Конспект занятия "Башкирская матрешка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Пасынкова Светлана Борисовна

Конспект занятия "Башкирская матрешка"для детей 5-6лет; интегрированное, имеет региональное, декоративно-прикладное направление, занятие-путешествие. Занятие ведется двумя специалистами: педагого дополнительного образования и учителем башкирского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie-integrirovannoe_bashkirskaya_matreshka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-путешествие

 «Художественная мастерская».

Тема:  «Башкирская матрешка» - аппликация башкирского народного костюма.

Цель: Раскрыть особенности башкирского женского костюма и на основе полученных знаний,  выполняя аппликацию «Башкирская матрешка».

Задачи:

1.Образовательные:

-знакомить детей с различными видами декоративно-прикладного искусства            Башкирии;

-закреплять понятие «декоративно-прикладное искусство»

-учить проговаривать на башкирском языке слова, элементы башкирского женского костюма;

-учить применять полученные знания на практике;

-учить работать по образцу;

-закреплять навыки работы с ножницами, клеем;

-учить оформлять аппликацию из бумаги, подбирая соответствующие цвета и детали женского башкирского костюма;

-учить аккуратно, выполнять работы, сделанные своими руками.

2. Развивающие:

-развивать эмоциональность, наблюдательность, чувство формы, пространства, цвета,

-развивать кругозор;

-организованность, самостоятельность в работе.

3. Воспитательные:

-воспитывать уважение и любовь к башкирским традициям;

-формировать коммуникативные качества: доброжелательность, отзывчивость;

-формировать эстетический вкус.

Словарная работа: «Декоративно-прикладное искусство» (украшения из ткани, дерева, камня и других предметов,  выполненные руками мастера). «Камзол» (женская безрукавка). «Елян» ( женская верхняя одежда). «Кушак» (пояс). «Селтер» (нагрудное украшение женщин). «Чекмень»(верхняя одежда из сукна). «Ичиги» (мягкие сапоги). «Сарык» (обувь из кожи). «Кашмау» (женский головной убор).

 Оборудование: музыкальный центр, диск с записью мелодии Курая, танцевальной башкирской музыкой; фотоплакаты с изображением девушек в башкирских костюмах, природы Башкортостана; кукла-башкирка, бумажная  кукла-матрешка в башкирском народном костюме (образец работы), маркерная доска.

(для детей):  Эскиз фигуры матрешки для композиции, заранее вырезанные заготовки части одежды для                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      башкирской матрешки, карандаш, резинка, цветная бумага, кисти, клей, ножницы.                                                    

Форма занятия: занятие-путешествие, интегрированное.

 В организации и проведении участвуют педагог дополнительного образования  объединения «Путешествие в прекрасное» (синтез искусств) Пасынкова Светлана Борисовна и учитель башкирского языка Карасова Зифа Исхаковна.

Методы и приемы занятия:

  1. слушание мелодии Курая;
  2. объяснение нового материала;
  3. рассматривание женского костюма;
  4. знакомство и проговаривание слов на башкирском языке, обозначающие элементы башкирского женского костюма;
  5. обсуждение с детьми этапов выполнения аппликации;
  6. просмотр и анализ детских работ под руководством педагога и учителя;
  7. индивидуальный подход к детям в ходе выполнения практической работы;
  8. поощрение.    

Ход занятия:

1.Вводная часть. Под музыку входят дети. Их встречают педагог и башкирская красавица в национальном костюме.

Педагог: «Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня у нас новая гостья:

Башкирская красавица». (Дети здороваются с башкирской красавицей).

Педагог: «Башкирская красавица приехала нас пригласить в путешествие. Мы отправляемся вместе с ней в художественную мастерскую».

Звучит запись мелодии Курая в исполнении народного артиста БАССР А.М. Аиткулова и строки из стихотворения Салавата Юлаева в исполнении педагога:

«Ай, Урал, ты мой Урал!

Великан седой Урал,

Головой под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

Заиграй же, мой Курай,

Песню, чтоб вошла в сердца,

И Урал, и весь наш край

Прославлялся без конца!»

2. Объяснение нового материала.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Педагог:                                                                                                                                  «Мы попали в  художественную мастерскую, где все предметы выполнены мастерами с большой любовью (дети рассматривают вокруг предметы). Посмотрите, дети, башкирская красавица в красивом башкирском народном костюме. И у этого костюма свои секреты. А хотите узнать тайны женского башкирского костюма? О них вам расскажет башкирская красавица.

Башкирская красавица (учитель башкирского языка):                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Народный костюм – является ярким примером, образцом декоративно-прикладного искусства. Над ним трудились очень талантливые, трудолюбивые умельцы. Здесь на костюме вы видите: узоры, вышивки.  В единый художественный ансамбль народной одежды включены искусство аппликации, обработки кожи, металла. Почему называют башкирский костюм образцом декоративно-прикладного искусства? Дети отвечают. Учитель уточняет понятие - «декоративно-прикладное искусство» -украшения из ткани, дерева, металла, камня и других предметов,  выполненные руками мастера.

Основными материалами для изготовления одежды были домашней выделки: сукно, овчина, меха, ткани из растительных волокон. Башкирский костюм многообразен и богат. Местное своеобразие проявилось в формах верхней одежды, головных уборах, в декоративном оформлении.

Костюм служил людям не только защитой от холода, жары, но и был оберегом. Древние  башкиры думали, что одежда не только защитит от холода, жары, но и убережет от злых духов. Придаст им силы, даст здоровье, богатство.

Отличительной особенностью народного башкирского костюма является многослойность.

Например, 1-ый «слой» женского костюма: платье и шаровары. Подолы платьев, края рукавов и ворот украшались узорами и орнаментом. Приталенная безрукавка (камзол) была одеждой представительниц состоятельных семей.

Женская одежда отличались не столько формой и покроем, сколько приемами декоративно-художественного оформления.

Учителем заранее заготовлена таблица новых слов, которые используются при проведении занятия и раскрыто их значение: «Камзол» (женская безрукавка). «Елян» ( женская верхняя одежда). «Кушак» (пояс). «Селтер» (нагрудное украшение женщин). «Чекмень»(верхняя одежда из сукна). «Ичиги» (мягкие сапоги). «Сарык» (обувь из кожи). «Кашмау» (женский головной убор).

3.Обсуждение пройденного материала.

Педагог: вопросы

1.Для чего надо изучать народное искусство башкир?

2.Почему так много украшений в народной одежде?

Сегодня, мы из подготовленных для вас элементов женского башкирского костюма выполним аппликацию «Башкирская матрешка».

Приступая к работе, необходимо выбрать сначала крупные детали одежды для платья, головного убора, а затем переходить к более мелким деталям. Во время подготовки аппликации, используются ножницы. Педагог напоминает технику безопасности, правила работы с ножницами и бумагой. Демонстрация последовательности «одевания» башкирской матрешки сопровождается показом на доске.

4. Практическая работа.

Дети подбирают все элементы для составления башкирского костюма, постепенно «одевают» фигуру матрешки в башкирский народный костюм. Затем работа выполняется на бумаге по шаблону.

В ходе практической работы педагог, учитель продолжают индивидуально консультировать ребят. Уточняются элементы костюма, цветовые сочетания и т. д.

5. Обсуждение работ.

Вопросы для общения:

- из какого материала сделана аппликация?

-что такое декоративно-прикладное искусство?

-для чего мастера используют предметы на костюме?

В конце практической работы дети беседуют о понравившихся работах выставки. Учитель башкирского языка учит применять в ответах новые термины. Просмотр и анализ работ ведется детьми под руководством педагога и учителя. Оцениваются все детские работы; самые удачные работы и самые активные дети. Поощрение: «Все дети постарались, аккуратно выполнили аппликацию и т. д.».

Звучит танцевальная башкирская музыка.

Учитель (весело): 

«Матрешка-башкирка,

Ты всем нам нужна.

Матрешка-подружка

На все времена!»

Педагог: «Ребята, а вы хотите поиграть в матрешек вместе с нашей башкирской красавице? Вставайте все по росту друг за другом, в круг».

Танец «Хоровод матрешек»

Педагог говорит, что у матрешек длинные сарафаны и их маленьких ножек не видно, но зато слышен стук каблучков. Показывает топающий шаг. Под танцевальную башкирскую мелодию дети исполняют хоровод матрешек.

6. Итог занятия.

Педагог: «Сегодня мы совершили путешествие в прошлое веков, узнали, как постепенно складывался башкирский народный костюм, рассмотрели структуру женского костюма, узнали связь костюма с жизнью башкирского народа. Спасибо башкирской красавице (учителю башкирского языка Зифе Исхаковне) за интересное сообщение. Аппликации могут украсить ваш дом, вдохновить ваших родителей и вместе с вами  создать новые оригинальные поделки».

Использованная литература:

1. Шитова С.Н. «Башкирская народная одежда». Уфа. Китап. 2005 г.

2. Мавлетов В.С. , Кузбеков Ф.А. «Башкиры». Уфа. 1999 г.

3. Островская О.В. «Уроки изобразительного искусства в начальной школе». Москва. 2004 г.

4. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство». Обнинск. 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Тема: "Матрешки"

Тема: «Матрешки»Задачи: Учим детей действовать со сборно-разборными игрушками из двух однотипных частей. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с...

Конспект НОД "Матрешка" ОО "Художественно-эстетическое развитие", "Социализация"

Знакомство с народным промыслом  народным промыслом (павловопосадские шали). Воспитание чувства гордости за народных умельцев своего края.Развитие творческого восприятия и воображения, умен...

Конспект НОД «Матрешки»

Для воспитателей групп раннего возраста...

Конспект Тема: «Матрешка в подарок»

Непосредственной образовательной деятельности: Художественное творчество (лепка) в первой младшей группе детского сада ...

Конспект "Русские матрешки"

Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе...

Конспект занятия "Матрешка"

Интегративное занятие по художественно-эстетическому развитию...

Конспект ООД "Матрешки"

Развивающее музыкальное заняти на основе фольклерных потешек....