Главные вкладки

    План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме:
    ЛЕПКА СЮЖЕТНАЯ НА ЗЕРКАЛЕ ИЛИ ФОЛЬГЕ (С ОТРАЖЕНИЕМ) «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ». Старшая группа. (по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»)

    Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продол¬жать учить передавать несложные движе¬ния (наклон и поворот туловища, переме¬щение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотно¬сить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    lepka._dedushka_mazay_i_zaycy.docx288.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лепка сюжетная на зеркале иЛИ фольге (с отражением)

    «Дедушка Мазай и зайцы». Старшая группа.

    (по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»)

    Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продол жать учить передавать несложные движе ния (наклон и поворот туловища, переме щение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотно сить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.

    Предварительная работа. Чтение стихо творения Н.А. Некрасова « Дедушка Ма зай и зайцы», просмотр мультфильма по произведению. Рассматривание иллюстра ций в книжке. Беседа по содержанию ли тературного произведения. Рассматрива ние весенних пейзажей (по возможности, с изображением весеннего разлива или половодья).

    Материалы, инструменты, оборудование. У детей: пластилин, стеки, доски для лепки. У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке. Композиционная ос нова для коллективной работы: зеркало или прочная фольга с вылепленным деревом, пеньком, плыву щим бревном. Рисунки детей подготовительной к школе группы по сюжету.

    Учебные пособия.

    Пейзажи с изображением весеннего разлива или половодья.

    Технологическая карта «Зайчик» (лепка).

    Ход занятия.

    Воспитатель зачитывает отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:

    Я раз за дровами в лодке поехал...
    Вижу один островок небольшой -
    Зайцы на нём собралися гурьбой.
    С каждой минутой вода подбиралась
    К бедным зверькам...


    Тут я подъехал: лопочут ушами,
    Сами ни с места; я взял одного,
    Прочим скомандовал: «Прыгайте сами!»
    Прыгнули зайцы мои, - ничего!
    Только уселась команда косая,
    Весь островочек пропал под водой...


    Столбик, не столбик, зайчишка на пне,

    Лапки скрестивши стоит, горемыка,    
    Взял и его - тягота невелика!..        

    Не рано уж было.

    Мимо бревно суковатое плыло,

    Сидя и стоя, и лёжа пластом,

    Зайцев с десяток спасалось на нём.

    «Взял бы я вас - да потопите лодку!»

    Жаль их, однако, да жаль и находку –

    Я зацепился багром за сучок

    И за собою бревно поволок...

    К берегу плотно бревно я пригнал,

    Лодку причалил - и «с Богом» сказал...

    И во весь дух

    Пошли зайчишки.

    А я им: «У-ух!

    Живей, зверишки»...

    Когда с зайцами произошла такая беда? (Весной.) Почему это случилось? (Начал таять снег, вода затопила лес. Было половодье.) Как добрый дедушка Мазай спас бедных зайчишек от гибели? (Он сажал их в лодку, прицепил бревно с зайчишками. А потом всех выпустил на берег.)

    Затем педагог показывает детям подго товленную заранее основу для коллектив ной сюжетной композиции.

    Зеркало (или фольга) – это водоём, в котором видны затопленные пеньки, деревья, плывущие брёвна, на ко торых будут спасаться зайцы от бурной воды.

    Выставляет на зеркало (фольгу) вы лепленную заранее лодку, помещает туда деда Мазая и обыгрывает ситуацию:

    Лодка плывёт по зеркальной воде, в которой отражаются деревья, и дедушка Мазай спасает зайчиков – поднимает их за уши и усаживает в лодку, а некоторые зай цы и сами спрыгивают в лодку со своих островков (пеньков).

    Давайте и мы с вами поможем деду Мазаю спасать зайчишек  вылепим своих зай чиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Ма зая деревьях и дополним композицию.

    Постараемся показать настроение и ха рактер зайцев. Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди глубо кой речки? А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку? Как себя чувствует зайчонок, которого греет за пазухой добрый дедушка Мазай?

    Настроение можно показать не только выражением лица, как на портрете человека, но также через позу и движение туловища. Ребята, опишите разные позы слова ми. (Сидит, сжавшись в комочек, уши прижа ты, встал на задние лапки, вытянулся стол биком, уши навострил и пр.) Давайте с вами на минутку превратимся в зайчишек.

    Физминутка.

    Зайка серенький сидит

    И ушами шевелит (дети показывают).

    Вот так, вот так –

    И ушами шевелит.

    Зайке холодно сидеть,

    Надо лапочки погреть (дети встают и показывают).

    Вот так, вот так –

    Надо лапочки погреть.

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать (дети скачут).

    Вот так, вот так –

    Надо зайке поскакать.

    Кто-то зайку напугал —

    Зайка — прыг — и убежал (дети садятся).

    Вот так, вот так –

    Зайка — прыг — и убежал!

    – Ребята, вы уже учились лепить зайцев. Давайте вспомним, как это правильно сделать.

    Дети, используя технологическую карту, рассказывают последовательность лепки зайца конструктивным способом. (Сначала лепим овальное туловище, потом – круглую голову, лапки маленькие и большие – передние и задние, уши – длинные, хвост – маленький.)

    – Давайте договоримся о размере лепных фигурок, чтобы зайчики были примерно одинакового размера. Можно вос пользоваться условной меркой (например, мизинчик).

    – Перед работой разомнём и пальчики тоже. (Пальчиковая гимнастика)

    Де ти берут пластилин и начинают лепить. Они самостоятельно ищут способы пе редачи движения настроения зайчишек. Если они быстро справляются с заданием, воспитатель предлагает дополнить компо зицию по своему желанию деревьями, кустарниками. Можно пред ложить детям изменить позу вылепленно го зверька: поднять лапки, прижать ушки к туловищу, показать, что зайчонок сидит, лежит, стоит «столбиком», прыгает, пере прыгивает, выпрыгивает из лодки или бы стро бежит в лес.

    В конце занятия дети переносят вылеп ленные фигурки на общую основу и со ставляют коллективную композицию.

    – Посмотрите, какие из зайчиков самые выразительные. Как это получилось? (Показаны движения лап и интересные положения туловища.)

    – Что ещё понравилось в этой работе? (Мы делали её вместе, она получилась большая, зайцев много, как в мультфильме! В зеркале всё отражается, как в настоящей воде.)


    Дополнительный материал.

    Загадки.

    Что за зверь лесной

    Встал, как столбик, под сосной

    И стоит среди травы —

    Уши больше головы? (Заяц)

    Не барашек и не кот,

    Носит шубу круглый год.

    Шуба серая — для лета,

    Для зимы — другого цвета. (Заяц)

    Много бед таят леса,

    Волк, медведь там и лиса!

    Наш зверёк живёт в тревоге,

    От беды уносит ноги.

    Ну-ка, быстро отгадай-ка,

    Как зверёк зовётся?... (Зайка.)

    Вариант физминутки

    Уронила белка шишку,         (кисти к плечам, вращение руками)

    Шишка стукнула зайчишку,    (ударяют кулачком о кулачок)

    Тот пустился наутёк,           (бег или прыжки на месте)

    Чуть не сбил медведя с ног...   (ходьба на месте вперевалку)

    Под корнями старой ели        (наклоны вперёд, округляя спину)

    Размышлял медведь полдня:   (наклоны головы в стороны, спина прямая)

    "Что-то зайцы осмелели...      (руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево)

    Нападают на меня".            (прыжки на месте)


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Дед Мазай и зайцы

    занятие по лепке для старшей группы...

    Лепка: мак (Лыкова И.А., "Цветные ладошки")

    В работе представлено поэтапное выполнение цветка мак. презентация создана по материалам И.А. Лыковой (цветные ладошки)....

    Лепка: колокольчик (Лыкова И.А., "Цветные ладошки")

    В работе представлено поэтапное выполнение цветка колокольчик. презентация создана по материалам И.А. Лыковой (цветные л...

    Лепка: одуванчик (Лыкова И.А., "Цветные ладошки")

    В  работе представлено поэтапное выполнение цветка одуванчик. презентация создана по материалам И.А. Лыковой (цветн...

    Лепка: василёк (Лыкова И.А., "Цветные ладошки")

    В работе представлено поэтапное выполнение цветка василёк. презентация создана по материалам И.А. Лыковой (цветные ладош...

    Лепка: гвоздика (Лыкова И.А., "Цветные ладошки"0

    Работа выполнена по материалам И.А. Лыковой (Цветные ладошки). В презентации имеется поэтапное выполнение лепки цветка г...

    Конспект занятия по лепке в старшей группе «Дед Мазай и зайцы»

    Конспект занятия по лепке в старшей группе «Дед Мазай и зайцы»...

    конспект НООД "Три медведя" в старшей группе (лепка сюжетная)

    Образовательная область "Художественное творчество". Лепка сюжетная....

    Лепка: муравей (Лыкова И.А., "Цветные ладошки")

    В презентации представлен поэтапный план выполнения "Муравей". Работа создана по материалам И.А. Лыковой ("Цветные ладош...