МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Мастерилка" Программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Иванова Валерия Людвиговна

Разроботана программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для детей 3-4 лет сроком на один год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_masterilka.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Мастерилка»

Программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности

                   

Автор – воспитатель ГБДОУ д/с № 38 Красногвардейского района Санкт

Петербурга Иванова Валерия Людвиговна

Санкт-Петербург 2012

Пояснительная  записка

      Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. В ней ребенок самовыражается, пробует свои силы, совершенствует свои способности. Она доставляет ему большое удовольствие.

     Программа дополнительного образования «Мастерилка» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Казаковой Р.Г., Давыдовой Г.Н., Лыковой И.А., Волчковой В. Н., Селезневой Л.С., посвященных детскому изобразительному творчеству.

     Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит его  приобщение к природе, общечеловеческим ценностям, развивается любознательность,  формируется интерес к творчеству. А изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для творческого развития ребенка.

     Для детей младшего дошкольного возраста очень важно, чтобы занятия были игровые, необычные, им по силам, т.е. доступными, чтобы все можно было потрогать руками, и чтобы быстро достигался желаемый результат. Всем этим требованиям отвечают нетрадиционные техники изодеятельности.  Для детей 3-4 лет специалисты рекомендуют использовать следующие техники: рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, обрывание бумаги, скатывание бумаги, тычок жесткой полусухой кистью, пластилинография. Выбранные техники вносят определенную новизну в деятельность малышей, делают ее увлекательной и интересной. Накопив опыт работы разными способами, дети уже сами будут  предлагать их, выбирая изобразительный материал. Применяя и комбинируя в одной работе различные способы изображения, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, что сделать, чтобы образ получился  более выразительным.

     Темы занятий программы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях. Такая интеграция делает занятия более результативными, поскольку у детей повышается интерес, развиваются умения, расширяются знания об окружающем мире. Задача педагога – вселить в детей уверенность в своих умениях, своих силах. Занятия должны приносить детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной. Это будет подкреплять его уверенность в собственных силах.

     Использование нетрадиционных техник изодеятельности раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так,  незабываемые положительные эмоции. Такое творчество не утомляет детей, у них сохраняется активность, работоспособность на выполнение всего задания. К занятиям подбираются стихи, загадки, пальчиковые игры. Они помогают изображению характерных особенностей объекта. Также на занятиях используется музыкальное сопровождение, наглядные пособия, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать их доступными, содержательными и познавательными.    

     Одним из условий реализации данной программы является создание необходимой  материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.  

        

Цель программы

     Основная цель программы – формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности.

Задачи программы

     Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.

     Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, усидчивость, аккуратность, настойчивость, самостоятельность, эмоциональная отзывчивость, воображение, умение доводить работу до конца.

     Познавательные задачи реализуются через развитие познавательной активности детей, их стремление узнавать новое об изучаемых объектах и явлениях.

     Творческие задачи – это те задачи, которые требуют от ребенка использования различных художественных техник для создания своего неповторимого образа.  

Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей 3-4 лет.

Продолжительность обучения – 36 часов.

Занятия проходят 1 раз в        неделю по 15 минут.  

Форма занятия: практическая деятельность детей.

Проводятся выставки детских работ.

Принципы проведения занятий

-Новизна

-Доступность

-Результативность

                        

Этапы построения занятия

1.Организационный. «Сейчас что-то будет»

2.Мотивационный. «Что же случилось?»

Игровая мотивация – важный стимул развития познавательного процесса. Воспитатель создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего происходит развитие мыслительных способностей и овладение знаниями, умениями и навыками. Игровые приемы делают процесс обучения интересным, а значит эффективным.  

3.Практический.

4.Рефлексивный. «Все хорошо. Как красиво получилось»

В конце деятельности следует педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Детей надо подбадривать, хвалить, отмечать их старание, помощь другим.

        

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, повышение их интереса к изобразительной деятельности, развитие их творческих способностей.                                                                                                                                                  

Контроль реализации программы

Промежуточная и итоговая диагностика.

Учебно-тематический план

Тема недели

Тема программы

Нетрадиционная техника

Программное содержание

1.

Наша группа

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать водичку из крана. Показать приемы получения точек и коротких линий.

2

«Игры и игрушки»

«Гусеничка»

Пластилинография

Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики. Учить расплющивать шарики на плоскости.

3

«Труд помощника воспитателя»

«Украсим кастрюли»

Оттиск пробкой

Познакомить с техникой печатания пробкой. Показать прием получения отпечатка. Учить наносить рисунок на всю поверхность.

4

«Друзья»

«Бусы для Люси»

Пластилинография

Учить скатывать колбаску и делить ее на равные части стекой. Закрепить умение лепить шарики и расплющивать их на плоскости

5

«Учимся знакомиться»

«Пальчики мои друзья»

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой печатания ладошкой. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки.

6

«Осень»

«Как ежик листьями шуршал»

Пластилинография

Закреплять умение схватывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения, оттягивать пластилин по рисунку.

7

«Фрукты»

«Фрукты на тарелочке»

Оттиск печатками (половинками фруктов)

Упражнять в технике печатания. Развивать цветовосприятие.

8

«Овощи»

«Огуречик, огуречик, ты совсем, как человечек»

Пластилинография

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями. Закреплять прием сплющивания пластилина на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения. Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объекта.

9

«Грибы»

«Гриб боровичок»

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

10

«Дикие животные»

«Мишка косолапый по лесу идет»

Пластилинография

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями огруглыми движениями, расплющивать шарик на горизонтальной поверхности по рисунку, использовать в работе дополнительные предметы.

11

«Домашние животные»

«Пушистый котенок»

Тычок жесткой полусухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью- учить имитировать шерсть животного. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

12

«Птицы»

«Уточка с утятами»

Пластилинография

Учить анализировать строение предмета из отдельных частей. Закрепить умение скатывать шарообразную форму, преобразовывать ее в овальную, оттягивать нужные части, собирать изображение из отдельных частей.

13

«Домашние обитатели»

«Птички клюют ягоды»

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Учить рисовать пальчиками веточки, печатать ягодки разной величины пальчиком и пробкой. Развивать чувство композиции.

14

«Транспорт»

«Самолет летит»

Пластилинография

Закрепить умение делить брусок пластилина на глаз на части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить составлять на плоскости предметы из отдельных деталей.

15

«Дорожная безопасность»

«Зебра на дороге»

Пластилинография

Учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение полными деталями.

16

«Новый год»

«Дед мороз»

Рисование ладошкой, тычок жесткой полусухой кистью

Закрепить умение печатания ладошкой, складывая пальцы определенным образом. Дополнять рисунок жесткой кистью, имитируя мех.

17

« Труд повара»

«Угощение к чаю»

Пластилинография

Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями. Учить сворачивать сушки и крендельки.

18

«Зима»

«Деревья зимой»

Рисование ладошкой, рисование пальчиками

Закрепит умение печатания ладошкой. Использовать печать пальчиком для изображения падающего снега.

19

«У кого какие шубки»

Мои рукавички

Оттиск печатками из картофеля, пробкой , рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок равномерно на всю поверхность.

20

«Зимние развлечения»

«Мы построим снежный дом»

Скатывание салфеток (бумаги)

Познакомить с техникой скатывания бумаги, приклеивания получившихся комочков на поверхность.

21

«Труд врача»

«Открыта больница для зверей»

Тычок жесткой полусухой кистью

Упражнять в технике рисования тычком. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

22

«Здоровье»

«Делаем гимнастику»

Пластилинография

Упражнять в раскатывании шариков и колбасок, соединении деталей в единое целое, расплющивании на поверхности.

23

«Папа»

«Коврик для занятий физкультурой»

Отрывание бумаги

Учить отрывать от листка длинные полоски, накладывать кусочки бумаги на клей. Придумывать свой узор из разноцветных полосок.

24

«Наши добрые дела»

«Поиграю я с котенком»

Пластилинография

Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями. Учить сворачивать длинную колбаску по спирали.

25

«Мама»

«Мимоза для мамы»

Скатывание бумаги, рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывание шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

26

«Семья»

«Семейка улиток»

Пластилинография

Упражнять детей в раскатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

27

«Гости»

«Будем чай пить»

Рисование ладошкой, рисование пальчиками

Закрепить умение печатания ладошкой. Использовать печать пальчиком для украшения чайника.

28

«Квартира»

«Ключ от квартиры»

Пластилинография

Упражнять в раскатывании пластилина в колбаску. Закреплять умение соединять части в один объект: кольцо, палочка, бородка.

29

«Город»

«Город на реке Неве»

Обрывание бумаги, оттиск печатками из картофеля

Упражнять в обрывании длинных полосок от листа бум аги, накладывание полосок на клей. Упражнять в технике печатания.

30

«Пожарная безопасность»

«Тушим пожар»

Пластилинография

Упражнять в скатывании длинных колбасок, составлять предмет из отдельных частей(шланг, струи воды)

31

«Игрушки»

«Паучок»

Скатывание бумаги, обрывание бумаги

Упражнять в обрывании длинных полосок от листа, скатывание шарика из бумаги, составление предмета из отдельных частей.

32

«Магазин»

«Сидит белка на тележке, продает она орешки»

Пластилинография

Упражнять в раскатывании частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка.

33

«Весна»

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Оттиск печатками из картофеля

Упражнять в технике печатания. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

34

«Водичка-водичка»

«Радуга-дуга»

Пластилинография

Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета одной толщины. Учить изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

35

«Труд взрослых»

«Ловим рыбу»

Рисование ладошкой, пальчиками

Упражнять в печатании ладошкой, в рисовании пальчиком волнистых линий. Развивать чувство композиции.

36

«Цветы»

«Цветок в горшке»

Пластилинография

Упражнять в раскатывании пластилина в шарики и колбаски, расплющивании в круги и овалы, соединение предмета из отдельных деталей.

Литература

1.Волчкова В.Н. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004

2.Г.Н.Давыдова. Пластилинография для малышей. ООО «Скрипторий 2003», М., 2008

3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Творческий центр СФЕРА, «Карапуз», М., 2009

4.Рисование с детьми дошкольного . Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под редакцией Р.Г.Казаковой. Творческий центр СФЕРА, М., 2007

5.Учебно-методическое пособие «Методика обучения инновационным техникам изображения».  Селезнева Л.С. 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Перспективный план работы кружка дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник рисования . Вторая младшая группа....

Рабочая программа в соответствии с ФГОС ДО по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2013 – 2015 учебный год

Дополнительная образовательная программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» составлена в соот...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....

Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техники по изобразительной деятельности (рисование) «Путешествие в мастерскую художника»

Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие »  с использованием нетрадиционной техник...

Организованная образовательная деятельность в старшей группе с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности.

Цель: развитие у детей изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные приемы при изготовлении открытки для мамы.Задачи:-расширять и уточнять знания детей о рябине, узнавать её по внеш...

Программа самообразования по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности во второй младшей группе по методической разработке У.А Ульевой «Творческие задания. Времена года. Для детей 3-4 лет»

Программапо использованию  нетрадиционных техник в изобразительной деятельностиво второй младшей группе по методической разработке У.А Ульевой «Творческие задания. Времена года. Для детей 3...