Педагогический проект "Умные пальчики"
проект (аппликация, лепка, средняя группа) по теме

Храмцова Ольга Викторовна

 

Данный проект направлен на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов аппликаций с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_umnye_palchiki.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Умные пальчики»


Тема: «Развитие мелкой моторики руки через нетрадиционные виды аппликации и сенсорные игры»



Срок реализации проекта: 2013-2014 учебный год


Краткое описание проекта.

Данный проект направлен на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов аппликаций с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей.


Проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

На первом этапе реализации проекта при помощи родителей осуществляется сбор природного, бросового материалов, бумаги различной фактуры.


На практическом этапе в ходе системных занятий дети знакомятся и изготавливают различные виды аппликаций.


На заключительном этапе проекта воспитателем и детьми организовывается выставка индивидуальных и совместных детских работ. Воспитателем оценивается уровень развития мелкой моторики руки и результативность в целом.


                                                 Актуальность, новизна.


          С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития мышления. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи. Специалисты по раннему детству В.С. Мухина, Е.В. Зворыгина указывают на значительную роль простого хватания в формировании восприятия, зрительно-двигательной координации. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.
         Многие педагоги придают огромное значение развитию сенсорной культуры и мелкой моторики лишь в старшем дошкольном возрасте, упуская «благодатный» младший и средний возраст.

          Уникальным, на мой взгляд, видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяет удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.

          Как организовать данную работу, если в программе «Развитие» развитие мелкой моторики руки и сенсорной культуры не является приоритетным, представлено кратко и в самых общих чертах, нет системы планирования работы с детьми?

          Передо мной встали проблемы, как пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками, вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах и получить удовольствие от результата своей работы.

         При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.

         В работе с детьми средней группы выбрала доступные им формы организации: совместная исследовательская деятельность;
 занятия с подгруппой детей; самостоятельное взаимодействие с предметной средой; творческая индивидуальная работа детей.

Проблемы:

- недостаточно развита мелкая моторика руки у детей;

- нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов.


Гипотеза: аппликация будет способствовать развитию мелкой моторики руки, обучит детей простейшему сенсорному анализу, научит способам создания и преобразования предметов.
Цель: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка через рукотворные виды деятельности

Задачи:
1. Вызвать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками

2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами
3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру



Участники.

- воспитатель группы,

- дети средней группы,

- родители.


Продукт проекта:

  1. Изготовленные детьми различные виды аппликаций.
  2.  Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе.
  3.  Пополнение природного и бросового материала в уголке  по изодеятельности

    Предполагаемый результат работы с детьми:

    Обучение:

    1.Овладение простейшими практическими навыками в аппликации
    2.Представления о свойствах предметов
    3.Появление познавательной активности

Развитие:

1.Развитие моторики руки в соответствии с возрастом детей
2.Проявление самостоятельности в выборе средств и материала

Воспитание:

1.Навыки общения в совместной деятельности
2.Уверенность в собственных силах
3.Устойчивый интерес к занятиям.

Анализ ресурсов, влияющих на реализацию проекта.

  1. Научно- методические:

- подбор печатных теоретических материалов по изготовлению различных видов аппликации.

      2.Организационные.
           - создание разных видов аппликации
           - организация родителей для подбора материалов.

     3
. Информационные.
          - использование возможностей Интернета в поиске информации.
          - знакомство родителей с проблемой на групповом родительском собрании.

     4.
Мотивационные.

           - Разработка системы поощрения детей.

Этапы реализации проекта.


1. Подготовительный этап
Срок: сентябрь-октябрь 2013 года


Срок

Организация работы педагога

  1. Разработка перспективного планирования - системы занятий по изготовлению аппликации при помощи нетрадиционных техник

X


  1. Сбор природного и бросового материала с помощью родителей

IX-X


  1. Изготовление сенсорных игр: «Подбери наряд Маше и Мише» (свойства ткани), «Найди пару» (цвет), «Подбери узор», «Узнай бумагу», «Собери бусы»

IX-X

  1. Создание пакета методических материалов по организации занятий аппликацией и ручным трудом

X


  1. Групповое родительское собрание на тему «Аппликация и развитие мелкой моторики руки»

X



Организация работы с детьми



  1. представление детей о свойствах различных материалов

IX


  1. Рассматривание различных материалов в уголке по изодеятельности

X

2. Практический этап

Срок: ноябрь 2013 г. – март 2014 г.


Срок


Организация работы педагога



  1. Разработка конспектов  занятий по аппликации

XI


  1. Информация в родительском уголке на тему: «Аппликация и развитие мелкой моторики руки»

XII


  1. Оформление картотеки занятий, опытов

I-II


Организация работы с детьми



  1. Организация занятий с детьми: мотивация, простейшие опыты и эксперименты, выбор средств и материала, способов изображения, практическая деятельность, оценка детской деятельности

XI-III


  1. Совместная исследовательская деятельность:
  • знакомство детей со свойствами материалов: пенопласт, вата, бумага, магнит, дерево, пластмасса и др.;
  • изучение разных круп, их свойств: греча, рис, пшено, горох.

XI-III


  1. Сенсорные развлечения для детей: «Цветные салфетки», «Занимательный дырокол», «Чудо- бумага», «Праздник круп», «Воздушные шары», «Разноцветные пробки»

XI-III


  1. Создание с детьми коллажа на тему «Разноцветный мир», «Цветы»

I-II


  1. Самостоятельное взаимодействие с предметной средой

XI-III



 3. Заключительный этап

Срок: апрель – май 2014 г.


Срок


Организация работы педагога



  1. Показ открытого занятия для воспитателей ДОУ и родителей

IV


  1. Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Эффективные методы и приёмы сенсорного развития детей»

V


  1. Самоанализ деятельности по реализации проекта

V


Организация работы с детьми



Совместная с родителями выставка «Папа, мама, я и наша аппликация!»

IV

Перспективы распространения результатов проекта

Распространение результатов проекта предполагается:

  1. В рамках ДОУ: презентация проекта, показ открытого занятия, мастер-класс.
  2.  Публикация проекта в СМИ, на соц. Порталах.

Педагогический проект «Умные пальчики»


Тема: «Развитие мелкой моторики руки через нетрадиционные виды аппликации и сенсорные игры»



Срок реализации проекта: 2013-2014 учебный год

Руководитель проекта: Воспитатель Храмцова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.Задачи проекта:Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую м...

Педагогическая копилка "Наши пальчики-язычку помощники"

Педагогическая копилка для педагогов, детей и их заботливых родителей по развитию мелкой моторики руки "Наши пальчики-язычку помощники"...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникаль...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...

Педагогический проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»

. Ведение 2.1.Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей ...