоём, в котором видны затопленные пеньки, деревья, плывущие брёвна, на ко торых будут спасаться зайцы от бурной воды.

Выставляет на зеркало (фольгу) вы лепленную заранее лодку, помещает туда деда Мазая и обыгрывает ситуацию:

Лодка плывёт по зеркальной воде, в которой отражаются деревья, и дедушка Мазай спасает зайчиков – поднимает их за уши и усаживает в лодку, а некоторые зай цы и сами спрыгивают в лодку со своих островков (пеньков).

Давайте и мы с вами поможем деду Мазаю спасать зайчишек  вылепим своих зай чиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Ма зая деревьях и дополним композицию.

Постараемся показать настроение и ха рактер зайцев. Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди глубо кой речки? А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку? Как себя чувствует зайчонок, которого греет за пазухой добрый дедушка Мазай?

Настроение можно показать не только выражением лица, как на портрете человека, но также через позу и движение туловища. Ребята, опишите разные позы слова ми. (Сидит, сжавшись в комочек, уши прижа ты, встал на задние лапки, вытянулся стол биком, уши навострил и пр.) Давайте с вами на минутку превратимся в зайчишек.

Физминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит (дети показывают).

Вот так, вот так –

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (дети встают и показывают).

Вот так, вот так –

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (дети скачут).

Вот так, вот так –

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал (дети садятся).

Вот так, вот так –

Зайка — прыг — и убежал!

– Ребята, вы уже учились лепить зайцев. Давайте вспомним, как это правильно сделать.

Дети, используя технологическую карту, рассказывают последовательность лепки зайца конструктивным способом. (Сначала лепим овальное туловище, потом – круглую голову, лапки маленькие и большие – передние и задние, уши – длинные, хвост – маленький.)

– Давайте договоримся о размере лепных фигурок, чтобы зайчики были примерно одинакового размера. Можно вос пользоваться условной меркой (например, мизинчик).

– Перед работой разомнём и пальчики тоже. (Пальчиковая гимнастика)

Де ти берут пластилин и начинают лепить. Они самостоятельно ищут способы пе редачи движения настроения зайчишек. Если они быстро справляются с заданием, воспитатель предлагает дополнить компо зицию по своему желанию деревьями, кустарниками. Можно пред ложить детям изменить позу вылепленно го зверька: поднять лапки, прижать ушки к туловищу, показать, что зайчонок сидит, лежит, стоит «столбиком», прыгает, пере прыгивает, выпрыгивает из лодки или бы стро бежит в лес.

В конце занятия дети переносят вылеп ленные фигурки на общую основу и со ставляют коллективную композицию.

– Посмотрите, какие из зайчиков самые выразительные. Как это получилось? (Показаны движения лап и интересные положения туловища.)

– Что ещё понравилось в этой работе? (Мы делали её вместе, она получилась большая, зайцев много, как в мультфильме! В зеркале всё отражается, как в настоящей воде.)


Дополнительный материал.

Загадки.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся?... (Зайка.)

Вариант физминутки

Уронила белка шишку,         (кисти к плечам, вращение руками)

Шишка стукнула зайчишку,    (ударяют кулачком о кулачок)

Тот пустился наутёк,           (бег или прыжки на месте)

Чуть не сбил медведя с ног...   (ходьба на месте вперевалку)

Под корнями старой ели        (наклоны вперёд, округляя спину)

Размышлял медведь полдня:   (наклоны головы в стороны, спина прямая)

"Что-то зайцы осмелели...      (руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево)

Нападают на меня".            (прыжки на месте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».

Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:•          И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...

Совместная деятельность в 1 младшей группе «Крот и зеленая звезда» (Разработана на основе авторской программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки»)

Цель:«Воспитание эмоциональной отзывчивости  у детей раннего возраста для     реализации задач художественно-творческого развития детей 2-3 лет»В ходе совместной деятель...

Конспект занятия В старшей группе по парциальной программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки»

Цель: Последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации....

Ручной труд. «Дедушка Мазай и зайцы» (старшая группа)

Тема:"Дедушка Мазай и зайцы"Цель: учить детей дополнять поделку из пластилина природным материалом, показать возможность его применения.Продолжать учить дошкольников убирать за собой рабочее...