Использование арт-педагогики в коррекционной работе с дошкольниками с нарушением зрения
статья по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Рашевская Ирина Николаевна

Дети с нарушением зрения имеют не достаточное представление о предметах и явлениях – это затрудняет развитие их социальной реабилитации и интеграции. Социализация детей с нарушением зрения одна из важнейших задач в воспитании и образовании. Изменение в развитии зрения влекут за собой изменение в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания  подавляющих активность индивида, настроений. У некоторых детей с нарушением зрения наблюдается напряженность и беспокойство. Ребенок с нарушенным зрением лишен возможности адекватно видеть и самостоятельно изучать предметы, составляющие его окружение.  

С помощью педагогов дети с нарушением зрения получают  представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию, поступающую через сохранные анализаторы,  умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, а также умением общаться и успешно взаимодействовать с окружающими.

Развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации и активизации зрительных функций является одной из специальных задач коррекционной работы в детских садах.  

Работая с детьми, с нарушением зрения я перепробовала много технологий, видов занятий по художественному творчеству и  пришла к выводу, что для решения проблем у детей с неполноценным зрением необходимо использовать все виды детской деятельности: труд,  игра, театрализация, музыка, занятия и бытовая деятельность работать в одном  направлении нельзя. При этом не важно, насколько дети талантливы в том или ином творчестве, главное чтобы они получали удовольствие и пользу: для развития восприятия,  в формировании практических навыков, в адаптации в современном мире, в гармонизации личности.

Одним из эффективных методов развития познавательной,  психолого-педагогической коррекции и восприятия  детей с нарушением зрения является «артпедагогика».

Арт- педагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).  

       Организация  художественно-творческой деятельности с применением артпедагогических технологий удовлетворяет  актуальные потребности дошкольника: в признании и поддержке; достигается ощущение собственной успешности и значимости; тревожность уступает место активности и творчеству; деятельность выполняется с удовольствием. Очень важную задачу поддерживает артпедагогика: не отпугнуть слабовидящего ребенка от процесса художественного творчества, не поддерживать настроения, связанные с недостатком зрения, а вводить его в яркий мир, рассматривая даже самый маленький шаг в мир искусства как огромное достижение. Значение арт-педагогики, расширяется до понятия «социальная – адаптация». Методы артпедагогики весьма различны: музыка – музыкотерапия; образ- имаготерапия; ; литература, книга — библиотерапия изобразительное искусство — изотерапия; танец, движение — кинезитерапия, сказка - сказкотерапия, игра - игротерапия).

Очень важно, что занятия арт-педагогики проходят интегрировано, к основной особенности занятий относится синтез: содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения; предметов образовательного цикла между собой; деятельность двух или более педагогов. Эффективное использование артпедагогики в воспитательном процессе проходит с помощью специалистов: психолога, логопеда, тифлопедагога. В отличие от арт - терапии на занятиях с применением арт-педагогических технологий,  предлагается использовать в качестве основного метода – показ взрослым манеры действий с материалом или совместные действия взрослого и ребенка. Педагог учит слабовидящего ребенка, как действовать, он увлекает за собой, предлагая ребенку импровизировать дальше самому, способствует формированию адекватных зрительных образов предметов. Стимулирует активность ребенка эмоционально и вербально.

 Артпедагогика  может помочь в практике каждого педагога, работающего со слабовидящими детьми. Артпедагогика  в воспитании ребенка с нарушением зрения расширяет его мировосприятия, адаптирует в социуме.

Используемая литература:

  1. Кисилева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Санкт-Петербург 2008.
  2. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании М., 2007.
  3. Григорьева Л.П.Развитие восприятия у ребенка/ Л.П.Григорьева, М.Э. Бернадская. М., 2001.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается  использование мультимедийных презентаций  в процессе коррекционной  работы...

Мастер класс "Использование игровизора и волшебного квадрата В.Воскобовича в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в детском саду."

Демонстрация разновидностей заданий и игр на Игровизоре для педагогов. Положительные стороны, многофункционнальность, разновозрастный диапозон Игровизора. Примеры использования в работе с детьми с ОВЗ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.

Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....

Консультация-презентация "«Использование синельной проволоки в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»"

В презентации представлена информация о том, что такое синельная проволока и как ее можно применить в работе с детьми , имеющими нарушение зрения....

Рекомендации учителя-дефектолога. Использование прищепок в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Расширение и активизация словаря. Практический материал.

Использование прищепок в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения способствует развитию мелкой моторики рук, творческого воображения,расширению и активизации словаря, совершенствов...

Презентация "Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения".

Презентация "Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"....

«Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

Дошкольники с нарушением зрения испытывают трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических дейс...