Конспект комплексного занятия по развитию речи и художественному творчеству "Животный мир Крайнего Севера"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Павлова Марина Сергеевна
Цель. Познакомить с особенностями живой и неживой природы Крайнего Севера в разных видах деятельности. Задачи: 1. Уточнить с детьми названия животных севера, знания их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки; 2. Образовывать сложные прилагательные, расширять словарь глаголов, употреблять существительные в необходимой падежной форме, употреблять существительные в нужном роде и числе и согласовывать с местоимениями; 3. Развивать абстрактное мышление, отгадывая загадки; 4. Учить находить твёрдые и мягкие согласные «Л- Ль» в словах; 5. Формировать навык контроля и самоконтроля; 6. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач; 7. Развивать мелкую и общую моторику, активную речь , дыхательные навыки; 8. Развивать художественно-творческие способности. Воспитывать интерес к созданию нового. Конспект прилагается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_severa.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 комбинированного вида»

Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи и художественному творчеству.

Тема: «Животный мир

 Крайнего Севера»

в старшей логопедической  группе» Пчёлка»

Педагог    Павлова Марина Сергеевна

2014год

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная

Цель. Познакомить с особенностями живой и неживой природы Крайнего Севера в разных видах деятельности.

Задачи:

  1. Уточнить с детьми названия  животных севера, знания их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки;
  2. Образовывать сложные прилагательные, расширять словарь глаголов, употреблять существительные в необходимой падежной форме, употреблять существительные в нужном роде и числе и согласовывать с местоимениями;
  3. Развивать абстрактное мышление, отгадывая загадки;
  4. Учить находить твёрдые и мягкие согласные «Л- Ль»  в словах;
  5. Формировать навык контроля и самоконтроля;
  6. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач;
  7. Развивать мелкую и общую моторику, активную речь , дыхательные навыки;
  8. Развивать художественно-творческие способности. Воспитывать интерес к созданию нового.

Планируемые результаты: уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения и рассказывать с опорой на мнемотаблицы, рассуждать и давать необходимые пояснения; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения, просматривании видео; интересоваться художественно-творческой деятельностью.

Словарная работа: длиннорогий, водоплавающие, ластоногие, белоснежный, толстокожие, хищники, травоядные, ледокол, пурга

Материалы и оборудование: Картина животных Крайнего Севера, мнемотаблицы для рассказывания о животных, дидактическая игра «Животные Крайнего Севера», видеоролики «Жизнь на Севере», Звукозапись «Где-то на белом свете», материал для творчества (скорлупа, вата, салфетки, животные севера), набор игрушек «Животные Крайнего Севера».Глобус

Предварительная работа: Рассматривание животных Крайнего Севера, знакомство с образом жизни, дидактическая игра «Животные Крайнего Севера», разучивание загадок, физ.минуток, лепка зверей севера.

        Ход занятия.        

  1. Введение игрового материала.

Воспитатель:  Ребята, сегодня утром я пришла на работу в детский сад и услышала музыкальное письмо. ( Прослушивание записи «Где-то на белом свете»)

Приглашаю вас на экскурсию по северному полюсу. Увидите, как живут жители на Крайнем Севере .

Воспитатель: Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.

Вы согласны посетить северный полюс? Не боитесь ветров, метелей, пурги, холодов?

Дети: Нет, не боимся.

Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь путешествовать? (Да, приходилось)

Воспитатель: Что такое путешествие?

Дети: Ехать куда-нибудь.

Воспитатель: На чем можно путешествовать?

Дети: На поезде, пешком, на лодке.

Воспитатель:  Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу?

Дети: на оленях, на снегоходе, ледоколе….

Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. Мы отправляемся в Арктику! (Имитация движений одевания под музыку)

Воспитатель: 

Ветер, снег и лед –

Не мечтай о тепле.

Кто же там живет,

На холодной земле?

Морж, песец и тюлень

Любят ветряный край,

Белый мишка, олень –

Для них север – как рай.

Вот мы и оказались на севере. Давайте сразу наденем лыжи, чтобы не провалиться в снегу. (Имитация одевания).

  1. Беседа о природе Крайнего Севера.

- Как мы представляем себе Арктику?

Просматривание презентации «Природа Арктики».

-Какая температура воздуха? (-40-50 градусов)

- Почему в Арктике всегда холодно?

-Какие растения в полярных районах?

Загадка.

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами! (Северное сияние)

Просматривание видеоролика «Северное Сияние».

- Какое явление природы наблюдается в Арктике?

3. Релаксация.

- Какой снег в мороз? (колючий, скрипучий, искристый…..)

Сейчас мы попробуем это прочувствовать ( коробка с яичной скорлупой, с животными Севера). Дети ищут в скорлупе зверей. Называют их.

Речевое задание «Употребление сущ. в нужном падеже»

- Кого нашёл? (В.п) … Я нашел…

- Кого здесь нет? (Р.П.)… Здесь нет…..

4.Физкультурная минутка.

 « Вот на улице Мороз» ( для дыхательной гимнастики ватные снежинки)

5. Беседа о животных Крайнего Севера.

-А вы знаете, какие животные живут на Севере?

Дети: Там живут животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки , полярная сова, полярный заяц и другие. (Воспитатель дополняет)

Рассматривание картины «Жители Крайнего Севера»

Речевое задание « Употребление существительных в нужном падеже»

-Кого видишь? ( В.П.) …. Я вижу….

-Кого нет? (Р.П.)….. Нет….. Игра на внимание « Кого нет?»

- О ком загадка? _(П.П)… О….

- Чем похожи жители Севера?Что им помогает выжить в суровых условиях? ( толстый слой жира, мех длинный и густой, белый цвет, рядом море и пища)

Речевое задание « Образование сложных прилагательных»

- Если звери белые, как снег, то какие? (белоснежные)

- Если у них толстая кожа? (толстокожие)

- Если длинная шерсть? (длинношерстные)

- Короткий хвост? ( короткохвостые)

- Плавают в воде? (водоплавающие)

- Длинные рога? (длиннорогие)

_ Длинная, толстая шея?  (длинношее, толстошее)

- Широкие ласты? (широколастый). Длинные усы? (длинноусый)

- Короткие уши? (короткоухий)

Дидактическая игра –лото «Угадай кто по описанию?» с опорой на мнемотаблицы.

Ребёнок рассказывает о своём звере или загадывает загадку, другие отгадывают «О ком?» и закрываем карточку-лото.

Ночью ухает: «Ух – ух! »

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями – цап!

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза,

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый. (Полярная сова).

___

Утоляем голод мхами…

Пусть укрыла их пурга,

Как лопатами, рогами

Разгребаем мы снега. (Олень).

___

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах. (Моржи)

___

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В тёплой шубе голубой. (Песец)

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь) .

___

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга (Олень)

-Чьё животное? Игра упражнение «Употребление местоимений с сущ.» (Мой, моя, мои)

Оценка рассказов детьми: всё ли сказал о животном? Что ещё можно сказать?

Дифференциация звуков Л и ЛЬ

- Назвать слова со звуками, которые относятся к Крайнему Северу (тулень, полярный, лёд, льдина, полярник, олень, волк, ласты, плавники)

Спит на льдине целый день,

Толстый, маленький тюлень.

У ленивого растяпы

Превратились в ласты лапы.

Речевое упражнение. «Определить слова со зуками Л и ЛЬ» ( разложить слова под мнемотаблицы : под «льдину»- с ЛЬ, под луну «Л»

Самоконтроль: _-Проверяем у товарищей, верно ли положил слово?

Воспитатель:  На этом наша экскурсия по Крайнему Северу завершается. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся к самолету, на котором мы прилетели сюда. Он нас и доставит обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете…)

Вот мы и прилетели в детский сад.

Проходите, ребята, садитесь.

Ребята, вам понравилась экскурсия на Крайний Север?

Дети: Да, понравилась.

5. Художественно- творческая деятельность « На Крайнем Севере»

Задача: Коллективная работа, выполнить жителей севера, льдины и северное сияние. Определим, кто самый аккуратный, старательный, внимательный

Пальчиковая зарядка: ( отстукивание каждого слова)

Спит на льдине целый день,

Толстый, маленький тюлень.

У ленивого растяпы

Превратились в ласты лапы.

Выполнение творческих работ. Звери выполняются с помощью ваты. Льдины и айсберги- салфетками. Северное сияние- цветной скорлупой.

6. Рефлексия.

 Анализ работ. Рассматривание.Кого ты сделал? Выберем самую аккуратную, интересную работу. Самоконтроль. Самооценка. Взаимопомощь.

Воспитатель:  Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, поиграем в игру «Закончи предложение» (со снежком передаю).

  • Ты увидел на Крайнем Севере кого?...
  • Мне больше всего понравился….
  • Он мне понравился тем, что…
  • У него есть…
  • Он питается…

Воспитатель:  Молодцы, вспомнили хорошо.

Вы меня сегодня, ребята, порадовали своими знаниями, умением общаться и образовывать новые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по развитию речи и художественной литературе в средней группе "чтение стихотворений о зиме. Описание зимней одежды"

занятие составлено по "Программе воспитания и обучения ..." под ред. Васильевой и др....

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ – ЛЕПКА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «В ГОСТЯХ У КОЛОБКА».

Cпособствовать развитию речевой активности ребенка; развивать у детей мелкую моторику рук; творческие способности, технические навыки. Закреплять умение лепить предметы округлой формы круговыми ...

Интегрированное занятие по развитию речи и художественному творчеству "Вот так снеговик".

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.Тема: Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!».Образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество»....

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи, восприятию художественной литературы и художественному творчеству в старшей группе.тема : "Весна идет".

Продолжать развивать  cвязную,  интонационно выразительную речь; обогащать словарный состав; воспитывать интерес к художественной литературе; продолжать знакомить с творчеством Михаила Пришв...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе на тему: "Весна идет - весне дорогу"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе «Весна идет – весне дорогу» Разработала и провела : воспитатель Курманбаева Г.М. Описание:...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие на Север»

Данная разработка рассчитана на детей подготовительной группы и предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Интегрированное занятие по развитию речи и художественно-эстетическрму развитию в старшей группе на тему "Зима"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему "Зима"...