Главные вкладки

    План-конспект занятия (аппликация, лепка) на тему:
    Мастер-класс: «Руками ребенка». (Лепка из соленого теста)

    Игнатьева Ольга Александровна, педагог – психолог

    муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад комбинированного вида №8»

    Пояснительная записка

    “Истоки способностей и дарований детей

     – на кончиках их пальцев.

     От пальцев, образно говоря,

     идут тончайшие ручейки, которые питают

     источник творческой мысли.

                                                                                                                                                                                           В.А. Сухомлинский

    Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – ЛЕПКА!

    Лепка - связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественными сторонами жизни ребенка, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражения некоторые особенности его интеллекта и характера. Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Лепка имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе.

    Из всех материалов я выбрала тесто и стала успешно использовать в своей работе с детьми

    Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который  для детской руки более удобен – он мягкий и для  ребенка представляет больший интерес, чем  пластилин.

    Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

    Программа «Тестопластика» сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

    Курс занятий  развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие,  что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение и хороший вкус. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность программы.

    Программа «Тестопластика» Режим занятий по программе - 2 раза в неделю, временной отрезок от 15 до 30 минут в зависимости от возраста, (1 год реализации), рассчитана на дошкольников разных возрастов (3-7 лет). Основу программы составляют комбинированные и практические занятия. Формы организации занятий – групповая и индивидуальная. В процессе обучения дошкольники научатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных и близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка.

    Цели программы:

    1)  образовательные:

    1. расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.

    2) развивающие:

    1. раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;

    2.  раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии

    3) воспитательные:

    1. коммуникативная компетентность учить детей культуре  речевого общения, выразительной речи, эмоциональному  настроению

    2. культурно-социальная компетентность  приобщить  к уважению выполненных  работ  детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке  и самооценке деятельности.

    Задачи:

    1)      образовательные:

    1. Дать дошкольникам сведения о технологии изготовления поделок из соленого теста.

    2. Научить воспитанников различным приёмам работы с солёным тестом, экономно расходуя материал.

    2)  развивающие:

    1. Развить у детей внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.

    2. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

    3)  воспитательные:

    1.   Воспитывать у детей усидчивость, трудолюбие, аккуратность,  настойчивость в достижении поставленной цели.

    2. Воспитывать наблюдательность, воображение и хороший вкус.

    Принципы построения программы:

    1.От простого к сложному.

    2.Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

    3. Научность.

    4. Доступность.

    5. Системность знаний.

    6. Воспитывающая и развивающая направленность.

    7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.

    8.  Активность и  самостоятельность.

    9.  Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

    Методы:

    1. Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

    2. Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

    3.  Практический

    Преимущества соленого теста:

    1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

    2.  Легко отмывается и не оставляет следов;

    3. Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!

    4.  Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

    5. Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

    6.  Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

    7. Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

    8.  Сготовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

    Средства:

    1.  соленое тесто

    2.  стеки

    3. доски

    4. кисти

    5. краска гуашь

    6. шаблоны

    Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

    Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам. 

    Ожидаемым результатом обучения является раскрытие и развитие творческих способностей, заложенных в ребенке, сформированное чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение, позитивное отношение к обучению, познанию окружающего мира, себя. Повышение степени свободы ребенка, вера в свои силы, адаптация в социуме.

     Чаще всего родители бывают пассивными слушателями и зрителями, что совершенно не устраивает меня как педагога- психолога. Попробовала нетрадиционные формы. И пришла к выводу: чем чаще мы ставим родителей в активную позицию, тем выше результат нашей работы.

    Я поставила перед собой цель - довести до родителей значение лепки для  детей, способствующей всестороннему развитию ребенка; формировать осознанную психолого-педагогическую компетентность  родителей в процессе взаимодействия: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый; реализовать принцип активного участия родителей в данном процессе.

    Форма взаимодействия дошкольника с родителями через мастер-класс позволила осуществить индивидуальный подход к формированию важности данной темы, повышению педагогического мастерства, интереса родителей к данной проблеме.

     Основной целью моей работы я считаю необходимость развивать у родителей представление о лепке, как о способе реализации потенциальных возможностей детей через технологию мастер-класса.

    Мастер-класс-это новая форма взаимодействия родителей и ребенка, поэтому особенно привлекательна для родителей. Они с удовольствием являются участниками таких мероприятий.

    Мною был проведен мастер-класс на тему «Руками ребенка».

    Мастер – класс по тестопластике «Руками ребенка»

    Цель: развитие у родителей представление о лепке, как о способе реализации потенциальных возможностей детей через технику работы с соленым тестом.

    Задачи:

    1. ознакомить родителей и детей с новым видом деятельности и привить интерес к предмету «лепка из соленого теста»;

    2. формировать терпимое отношение к собственному ребенку;

    3.  способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

    4.  воспитывать у детей усидчивость, трудолюбие, аккуратность,  настойчивость в достижении поставленной цели.

    Количество участников: 16 человек (родитель- ребенок).

    Продолжительность: час.

    Характер: серийный (для разных возрастных групп).

    Форма организации: групповая (практическое занятие).

    Этапы мастер-класса:

    Теоретическая часть:

    1. Презентация психолого-педагогического опыта в технике «Тестопластика». Обоснование основной идеи «Тестопластики».

               Организационный момент

    2. Игра на знакомство участников мастер-класса «Будем знакомы!».

    3. Представление мастер-класса

    -определение основных приемов и методов работы;

    -определить последовательность изготовления поделки;

    -демонстрация образца предстоящей работы;

               Практическая часть:

    4.  Моделирование изготовление поделки .  Организация самостоятельной деятельности и управление ходом  изготовления поделки.

    5.  Рефлексия дискуссия по результатам совместной деятельности.

    Оборудование: ноутбук, проектор, релаксационная музыка, 8 столиков, 16 стульчиков.

    Материалы:  готовое цветное соленое тесто (зеленое, красное, белое, коричневое) на подложке, вода, кисти, цветной картон, салфетки, стека по количеству участников, образец изделия.

    Проведение мастер-класса.

    Ход мастер-класса:

    1.                      Теоретическая часть.

    Показ презентации: Обоснование основной идеи «Тестопластики», представление психолого-педагогического опыта.

    Организационный момент.

    Игра на знакомство «Будем знакомы!» Каждый участник говорит о себе в трёх предложениях (свое имя, называет свою пару (ребенок- дочь, сын….-взрослый- мама, папа…), пожелание на сегодняшний день). Начинает игру педагог-психолог.            

     Образец.         Все части изготавливает ребенок, взрослый помогает формировать образ.

    2.                      Практическая часть.

    Технологическая карта.

    Изготовление поделки «Медвежонок с сердечком».

    Последовательность выполнения      операций

    Инструменты и материалы

     

    1

     

    Выбрать материал

    Соленое тесто. Если тесто подсыхает необходимо кисточкой нанести на него воду.

     

    2

     

    Взять кусочек белого теста и изготовить 1 шарик диаметром 3см. 2 шарика 5 мм. Из шариков делаем лепешечки, расплющиваем шарики. Изготовить  4 небольшие колбаски 3см.

    Соленое тесто, картон, стека, стаканчик с водой, кисть.

     

    3

    Взять кусочек красного теста, скатать шарик  диаметром 2-3см. сделать из шарика лепешечку, сформировать образ сердца.

      картон, тесто, стека.

     

    4

     

     

    Взять кусочек зеленого теста и изготовить 3 шарика диаметром 1см. Сделать из шариков лепешечки. Из 2 лепешечек сформировать капельку.

    Собрать образ бантика.

      стека, картон

    5

     

    Взять кусочек коричневого теста и изготовить 3 шарика диаметром 5мм. Сделать из шариков лепешечки.

      картон, тесто

     

     

    6

    Собрать все части в единый образ по представленному образцу и дополнить необходимыми деталями на ваше усмотрение. Примените фантазию!!!!

     картон, тесто

     

     

    7

     

     

    Вот и готова наша поделка!!!!

     

    картон   

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    ignateva_olga_aleksandrovna.docx1.38 МБ
    prezentatsiya1.pptx2.93 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    КЛЕЙ ПВА
    СОЛЬ
    ВОДА
    МУКА
    Ингредиенты:
    Преимущества солёного теста:
    Можно быстро приготовить
    Легко отмывается
    Не оставляет следов
    Не липнет к рукам
    Окрашивается любой краской
    Сушить можно и на воздухе

    Можно играть. Не теряет форму
    Тестопластика
    !
    ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ: