Основные приёмы работы с листьями деревьев
статья по аппликации, лепке по теме

Грицко Юлия Александровна

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ЛИСТЬЯМИ ДЕРЕВЬЕВ

 

      Природа – источник духовного, познавательного и эмоционально-эстетичного обогащения детей. Природа окружает ребенка с ранних лет. Детей всегда привлекают яркие цветы и разнообразные деревья, кусты, насекомые, животные. Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, способствует развитию эмоциональной сферы детей, воспитывает чуткое внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет  наносить ей вред.

      Рассматривая такой природный материал как листья деревьев, ребёнок обращает внимание на их размер, цветовую гамму, любуется изящностью форм. У детей формируются умения творческого экспериментирования с листьями: составлять букеты, пейзажи, фигуры животных. Качество и выразительность таких работ достигается при помощи умения подметить в данном природном материале (листья деревьев) сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Например, можно соотнести форму листьев с ёжиком, хвостом рыбы, головы лисы, медведя, собачки и т.п. Листья деревьев в данном случае становятся и материалом, и  инструментом изготовления творческих работ.

     Применяя  в своей продуктивной деятельности разнообразные приёмы работы с  листьями, дети участвуют в удивительном творческом процессе, результатами  которых становится создание какого-либо конечного творческого продукта. Это могут быть предметы для украшения группы, праздничных мероприятий; сувениры для близких людей, элементы игр (см. Приложение).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ЛИСТЬЯМИ ДЕРЕВЬЕВ

Для организации  эффективной деятельности по работе с листьями деревьев используются  приёмы приклеивание, деформирование, отпечатывание,  копирование, вырезание и набивание. Вариативность данных приёмов можно увидеть в схеме 2.

Схема 2. Основные приёмы работы с листьями деревьев

ВАРИАТИВНОСТЬ ПРИЁМОВ

ПРИЁМЫ РАБОТЫ

  1. «ПРИКЛЕИВАНИЕ»
  1. ЦЕЛЫХ ЛИСТЬЕВ
  2. ЧАСТИ (КУСОЧКОВ) ЛИСТЬЕВ

2. «ДЕФОРМИРОВАНИЕ»

2.1. СКЛАДЫВАНИЕ ЛИСТЬЕВ

2.2. СКРУЧИВАНИЕ ЛИСТЬЕВ

3. «ОТПЕЧАТЫВАНИЕ»

3.1. КРАСКАМИ

3.2. ПРИ ПОМОЩИ ВОСКОВЫХ КАРАНДАШЕЙ

3.3. НА ПЛАСТИЛИНЕ

4.1. ОБВОДКА ЛИСТЬЕВ ПО КОНТУРУ

4.2. СРИСОВЫВАНИЕ ЛИСТЬЕВ С НАТУРЫ

4. «КОПИРОВАНИЕ»

5. «ВЫРЕЗАНИЕ»

5.1. ТРАФАРЕТА ЛИСТЬЕВ

5.2. ФИГУРЫ ИЗ ЛИСТЬЕВ

6.1.ПРЯМЫМ СПОСОБОМ

6.2. ОБРАТНЫМ СПОСОБОМ

6. «НАБИВАНИЕ»

1. «Приклеивание»

Сухие листья  – очень хрупкий материал, и работать с ним, и приклеивать его нужно очень аккуратно и осторожно. [16]

Вариативность приёма:

1.1.Приклеивание целых листьев

  1. Отберём листья большого и маленького размера.
  2. Перевернём лист выпуклой стороной с прожилками вниз.
  3. На более гладкую поверхность листа нанесём кисточкой клей ПВА. Если листья мелкие клей наносим капельным способом.
  4. В определённой ритмичной последовательности (большой, маленький или др.) приклеим листья на поверхность в соответствии с разметкой или без неё.
  5. Промакиваем излишки клея салфеткой и прижимаем лист к поверхности ладонью руки.

            Хорошо использовать листья с переходами цвета. Картина получается живой и более естественной. Обычно у таких растений как тополь или калина очень богатая палитра цвета  и листьями  можно показать свет и тень.

Результат: Засушенный лист дерева приклеен к основанию работы.

1.2. Приклеивание части (кусочков) листьев

Случается, что в процессе работы или хранения сухие листья ломаются. Сломанные части  можно использовать для оформления работ: звездочки, дождинки, дорожку и т.д. Можно сделать мозаику  из кусочков листьев. А если приготовить разноцветную крошку, то она поможет оживить фон.

  1. Намазываем клей на основание по замыслу,  разметке.
  2. Посыпаем эту поверхность разноцветной крошкой из кусочков листьев.
  3. Прижимаем слегка ладонью руки через салфетку.

Результат: Намеченный рисунок заполнен раскрошенными частичками от листьев, напоминает мозаику .

2.«Деформирование»

Деформирование – это изменение формы чего-либо под воздействие силы. Для изменения формы листьев деревьев используют приёмы складывания и скручивания. [8]

 Вариативность приёма:

2.1. Складывание листьев

  1. Лист  перегибаем и, убедившись, что линия сгиба наметилась правильно, при помощи пальцев рук, движением от себя или слева направо, приглаживаем линию сгиба. Пальцами левой руки при этом придерживаем обе части листа, чтобы они не сдвигались с места.
  2. Затем намеченную складку складываем в заданном направлении в соответствии с задумкой.
  3. Зафиксируем результат нитками, травинками или проволокой.

Результат: изменённая форма листьев в соответствии с задумкой.

2.2. Скручивание листьев

  1. Лист сворачиваем вокруг пальца левой руки или на основании стола пальцами обеих рук.
  2. Затем слегка придерживая обе части листа и не надавливая на полученную трубочку, фиксируем на клей или скрепку, точно определив нужный диаметр закрутки.

Результат: изменённая округлая объёмная форма листа в соответствии с задумкой .

3. «Отпечатывание»

В данном случае лист дерева используется и как инструмент - средство создания изображения и как выразительное художественное средство. [23]

Вариативность приема:

3.1. Отпечатывание листьев красками

  1. Покрываем лист дерева красками одного цвета или разными цветами со стороны выпуклых прожилок, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края.
  2. Затем лист дерева прикладываем  окрашенной стороной к бумаге, стараясь не сдвигать его с места, иначе отпечаток будет нечётким, смазанным.
  3. Для получения отпечатка плотно прижимаем лист к бумаге.
  4. Затем берём  листочек за черенок и осторожно снимаем его с поверхности бумажного листа.
  5. Берём следующий листочек, покрасим его в другой цвет и отпечатаем  в другом месте композиции. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.
  6. Можно повторно использовать уже окрашенный листик, нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.
  7. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовываем стволы деревьев,  где отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне. Результат: рисунок листьев с нечётким контуром, но с хорошо прорисованной текстурой листа .

3.2.Отпечатывание листьев при помощи восковых карандашей

  1. Выкладываем лист дерева, выступающими жилками вверх.
  2. Сверху накрываем его листом ксероксной (цветной) бумаги.
  3. Заштриховываем поверхность бумаги восковым карандашом.
  4. Для усиления цветовой насыщенности отпечатка,  получившийся лист дерева заштриховываем повторно, надавливая карандашом посильнее.
  5. Для живописности рисунка можно использовать разные цвета восковых карандашей.

Помимо восковых карандашей в этом приёме можно использовать художественные мелки, пастель, уголь и цветные карандаши.

Результат: четко просматриваемая текстура и контур листьев деревьев.

3.3. Отпечатывание листьев на пластилине

Подобный приём можно использовать в работе с мастикой и гипсом, но для работы с детьми лучше взять пластилин.

  1. Разминаем и выкладываем пластилин на гладкую поверхность.
  2. Затем пластилин раскатываем скалкой в пласт толщиной около 2 см., а неровные края обрезаем.
  3. На пластилин выкладываем лист, выступающими жилками вниз.
  4. Прокатываем по пласту скалкой с некоторым нажимом.
  5. Аккуратно снимаем лист и обрезаем неровные края.

Результат: рельефное изображение листа дерева.

4. «Копирование»

Для того, чтобы научиться копировать необходимо взять ровный без изъянов лист дерева и начать работу. [26]

Вариативность приема:

4.1. Обводка листьев по контуру

  1. Берём простой лист дерева.
  2. Кладём его на лист бумаги.
  3. Берём карандаш и обводим лист по контуру, придерживая его рукой.

Результат: силуэтное изображение листа дерева.

4.2. Срисовывание листьев с натуры

  1. Лист дерева кладём перед собой.
  2. Начинаем срисовывать лист, зрительно сопоставляя его форму, размер,  контурные очертания.
  3. Раскрашиваем лист и прорисовываем  прожилки карандашами или красками.

Можно положить листья на разном расстоянии от себя и рисовать их на этом расстоянии. Соответственно, на бумаге листья должны быть по размеру такими, как вы их видите, а не в натуральную величину. Это связано с перспективой - предметы кажутся меньше, чем на большем расстоянии они от вас находятся.

Результат: реалистичное изображение листьев деревьев .

5. «Вырезание»

Ножницы для вырезания должны быть хорошо заточены, хорошо закрываться и открываться. Чтобы вырезать ровно, надо, вырезая правой рукой (у  правшей), не закрывать ножницы до конца,  а продвигаться  маленькими шажками вперёд. Все манипуляции с бумагой совершает вспомогательная  рука. [21]

Вариативность приёма:

5.1.Вырезание трафарета листьев

  1. Исходное изображение силуэта  срисовываем от руки «на глаз» или обведём по контуру листьев на бумагу (будущий трафарет).
  2. Аккуратно вырезаем контур рисунка ножницами. Воткните конец ножниц в ту часть поверхности, которую вырезаем, доведите разрез до линии.
  3. Режем бумагу плавно, не прерываясь, строго по контуру рисунка. Без крайней необходимости не отрываем нож от бумаги.
  4. На одном трафарете можно вырезать несколько силуэтов листьев в определённой очерёдности, чтобы в будущем можно было опечатать фриз. [8]

Для дальнейшего творчества можно использовать и внутреннюю часть трафарета (обратный трафарет) и внешнюю (прямой трафарет) (см. ниже приём «Набивать»). Трафарет можно использовать многократно.

Результат: внутренняя часть трафарета - силуэт листа из бумаги, внешняя часть – фон из бумаги.

5.2. Вырезание фигуры из листьев

  1. Вырезаем прямую линию - вспомогательная рука просто движется по листу вперед, как бы стремясь "догнать" вырезающую руку.
  2. Вырезаем квадрат - доходим до угла изображения, поворачивая лист; не вынимая ножниц, продолжаем вырезать фигуру.
  3. Вырезаем круг - после каждых трех надрезов  передвигаем руку, держащую лист, поближе к ножницам; при этом левая рука пытается догнать правую.
  4. Вырезаем сложные контуры – комбинируем движения рук из вышеизложенных действий.

Результат: фигура любого изображения, полученная из листа дерева (буква, ёлочка, круг и т.д.).

6.«Набивание»

Если вы хотите получить на поверхности точечный рисунок, проще всего это сделать способом набрызга с помощью жесткой кисти, щетки, пульверизатора или краскораспылителя. Для более плотной набивки изображения используется поролоновый тампон и густую краску (гуашевые краски). [21]

Вариативность приёма:

6.1. Набивание прямым способом

  1. Для набивки простых рисунков в один цвет берём прямой трафарет.
  2. При помощи круглой кисти (тампона) и выбранной краски по трафарету отбиваем точную копию намеченного рисунка.
  3. В данном случае фоном служит цвет поверхности.

Результат: Чёткий закрашенный силуэт листьев деревьев, фон вокруг силуэтного рисунка – цвет бумаги.

6.2.Набивание обратным способом

  1. При этом способе используем обратный трафарет, где набивается краской  только фон.
  2. После набивки фона рисунок проявляется за счет цвета самой поверхности (бумаги), а пространство, окружающее рисунок, затемняется или высветляется.

Обратный трафарет также применяется для набивки бордюров и фризов.

Результат: Силуэт листьев деревьев не закрашен, имеет цвет поверхности (листа бумаги). Фон закрашен краской.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В СОЗДАНИИ РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ НЕТРАДИЦИОННУЮ ТЕХНИКУ РИСОВАНИЯ – ОТТИСК ЛИСТЬЯМИ ДЕРЕВЬЕВ «ЛИСТЬЯ ЖЁЛТЫЕ»

ПРОЕКТПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В СОЗДАНИИ РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ НЕТРАДИЦИОННУЮ ТЕХНИКУ РИСОВАНИЯ – ОТТИСК ЛИСТЬЯМИ ДЕРЕВЬЕВ, «ЛИСТЬЯ ЖЁЛТЫЕ» Листья деревьев– за...

Консультация «Основные приёмы обучения конструирования»

В материале представлены основные приёмы конструирования...

Основные приёмы рисования пластилином.

Основные приёмы рисования пластилином.* Перед использованием пластилин следует размять, а после работы протереть руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.* Для основы картин используется плотны...

Родительское собрание в средней группе "Основные приёмы лепки, как средство развития мелкой моторики"

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, по мере необходимости изменяет....

«Основные приёмы работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»

Работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны ре...

Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой

Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой...