Проект "Художники-иллюстраторы"
проект (средняя группа) по теме

Калашникова Евгения Леонидовна

Краткосрочный проект, с целью, ознакомления детей с творчеством художников - иллюстраторов Ю.Васнецова, Е.И. Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_khudozhniki.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида»

Краткосрочный проект

«Художники - иллюстраторы»

Средняя группа.

Цель проекта:

-познакомить детей с творчеством художников - иллюстраторов Ю.Васнецова, Е.И.Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Задачи:

- познакомить детей с творчеством Ю. Васнецова, Е. И. Чарушина через иллюстрации к русским народным сказкам, к  потешкам, и авторским сказкам.

-учить чувствовать и понимать образный язык рассказов Е. И. Чарушина, Ю. Васнецова,  тем самым развивая у них литературную и художественную речь;

- углубить знания детей о животном мире, через произведения Е.И. Чарушина.

- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений, через художественное описание образов.

- формировать интерес к художественной литературе.

- способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений.

- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (поговорки, загадки, метафоры, народные высказывания, звукоподражание).    

- посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.

- учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.

- расширять представления родителей о детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

- создавать условия для поисково – исследовательской деятельности.

Участники проекта: дети дошкольного возраста (4-5 лет), родители воспитанников, воспитатели групп, специалисты ДОУ.

Предполагаемый  результат проекта:

- организованная работа с дошкольниками по ознакомлению с творчеством писателя Е. И. Чарушина, Ю.Васнецова, в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса детей к художественной литературе;

- у детей появится интерес к самому процессу чтения;

- дошкольники научатся преодолевать трудности, не бояться ошибок;

- сформированность у воспитанников понятия, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных интересов;

- воспитание у дошкольников стремления к достижению поставленной цели;

- расширение знаний о животных;

- эффективность педагогической деятельности за счет организованных форм и средств обучения.

Итоговое мероприятие: изготовление книжек - малышек по произведениям Е. И. Чарушина.

Технологическая карта 1        

Вопросы к утреннему сбору, которые направлены на выбор темы и деятельности.

Какая у нас тема?
Что мы уже знаем о художниках?
Зачем в книгах нужны картинки?
Кто такой Ю. Васнецов? Е.Чарушин?

Как рисовать сказочных животных?

Как художник рисует движение животных, радость, грусть?

Чем бы ты хотел заняться сегодня?
Как ты это будешь делать? С чего ты начнешь?

Технологическая карта 2

Вопросы к вечернему сбору, которые направлены на обсуждение результатов  деятельности, вариантов итогового события; планирование деятельности на следующий день.

Что было самое интересное?

Что ты узнал нового о художниках?

Что еще хочешь узнать?

Получилось ли у тебя то, что ты задумал?

Что бы ты хотел изменить?

Тебе было трудно или легко?

Что легче всего было сделать?

Какие материалы вы использовали?

Вы полностью выполнили свой план?

Планируете ли вы продолжить свою работу?

На какие вопросы мы ответили сегодня?

Какие новые слова вы узнали?

Технологическая карта 3

Примерное комплексно - тематическое планирование

Образовательные области

Интеграция

Педагогические задачи

Планируемые результаты

Познание Конструирование

«Социализация», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация».

«Чтение художественной литературы».

Тема: «Цыплячий город»( по произ. Е.Чарушина).

Задачи:
Образовательные:

- познакомить детей с произведением Е.Чарушина;

- побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (птенцов) из природного материала;

 -  планировать и контролировать этапы своих действий;

- формировать представление о птицах, их значении в жизни человека;

- закреплять умение работать по схемам;

- учить анализировать свои действия;

Развивающие:

- развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу;

- развивать эмоциональную сферу у детей.

-развивать общую и мелкую моторику рук через физминутки и пальчиковую гимнастику.

- развитие литературной и художественной речи через загадки и пословицы.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие;

- воспитывать коммуникативные способности;

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Имеет представления о птенцах.

Может создавать поделку, используя простую схему.

Проявляет творческие способности.

Общается в процессе работы с детьми и воспитателем, отвечает на заданные вопр Согласовывает движения с музыкальным сопровождением.

Умеет отгадывать загадки, отвечает на вопросы воспитателя.

Познание ФЭМП

 «Здоровье»,

«Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация».

«Путешествие в сказку».

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество;

-закрепить знание количественного и порядкового счета до 5, умение распознавать цифры до 5 и соотносить их с количеством предметов.

Развивающие:

 - развивать представление детей о геометрических фигурах.

- развивать воображение, наблюдательность, умение решать логические задачи, рассуждать.

- развивать мелкую и общую моторику через пальчиковую гимнастику и малоподвижные игры.

Воспитательные:

 - создать у детей положительные эмоции

 - формировать бережное отношение к дидактическому материалу, интерес к занятиям математикой.

Знает и называет геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Сравнивает предметы по разным параметрам – величина, форма, цвет, размер.

Считает до 5, знает цифру 5 и умеет соотнести их с количеством предметов.

С удовольствие работает, общается с детьми и педагогом.

Бережно относится к материалам и пособиям.

Правильно выполняет пальчиковые игры под руководством воспитателя.

Познание (ФЦКМ).

«Социализация»,

«Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация», Безопасность.

Тема: Знакомство с творчеством художника - иллюстратора Ю.Васнецова.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с профессией художника, с творчеством художника  - иллюстратора Ю. Васнецовым.

-закрепить знания детей о книге, книжной иллюстрации;

-совершенствовать восприятие путем активного использования органов чувств: слуха, зрения, осязания; учить фиксировать полученные впечатления в речи;

- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Вводить в словарь существительные, обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия.

 Развивающие:

- развивать эмоционально-эстетические чувства детей;

- продолжать работу по сенсорному развитию, обогащать сенсорный опыт;

- развивать умение рассказывать по картинке-иллюстрации, используя в речи образные слова и выражения;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к профессии художника, бережное отношение к книге, к произведениям искусства.

Знает профессию художника.

С помощью книжных иллюстраций может определить художника Ю.Васнецова;

Старается отвечать на вопросы полным ответом;

Активно участвует в общей беседе, в диалогах со взрослым и сверстниками;

Использует в своей речи глаголы и прилагательные, характеризующие трудовые действия героев;

Коммуникация.

Чтение художественной литературы

«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»,

«Познание»,

«Музыка»,

«Социализация».

Тема: Чтение рассказа Е.Чарушина "Котик - коток".

Задачи:

Обучающие:.

- углубить знания детей о животном мире, через произведения Е.И. Чарушина;

- побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о   животных.                       образовывать уменьшительно-ласкательные имена существительных.

-учить высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи.

Развивающие: 

- развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности.

- развитие литературной и художественной речи через згадки и пословицы..

- развивать способности рисования.

Воспитательные: 

-воспитывать  чувтсво эмоциональной отзывчивости, бережное отношение к живой природе.

Связно и выразительно  рассказывает фрагмент рассказа.

Правильно называет животных, может рассказать об их повадках.

Сочувствует героям сказки.

Передает в рисунке характерные особенности животных.

Умеет высказывать свое мнение о прочитанно, давать оценку героям.

Физическая культура.

«Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация»,

«Чтение художественной литературы»,

«Познание».

«Злоровье»

Цель:

продолжать поддерживать интерес детей к физической культуре.

Продолжать знакомить детей с художниками.

Физическая культура: Совершенствовать двигательные умения и навыки; закреплять разученные ранее ОРУ с мячом; развивать умение движениями, позой передавать задуманный образ спортсмена.

Здоровье: Закреплять понимание детей, что спорт важен для здоровья человека.

Коммуникация: Активизировать в речи детей слова: художник, иллюстрация, книга и др. Упражнять в подборе прилагательных к существительному  (какой?).

Социализация: учить соблюдать очередность водящего, слушать педагога, выполнять правила игры.

Познание: Продолжать расширять знания детей о животных.

Чтение художественной литературы: Поддерживать интерес к выполнению упражнений, положительный эмоциональный настрой с помощью коротких стишков о физкультуре.

Правильно выполняет основные движения;

Внимательно слушает и отгадывает загадки;

Выполняет движения, согласуя их с музыкальным сопровождением;

Знает цвета – красный, желтый, синий, зеленый;

Соблюдает правила игры.

Выразительно проговаривает слова игры.

Может координировать свои действия с действиями товарищей.

Адекватно реагирует на смену водящего.

Музыка.

«Здоровье»,

«Познание»,

 «Социализация», «Коммуникация»,

«Художественное творчество».

Цель: формирование двигательных навыков и умений, развитие музыкальных и сенсорных способностей детей.

Познание детьми окружающего мира через звук.

Задачи:

Развивающие:

-развивать слуховое внимание, память, зрительно-пространственную ориентировку, координацию движений, чувство ритма;

-развивать чувство цвета, умение называть и узнавать основные цвета;

- развивать тактильные ощущения.

Образовательные:

-обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности: тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух;

- закрепить умение детей изменять движения в соответствии с формой музыкального произведения.

 Воспитательные:

-воспитывать дружелюбные отношения в детском коллективе.

Умеет внимательно слушать произведения классической музыки, слышать заданную тему.

Может сказать о своих впечатлениях, о прослушанной музыке.

Свободно двигается под музыку, импровизирует с движениями.

Художественное творчество.

«Познание»,

«Коммуникация»,

«Физическая культура», «Музыка»,

«Труд».

«Социализация».

Аппликация «Медвежата» (по произ. Е.Чарушина)

Задачи:

Образовательные:

-закрепить произведение Е.И. Чарушина в аппликации.;

- учить детей эмоционально воспринимать иллюстрации, проявлять положительное отношение к персонажу;

- вызвать у детей желание сделать медвежат, передавая их характерные особености;

-закрепить понятие вправо - влево, вверх-вниз.

Развивающие:

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

-развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма;

-развивать диалогическую речь;

Воспитательные:

-воспитывать способность подчинять свои действия инструкции;

воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, уважение друг к другу.

Лепка

«Тюпа» (по произ. Е.Чарушина)

Задачи:

Образовательные: 

- закрепить знание детей по произведению Е.Чарушина "Котик-коток";

-упражнять в лепке предметов овальной и круглой формы;

-формировать прием отщипывания, сглаживания для передачи деталей туловища, головы животного.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук,  упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике – пластилинографии.

-  продолжать развивать умение и навыки детей в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей,

- развивать точность ручных движений и глазомерную координацию.

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность, достижение конечного результата;

- воспитывать умение внимательно и правильно выполнять движения.

Кружок «Лукоморье»

Кружок «Тестопластика»(изготовление животных по желанию детей).

Правильно использует площадь листа.

Аккуратно работает с клеем, пользуясь салфеткой и клеенкой.

Выполняет работу самостоятельно.

Владеет навыками самообслуживания.

Имеет представление о животном.

Убирает за собой рабочее место по окончании работы.

Умеет отгадывать загадки, обоснованно отвечая  на вопрос.

Владеет приемом отщипывания мелких кусочков от большого куска пластилина.

Умеет скатывать пластилин в колбаску, ровно распределять по поверхности контура.

Проявляет интерес к работе, желание выполнить ее самостоятельно, доводит работу до конца.

Социализация.

«Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация»

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к животным.

Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.

Развивать у детей интерес к животному миру в процессе игры;

формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.

Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Умеет играть вместе с другими детьми. Соблюдает правила игры

Здоровье.

«Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация»

Развивать умение заботиться о своём здоровье;

продолжать развивать культурно - гигиенические навыки;

продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

Соблюдает элементарные правила приема пищи, гигиены. Выполняет физические упражнения на укрепление организма.

Знает элементарные правила сохранения и укрепления здоровья.

Труд

Чтение художественной литературы, «Художественное творчество», «Труд», «Социализация».

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате, в уголке природы и на участке детского сада.

Продолжать учить ухаживать за растениями в группе.

Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы все убирать со стола (рисование, лепка, аппликация). 

Замечает беспорядок в группе и самостоятельно устраняет его;

Убирает на место игрушки и игры после игры;

помогает воспитателю ухаживать за комнатными растениями в группе;

самостоятельно приводит в порядок свое рабочее место после образовательной деятельности.

Безопасность.

«Социализация», «Коммуникация», «Познание» (ФЦКМ).

Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов; активизировать предлоги, глаголы в предложениях.

Знает правила безопасного поведения в доме и на улице.

Свободно отвечает на заданные вопросы по теме, использует в речи предлоги и глаголы.

Технологическая карта 4  « Материалы и оборудование».

Социально – личностное  развитие

Безопасность

Социализация

Труд

Центр «Островок безопасности»

Плакат «Правила обращения с книгой".

Картины и иллюстрации, изображающие животных в природе.

Экологические коврики.

Дидактическая игра «Можно – нельзя»

Центр «Наш маленький дом»

Наборы для сюжетно-ролевых игр «Пожарные», «Полиция», «Скорая помощь», "Зоопарк", "Художники", «Библиотека».

Центр «Сибирячок».

Наборы открыток с видами г. Красноярска, г. Шарыпово.

Символика – герб, флаг  г. Шарыпово.

Фотогазеты: «Наши домашние любимцы», «В мире животных», «В мире фауны и флоры»

Красна книга "Животные".

Центр «Пчелки»

«Трудолюбивые  пчелки»

Лейки, детские грабли, лопатки;

Опрыскиватели для растений;

Тряпочки,  губки для протирания пыли, ухода за растениями;

Фартуки для работы с растениями.

Алгоритм подготовки рабочих мест для деятельности: аппликация, лепка, ручной труд.

        Художественно – эстетическое развитие

Художественное творчество

Развитие детского творчества

Музыка

Центр «Радуга»

Материалы и инструменты для творчества: бумага, карандаши, пластилин, краски, восковые мелки

Клей, природный и бросовый  материал.

Старые иллюстрации из книг и журналов (для вырезания и использование в аппликации).

Раскраски по теме.

Алгоритмы выполнения аппликации, лепки.

Трафареты и шаблоны "животные", "птицы".

Театральный центр «В гостях у сказки»

Атрибуты для драматизации «Кошкин дом», игры – драматизация ««Ветеринарная больница» .

Настольный театр «Теремок».

Наборы игрушек «Животные», «Птицы», «Насекомые».

Центр «Веселые нотки» 

Мультимедийные презентации «Как это было», «На нашем дворе. Художники – иллюстраторы  Е.И.Чарушин и дети группы17 «Фантазеры».

Мультимедийная презентация «Животный мир».

Мультимедийная презентация " Творчество Ю.Васнецова".

Аудиозаписи   голосов птиц и леса.

Физическое развитие

Центр «Здоровячок»  

Подвижные игры «Воробьи, вороны», «Совушка», «Перелет птиц», «Хитрая лиса»,  «Путаница"

Малоподвижные игры: речевая п\и «Мы по городу шагаем», «Море волнуется», «Золотые ворота».

Дыхательные упражнения – игры с водой «Плывет по озеру кораблик».

Зрительная гимнастика «Во дворе».

 

Познавательно-речевое развитие

              Познание                                                                                                                                                   Коммуникация, чтение художественной

                                                                                                                                           литературы

                                                                                               

ФЦКМ

ФЭМП, Конструирование

Природа

Худ. Литер,  Развитие речи

Тематический центр

Библиотека произведений Е. И. Чарушина, Ю.Васнецова.

Фотогазеты «В мире животных», «В мире фауны и флоры», «Наши домашние любимцы».

дидактические игры:

"Что перепутал художник?", "Кому что нужно?".

Центр «Соображалочка»

Разрезные картинки "Животные», "Птицы".

Пазлы «Мои любимые сказки».

Наборы счетных палочек.

Центр «Маленькие строители»

Различные виды конструктора для самостоятельной деятельности детей.

Мини- лаборатория «Капитошка»

 «Вода в нашем доме»

(свойства воды).

Набор емкостей для определения свойств воды,  гуашь разноцветная, воронки.

Произведения Е.И.Чарушина: «Что за зверь?»,

«Страшный рассказ», "Котик - коток", "Медвежата", "На нашем дворе".

Произведения Ю.А. Васнецова «Волк и козлята», «Храбрый баран», «Зимовье», «Полкан и медведь», «Заячьи слезы», «Три медведя».

Пословицы, поговорки, загадки о животных.

Технологическая карта 5  «Виды деятельности и формы организации».

Музыкально-художественная деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность.

Продуктивная деятельность:

Слушание песен .

Игра на музыкальных инструментах «Веселый оркестр».

Сюжетные игры.

 Поисково-познавательная деятельность детей.

Аппликация «Медвежата».

Лепка в технике пластилинографии «Тюпа».

На прогулке построить домики для медведей по сказке «Три медведя».

Конструктивная деятельность

Постройка "цыплячьего городка" по произведению Е.И Чарушина.

Игровая деятельность:

- игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),

- игры - головоломки,

- загадки,

- кроссворды,

- ребусы,

- мини-викторины,

- пословицы и поговорки,

- познавательные игры;

Познавательно-исследовательская деятельность:

Создание проблемы: «Кто такой художник- иллюстратор?», "Что нужно художнику?".

Анализ построек, выяснение материалов. (картинки и иллюстрации из русских народных сказок).

Коммуникативная деятельность:

Двигательная активность:

Сотрудничество с родителями:

Книги писателя Е. И. Чарушина, Ю.Васнецова

 Картины и иллюстрации, изображающие животных в природе.

Наборы игрушек «Животные», «Птицы», «Насекомые»

 Настольно – печатные игры.

 Экологические коврики.

 Модели-схемы по составлению рассказов.

 Фонотека: «Лесная азбука», «Музыкальные картинки», «Малыш в деревне».

Подвижные игры на прогулке, физкультуре; игры малой подвижности, физминутки  в НОД.

Игровые упражнения и перевоплощения.

Соревнования по Физо на свежем воздухе.

Буклет для родителей «Знакомство детей с произведениями Е. И. Чарушина»;

Родительский уголок «Мир Чарушина».

Консультация: «А я ищу сказку» Л. Носырев о художнике – иллюстраторе

Ю. Васнецове.

Помощь в организации выставки Ю. Васнецова.

Индивидуальная  беседа «Какие книжки читают дома»

Технологическая карта 6.  

Итоговое мероприятие: изготовление книжек - малышек по произведениям Е. Чарушина.

Основные цели и  задачи:

- привлечение  внимания  детей и родителей к знакомству с творчеством Е.Чарушина;

      -сформированность у детей понятия, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных интересов;

- создать условия для взаимодействия педагогов, детей и их  родителей с целью  выявления эффективных форм и методов позитивного сотрудничества в совместной  деятельности;

-развитие способностей к символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям;

      -воспитание у дошкольников стремления к достижению поставленной цели;