Программа Дополнительного образования «Художественно – конструктивное развитие и воспитание детей через освоение нетрадиционной техники работы с бумагой»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Кораблинова Елена Вячеславовна

Программа дополнительного образования по художественному – конструктивному  развитию и воспитанию детей «Загадочные шарики»  разработана в соответствии  с особенностями и возможностями детей младшего дошкольного возраста

Возраст от двух до четырех  лет  является наиболее сензитивным для становления фундаментальных психологический образований. В первые четыре года жизни складываются основы самосознания, личности, деятельности ребёнка. Именно в этот период закладываются отношение ребенка к миру, к другим людям и к себе; основные формы общения со взрослыми и сверстниками.

  У детей младшего дошкольного возраста необходимо развивать мелкую моторику рук, сенсорные  и художественные способности. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития малыша, которое неразрывно связано с расширением его деятельности – общей двигательной и ручной: манипулируя предметами, ребёнок познает их свойства и особенности. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности, поэтому  по желанию родителей  была составлена программа дополнительного образования «Загадочные шарики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop._obrazovaniya_zagadochnye_shariki.docx144.06 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Дополнительного образования

«Художественно – конструктивное  развитие и воспитание детей через освоение нетрадиционной техники работы с бумагой»

(кружок  «Загадочные шарики»)

для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет)

                                             

Составила воспитатель:

Кораблинова Е.В.,

                                                                                                                               

                                                                                                                                           

                                                                                                                                     

Коломна 2014г

Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования по художественному – конструктивному  развитию и воспитанию детей «Загадочные шарики» МДОУ ЦРР детского сада № 15 «Орленок» разработана в соответствии  с особенностями и возможностями детей младшего дошкольного возраста

Возраст от двух до четырех  лет  является наиболее сензитивным для становления фундаментальных психологический образований. В первые четыре года жизни складываются основы самосознания, личности, деятельности ребёнка. Именно в этот период закладываются отношение ребенка к миру, к другим людям и к себе; основные формы общения со взрослыми и сверстниками.

  У детей младшего дошкольного возраста необходимо развивать мелкую моторику рук, сенсорные  и художественные способности. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития малыша, которое неразрывно связано с расширением его деятельности – общей двигательной и ручной: манипулируя предметами, ребёнок познает их свойства и особенности. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности, поэтому  по желанию родителей  была составлена программа дополнительного образования «Загадочные шарики».

Для реализации данной программы в ДОУ имеются необходимые условия:

  • аудиовизуальные  средства (телевизор, магнитофон)
  • учебно-наглядные пособия:

             - плакаты

             - схемы

            - модели

  • демонстрационный материал
  •  дидактические игры
  • иллюстрации,
  • методические пособия, художественная и вспомогательная литература,
  • оборудование: 

- магнитная доска

- салфетки бумажные

- цветной картон

- газеты

- ножницы и канцелярский нож,  клей ПВА (для педагога),

- клей-карандаш для детей.

Программа направлена на формирование художественного творчества, конструктивных навыков детей младшего дошкольного возраста,  умения видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса, развитие мелкой моторики, высших психических процессов: памяти, воображения, внимания, мышления, речи, совершенствования навыков общения в коллективе.

Новизна программы в том, что происходит   раскрытие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка младшего дошкольного возраста через поиск воспитателем новых образовательных форм и интеграцию образовательных областей посредством игровой  деятельности. Конструктивно-художественное развитие детей происходит  с помощью использования  нетрадиционного материала – бумажных салфеток. 

Актуальность и целесообразность заключается в том, что  ведущими мотивами этого вида деятельности для дошкольников является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, необычное. Навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из бумажных салфеток,   пригодятся ребенку в дальнейшем.

Отличительными особенностями программы является то, что вариативное использование образовательного материала, позволяет  развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; дети видят конечный результат своей деятельности, учатся доводить начатое дело до конца.

Данная программа реализуется через кружок «Загадочные шарики » с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Ведет кружок   «Загадочные шарики» воспитатель Кораблинова Е.В.

 Срок  реализации программы 2 года

Продолжительность программы 5 лет

 Режим: занятия проводятся 1 раз в неделю, каждую среду  во второй половине дня.

Продолжительность  - не более 15 минут – во второй младшей группе, 20 минут - в средней группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, уровень овладения навыками и умениями. 

Цели программы:

  • Формирование творческой личности ребенка через художественно-эстетическое развитие;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности  воспитательно-образовательного процесса.
  • Вариативность использования  образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества.

Задачи:

  1. Способствовать развитию мелкой моторики рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза,  гибкость рук, ритмичность;
  2. Осуществлять развитие  внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии, самостоятельности.
  3.  Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира
  4. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.
  5. Воспитывать художественный вкус, интерес к художественно-конструктивной деятельности 
  6. Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с помощью изготовления поделок из бумаги, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  7.  Учить детей составлять композиции из одной и нескольких базовых однотипных форм, преимущественно по образцу воспитателя.
  8.  Поощрять желание детей добавлять в композиции собственные элементы, составлять композиции самостоятельно. Развивать творческое мышление, фантазию.
  9. Учить действовать последовательно при составлении композиции.

Формы и методы организации детей:

  • специально организованная образовательная деятельность,  в процессе которой  дети получают знания, навыки по художественному творчеству. Занятия  проводятся  со  всей  подгруппой детей одновременно, обеспечив при этом каждому ребенку возможность свободного перемещения в пространстве. Кроме игрового приема включаем  в процесс занятия сюрпризные моменты, создавая проблемные ситуации, побуждая тем самым детей к активному творческому мышлению.
  • совместной деятельности педагога с детьми. В совместной деятельности педагог широко использует:

                   - индивидуальный подход к каждому ребенку,

                  -  рассматривание образцов, схем

                 -  демонстрация иллюстраций по теме занятия

                 -  дидактические, театрализованные игры с детьми

                 -  прослушивание музыкальных произведений,

                  - дидактические и пальчиковые игры.

                 -  чтение художественной литературы

                  - подбор стихотворений по различным темам

                 - беседы

                 - объяснение и обсуждения хода работы

                - наблюдения в природе

  • исследовательская и продуктивная деятельность
  • индивидуальная работа детей
  • опора на личный опыт детей
  • развлечения

Ожидаемые результаты:

После проведения каждого блока предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля. Мониторинг результативности  определяется через индивидуальное выполнение заданий, беседы, наблюдения.

К концу 1 года ребенок должен знать:

  • определять и соотносить цвета
  • уметь скатывать шарики разных размеров из бумажных салфеток
  • подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам
  • аккуратно наклеивать готовые формы на шаблон
  • уметь приклеивать шарики плотно друг к другу
  • уметь радоваться готовому результату

К концу 2 года ребенок должен знать:

  • определять  и соотносить основные цвета и оттенки
  • создавать композиции из бумажных шариков
  • правильно держать ножницы
  • уметь резать ими по прямой
  • уметь рассказать о сюжете картинки
  • самостоятельно готовить свое рабочее место
  • убирать материалы по окончании работы

Критерии оценки эффективности реализации программы:

1 год

1. Степень увлеченности .

2. Степень творчества выполняемых работ.

Высокий уровень- 3 балла

(У ребёнка постоянный и устойчивый интерес к мастерству; самостоятельно и творчески выполняет работу; освоил способы работы с бумажными  салфетками, умеет скатывать шарики разных размеров,  плотно приклеивает их друг к другу, знает и соотносит цвета, аккуратно наклеивает)

Средний уровень – 2 балла

(Ребёнок с небольшой помощью педагога, но творчески выполнил работу; проявляет самостоятельность, инициативу; обладает достаточно качественными навыками и умениями)

Низкий -1 балл

(У ребёнка есть представления о процессе художественной деятельности, но он не всегда добивается положительного результата; при активной позиции взрослого может проявить творчество)

2 год

Критерии оценки эффективности реализации программы:

1. Степень увлеченности .

2. Степень творчества выполняемых работ.

Высокий уровень – 3 балла

(У ребёнка постоянный и устойчивый интерес к мастерству; самостоятельно и творчески выполняет работу; умеет создавать композиции из готовых шариков,  освоил способы работы с ножницами, умеет резать ими по прямой,  самостоятельно готовит себе место, умеет рассказать о содержании картинки)

Средний уровень -2 балла

(Ребёнок с небольшой помощью педагога, но творчески выполнил работу; проявляет самостоятельность, инициативу; обладает достаточно качественными навыками и умениями)

Низкий  - 1 балл

(У ребёнка есть представления о процессе художественной деятельности, но он не всегда добивается положительного результата; при активной позиции взрослого может проявить творчество)

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Осенняя ярмарка
  • Выставка «Новый год у ворот»
  • Изготовление подарков к различным праздникам
  • Творческие отчёты детей
  • Театрализованные представления
  • Выставки для родителей
  • Вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков,
  • Участие в конкурсах ДОУ и Коломенского района.

;.

Структура содержания образовательной программы:

Одним из интересных и увлекательных видов конструктивно-художественной деятельности является – бумагопластика. При организации деятельности использует нетрадиционный материал - бумажные салфетки.  Для изготовления поделки, ребёнку достаточно оторвать кусочек  бумажной салфетки, сформировать комочки и выложить их на подготовленный контур, закрепляя клеем. Это очень увлекательный труд. Важная задача – сформировать положительную мотивацию труда, для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен, а процесс изготовления поделки посилен. Также, необходимо помочь ребёнку последовательно выполнять работу. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумажными салфетками даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

Разработанная программа предусматривает в работе с детьми  младшего возраста постепенное овладение техникой «бумажная пластика», опираясь на несколько блоков. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностно-ориентированном подходе.

1 блок «Волшебное свойство бумаги»

        . В данном блоке знакомим  детей со свойствами бумажных салфеток: мягкие, пушистые, легкие, красивые, хорошо рвутся, легко скатываются в комочки. На занятиях используем  игровые методы и приемы, экспериментирование, позволяющие быстрее включить детей в образовательный процесс, вызвать интерес к работе с бумагой.

        2 блок «Бумажные комочки»:

        В данном блоке  даем знания детям о том, что  размер комка зависит от количества салфеток: чем больше салфеток скатываются в комок, тем большего диаметра он получается. Дети узнают технику скатывания         бумажных шариков, как правильно выложить на шаблоне рисунок, подобрав нужный цвет. Содержание данного блока предусматривает изготовление подделок из двух шариков, с добавлением мелких деталей и выполнение поделки из нескольких шариков, дополняя мелкими деталями, объединяя в один сюжет. Добиваемся, чтобы дети доводили начатое дело до конца. Воспитываем в детях желание радовать своим творчеством окружающих.

3 блок «Страна мастеров»

        В данном блоке изготавливаем  различные поделки по интересам детей, используя все приобретенные знания и умения в технике «бумажная пластика», учим детей создавать композиции, подбирая правильно цвета и оттенки. Воспитываем в детях трудолюбие,  приучая их к аккуратности. Формируем художественно-эстетический вкус,  проводя  презентацию детских работ и отбирая лучшие для участия в районных конкурсах.

Календарно-тематическое планирование

        1 год обучения        

№ п\п

Содержание,  тема

Количество занятий

Форма работы

Примечание

Октябрь

1 блок «Волшебное свойство бумаги»

«Бумажная Фея" – знакомство со свойствами бумажных салфеток

2

  1. Беседа, рассматривание салфеток
  2. Игры с салфетками

Экспериментальная деятельность

В группе

«Ожидание чуда»

2

Рассматривание поделок, выполненных воспитателем

В группе

Ноябрь

2 блок

«Бумажные комочки»

«Осень в гости к нам пришла»

3

  1. Экскурсия по участку, наблюдения за деревьями
  2. Чтение художественной литературы
  3. Изготовление осенней ветки

В группе и на участке

«Осенняя ярмарка»

1

Выставка детских работ для родителей

Группа

Декабрь

«Новый год у ворот»

3

Беседа, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, схем, практическая деятельность детей

Группа

«Открытка к Новому году»

1

Выставка детских работ для родителей

Январь

«Зимушка-зима»

3

Беседа, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, схем, практическая деятельность детей,

Театрализованные и подвижные игры

Группа

Наблюдения на прогулке

Февраль

«Игрушки – мои любимые друзья»

2

Беседа, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, схем, практическая деятельность детей

«Открытка для папы»

1

Беседа, заучивание стихотворений по теме, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность

Выставка детских работ

Весенние цветы

1

Беседа, заучивание стихотворений по теме, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность

В группе

март

«Подарок милой мамочке»

1

Беседа, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, практическая деятельность

Выставка детских работ

«Вышла курочка-хохлатка, с нею желтые цыплятки»

3

Беседа, подвижная  и театрализованная игра, просмотр мультфильмов, практическая деятельность

В группе

Апрель

«Стоп, машина, тише ход, на дороге пешеход»

3

Беседа,  наблюдения на улице, просмотр мультфильмов, ролево-сюжетная игра, практическая деятельность

В группе и на улице

Коллективное панно  «Улица»

1

Беседа, практическая деятельность

Группа

Май

«Весна идет –весне дорогу»

2

Беседа, наблюдения, игры, практическая деятельность

Группа

Презентация детских работ

1

Украшение группы

Группа

        

Календарно-тематическое планирование

        2  год обучения        

№ п\п

Содержание,  тема

Количество занятий

Форма работы

Примечание

Октябрь        

1 блок

«Волшебное свойство бумаги»

«Приглашение в мир мастерства и красоты»

2

Беседа, видеопрезентация работы кружка, рассматривание готовых работ,

В группе

«Собираем урожай»

2

Беседа, хоровод «Что нам осень принесла?», рассматривание иллюстраций, овощей, практическая и экспериментальная деятельность

Группа

Ноябрь

2 блок

«Бумажные комочки»

«Деревья осенью»

2

Беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдения на улице,

видеофильмы,

практическая деятельность

Группа, улица

«Натюрморт в корзине»

1

Беседа, рассматривание иллюстраций,

видеофильмы,

практическая деятельность

Группа

«Осенняя ярмарка»

1

Выставка детских работ на тему «Осень»

группа

Декабрь

«Украсим  нашу  елочку»

2

Беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдения на улице,

видеофильмы,

практическая деятельность

Группа

Новогоднее панно

1

Театрализованная и практическая деятельность

Группа

Новогодние открытки

1

        Беседа, разучивание стихотворений, практическая деятельность

Выставка  детских работ

Январь

«Зимушка – зима»

3

Беседа, наблюдения на прогулке, практическая и экспериментальная деятельность, игры

Группа, улица

Февраль

«Военная техника»

3

Беседа, заучивание стихотворений по теме, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность

В группе

«Открытка для папы»

1

Беседа, заучивание стихотворений по теме, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность

Выставка детских работ

Март

«Подарок маме – своими руками»

1

Беседа, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, практическая деятельность

Выставка детских работ

3 блок

«Страна мастеров»

«Цветик – семицветик»

3

Беседа, рассматривание  иллюстраций, практическая деятельность

В группе

Апрель

«В некотором царстве, в бумажном государстве»

2

Беседа, чтение сказок, рассматривание иллюстраций, мультфильмов. Практическая деятельность

В группе

«Ожившая сказка»

2

Театрализованная деятельность

В группе

Май

«Поздравление ветеранов»

1

Беседа, рассматривание открыток,  чтение стихотворений, рассказов, практическая деятельность

В группе

        «Солнышко весеннее улыбнулось  нам»

1

Изготовление поделки по желанию детей

Выставка в группе

        Презентация детских работ

1.

Рассматривание готовых поделок, отбор на выставку

Выставка

        

Методическое обеспечение программы:

  • Приобретено:

- специальная методическая литература:

1. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.

2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М., 1999.

3. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Ярославль, 2000.

4. Колдина Д.Н.,Аппликация с детьми 3-4 лет: конспекты занятий. Мозайка-синтез, 2011.

5. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. СПб., 2001.

6. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. СПб., 2001.

7. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб., 2001.

- бумажные салфетки различных цветов

- иллюстрации по теме занятия с изображением сказочных персонажей: колобок, репка, зайчик, божья коровка,  снеговик, медвежат, курочки с цыплятами

времен года, овощей и фруктов и т.д.

- подобраны видеофильмы с мультфильмами «Маша и медведь», «Смешарики», «Репка», «Колобок», «Теремок».

- распечатаны трафареты детской раскраски для выкладывания изображения предмета

-аудиозаписи со сказками, со звуками природы, со спокойной музыкой, песенки из мультфильмов ( В.Шаинский, Г. Гладков, Н.  Римский – Корсаков, П. Чайковский, Г. Фрид)

  • Составлены:

- конспекты занятий

 - беседы

- игры

- комплексы пальчиковой гимнастики

- тематика экскурсий, наблюдений

- конспекты театрализованной деятельности

Литература:

1. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008. 

2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М., 1999.

3. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Ярославль, 2000.

4. Колдина Д.Н.,Аппликация с детьми 3-4 лет: конспекты занятий. Мозайка-синтез, 2011.

5. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. СПб., 2001.

6. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. СПб., 2001.

7. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб., 2001.

http://ia108.mycdn.me/image?id=549956470119&bid=549956470119&t=0&plc=WEB&tkn=rZ0lU1Qy5fImi1jgG8BCnLru3Q0

http://ia108.mycdn.me/image?id=549956436071&bid=549956436071&t=0&plc=WEB&tkn=icJMgyBjELEWCN9whyHm30XtxyA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое воспитание детей через использование современных нетрадиционных техник работы с бумагой»

Тема: Мастер-класс «Художественно-эстетическое воспитание детей через использование современных нетрадиционных техник работы с бумагой» Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие...

Проект «Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами)...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»

quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...

Проект «Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»

Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами и др.)Задачи:Познакомить со свойствами и ра...

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...