Презентация " Развитие творчества детей старшего возраста посредством лепки".
презентация к уроку (старшая группа) по теме

Смирнова Татьяна Вячеславовна

материал по защите методической разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezent.pptm1.58 МБ
Файл 1_slayd.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил: воспитатель МБДОУ Сявского детского сада «Колокольчик» Смирнова Татьяна Вячеславовна Образование: среднее- специальное Квалификационная категория: I Педагогический стаж: 25 лет 2014 г. Отдел образования администрации городского округа город Шахунья Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы МБДОУ Сявского детского сада «Колокольчик» Тема: «Развитие творчества детей старшего возраста посредством лепки»

Слайд 2

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А. Сухомлинский «Я леплю из пластилина, Пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина Кукол, клоунов, собак». Ю.Мориц

Слайд 3

Лепка очень полезна для психического и интеллектуального развития детей Лепка Логическое мышление Координация движений Двигательная и зрительная ПАМЯТЬ Внимание Воображение Речь Творческие способности

Слайд 4

Изучением особенностей детской лепки занимались: А.В.Бакушинский Е.А.Флёрина К.М.Лепилов Е.В.Гончарова Г.М.Вишнева С.Ю.Комова Нетрадиционные художественные техники в исследованиях: В.А.Хоменко К.Н.Силаева Е.В.Данкевич Н.Б.Халезова Е.С.Рубцова З.Н.Новлянская

Слайд 5

Программы по аналогичной проблематике

Слайд 6

Цель: Развитие творческих способностей в лепке детей старшего возраста

Слайд 7

задачи Образовательные: Развивать эстетическое восприятие и художественно-образное мышление ребёнка. Освоение дошкольниками разнообразных пластических материалов, традиционных и нетрадиционных техник. Формировать умение правильно передавать пропорциональные отношения между объектами. Повышать эмоциональную выразительность и разнообразие создаваемых детьми художественных образов; создание оригинальных, неповторимых образов и способов действия. Формировать способность детей чувствовать и объяснять выразительность образа, давать художественную оценку создаваемого и законченного образа. Закреплять умение детей отбирать выразительные средства, которые наиболее полно удовлетворяют их потребно сти. Развивающие: Развивать мелкую моторику рук и координацию движений. Развивать воображение, эстетическое отношение к окружающему миру. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность. Развивать чувство цвета. Развивать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности. Развивать умение и навыки, необходимые для создания творческих работ. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, желание, радость, узнавание нового. Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Слайд 8

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения содержания раздела программы воспитанниками в соответствии с возрастными особенностями Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз Физкультминутка. Спокойная музыка. Игра. Слабая координация рук Статическое напряжение мышц глаз Быстрая утомляемость

Слайд 9

Ожидаемые результаты освоения детьми раздела «Лепка» программы ООП. Значительное повышение уровня развития творческих способностей. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом. Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности. Владение техническими приёмами и способами лепки. Способность к свободному экспериментированию (поисковым действиям) с художественными и нетрадиционными материалами. Развитие креативности . Индивидуальный «почерк» детской продукции. Способность к активному усвоению художественного опыта. Развитие общей ручной умелости.

Слайд 10

любознательный и активный. овладевший средствами общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. способный управлять своим поведением и планировать свои действия. эмоционально отзывчивый. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, стране, мире и природе. способный решать интеллектуальные и личностные задачи

Слайд 11

Используемые технологии, методы, формы организации деятельности воспитанников по разделу программы «Лепка» технологии Здоровьесберегающия ТРИЗ Игровая Проектного обучения Личностно-ориентированная Информационно-коммуникационная

Слайд 12

Методы и приёмы Наглядный метод Наблюдение Обследование Рассматривание Показ Словесный метод Беседа Худ.слово Пояснение Совет Напоминание Поощрение Игровые приёмы Нетрадиционные техники лепки: « Тестопластика » « Пластилиновая графика» «Пластилиновая мозаика»

Слайд 13

Формы организации Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьёй

Слайд 14

Система знаний и система деятельности, формируемые при изучении раздела «Лепка» Система деятельности Репродуктивный Продуктивный Творческий

Слайд 15

Система знаний Научные ( смешивание воды, муки и соли; понятия «скульптура», «пропорция», «композиция» и др.) Прикладные (изделия народных умельцев, репродукции картин, скульптур малой формы, приёмы и способы лепки, дидактические упражнения, приёмы ТРИЗ) Предметные ( знакомство с пластилином, глиной, солёным тестом; стекой и другими техническими средствами)

Слайд 16

Календарно – тематическое планирование Месяц Тема НОД Задачи ОДРМ СУСДД Декабрь «Котёнок» Формировать умение детей создавать образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приёмы: раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путём прижимания и сглаживания мест соединения. Развивать творческую активность. Воспитывать аккуратность в работе с глиной. Рассматривание керамических и мягких игрушек, игры с ними. Беседа по картине «Кошка с котятами». Материал к занятию: глина, доски для лепки. Игрушечный котёнок. Пополнение развивающей среды игрушечными, нарисованными котятами. «Кружка, украшенная цветком» Познакомить детей с новым способом лепки посуды – ленточным, учить соединять лентообразную форму с диском (дном). Развивать умение детей украшать изделие налепами более сложной формы (цветком). Закреплять умение прочно соединять части изделия. Развивать художественный вкус, фантазию, чувство цвета. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость Рассматривание мини-коллекции «Красивая посуда». Игры в кукольном уголке. Рассматривание детских работ кружка «Колобок». Знакомство с искусством – рассматривание керамической посуды, украшенной росписью и рельефом. Внести в уголок по ИЗО мини-коллекцию «Красивая посуда». Материал к занятию: солёное тесто двух цветов, стеки, доски для лепки. Образец – кружка цилиндрической формы, украшенная выпуклым цветком с четырьмя овальными лепестками.

Слайд 17

« Девочка в зимней шубке катает снежный ком» Формировать умение детей лепить фигуру человека в зимней одежде в несложном движении (руки вытянуты вперёд и упираются в ком), плотно скреплять части фигуры. Формировать способность детей чувствовать и объяснять выразительность образа, давать художественную оценку законченного образа. Развивать умение детей использовать стеку для прорисовки штрихами мехе на одежде, устанавливать фигуру на вылепленной подставке. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Наблюдение на прогулке за старшими детьми при лепке снеговика. Рассматривание иллюстраций, картинок с зимними прогулками. Рассматривание фарфоровых и керамических статуэток, изображающих людей. Внести в уголок по ИЗО фарфоровые и керамические статуэтки, изображающие людей. Материал к занятию: пластилин, стеки, доски для лепки. Вылепленная фигурка девочки в пальто без воротника и без шапки; исходные формы для лепки меховых деталей в виде тонких цилиндриков , стека. «По замыслу» Формировать умение детей задумывать содержание лепки. Повышать эмоциональную выразительность и разнообразие создаваемых детьми художественных образов. Развивать умение доводить замысел до конца, добиваться более полной и точной передачи формы предмета, его строения, частей. Воспитывать трудолюбие и эстетическое отношение к окружающему миру. Игры детей с игрушками, чтение сказок, рассматривание картинок, малых скульптур народного творчества. Разучивание стихов, пение песен. Материал к занятию: пластилин, стеки, доски для лепки. Выставка детских работ кружка «Колобок» на тему «Новогодняя игрушка» Оформление группы на тему «Новый год».

Слайд 18

Кружок « Колобок»

Слайд 19

Отслеживание уровня навыков и умений у детей по лепке

Слайд 20

Практическая значимость разработки Применение в практике молодых специалистов нашего ДОУ.

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1 слайд

Презентация методической разработки раздела основной общеобразовательной программы.

Тема: «Развитие творчества детей старшего возраста посредством лепки»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ

Сявского детского  

сада «Колокольчик»

Смирнова Татьяна Вячеславовна

образование: среднее специальное

квалификационная категория: первая

педагогический стаж: 25 лет

2014г.

2 слайд

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В.А.Сухомлинский

«Я леплю из пластилина,

Пластилин нежней, чем глина.

Я леплю из пластилина

Кукол, клоунов, собак».

Ю.Мориц

3 слайд

Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка.

Лепка приносит не только море положительных эмоций, но и существенную пользу. Ведь во время лепки развивается мелкая моторика ребёнка, которая способствует развитию речи, внимания, логического мышления и координации движений, способствует укреплению двигательной и зрительной памяти, снимает напряжение и оздоровляет его нервную систему. Кроме того, во время лепки раскрываются его творческие способности, воображение, развивается усидчивость, целеустремлённость и аккуратность.

4 слайд

На сегодняшний день изучению развития детского изобразительного творчества посвящено большое количество работ педагогов и психологов.

Хочется отметить авторов, которые занимались изучением особенностей детской лепки:

Анатолий Васильевич Бакушинский,

Евгения Александровна Флёрина.

Современные авторы:

Галина Михайловна Вишнёва,

Светлана Юрьевна Комова.

Некоторые авторы раскрывают развитие творческого воображения детей через нетрадиционные техники лепки:

Екатерина Витальевна Данкевич,

Наталья Борисовна Халезова,

Елена Сергеевна Рубцова.

5 слайд

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей.

Программа «Детство», «Радуга», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой – во всех этих программах есть раздел «Изобразительная деятельность». Проанализировав эти программы, я сделала вывод, что все они имеют свои достоинства и недостатки.

Например, программа «Радуга» методически хорошо проработана, достаточно детально прописаны цели обучения детей таким видам продуктивной деятельности как рисование и лепка, предлагаются методические рекомендации к проведению занятий. Но программа имеет и некоторые недостатки – содержание образовательной области отражено недостаточно полно и требуется дополнения из других парциальных программ.

На мой взгляд, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой наиболее подробно и полно обозначает задачи по обучению лепке в детском саду. В отличии от других программ, здесь выделена задача по развитию творчества и воображения.

6 слайд

Цель данной разработки:

Развитие творческих способностей в лепке детей старшего возраста.

7 слайд

Задачи по лепке поставлены в соответствии с задачами образовательной программы нашего детского сада это –

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

8 слайд

Лепка, как и все виды изобразительной деятельности, имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Знание психологии ребёнка помогает лучше понять его склонности, желания, выявить способности.

Знание анатомии, физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям.

Для ребёнка дошкольного возраста характерна слабая координация движений рук и глаз, быстрая утомляемость. Поэтому в работе я использую здоровьесберегающие технологии:

пальчиковая гимнастика – для развития мелкой моторики рук и координации движений;

гимнастика для глаз – для снятия статического напряжения мышц глаз;

динамические паузы (физминутки), игровые моменты, спокойную музыку, звуки природы (релаксация) – для предупреждения утомляемости.

9 слайд

Ожидаемые результаты соответствуют поставленным задачам данной разработки.

10 слайд

Во время работы я провожу эксперименты с различными материалами – это способствует тому, что ребёнок становится любознательным и активным.

Лепка даёт возможность применять коллективную форму творчества. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствуют развитию опыта общения между детьми и взрослыми. При этом ребёнок овладевает средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Кроме того, при выполнении работы ребёнок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ребёнок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы различные эмоциональные состояния людей, животных – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Дети любят лепить то, что для них на данный момент интересно – животных, человека, себя, игрушку, образы окружающего мира. Таким образом, лепка помогает закреплению у ребёнка первичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

Дети учатся обдумывать замысел, самостоятельно создавать художественные образы в лепке, ставить цели и выполнять их – при этом ребёнок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

11 слайд

Работу с детьми по изобразительной деятельности в системе дошкольного образования невозможно представить без современных технологий.

Здоровьесберегающие технологии – обеспечивают ребёнку возможность сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Игровая технология строится, как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Личностно- ориентированная технология, которую ставят в центр всей системы дошкольного образования личности ребёнка.

В своей работе активно использую проектную технологию – организованная по ней жизнедеятельность в детском саду, позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.

Технология «ТРИЗ» позволяет воспитывать и обучать детей под девизом «Творчество во всём!», использую нетрадиционные техники лепки.

Невозможно представить современных детей без телевизора, телефона, компьютера – применение информационных технологий в работе с детьми делает процесс обучения современным.

12 слайд

В своей работе я использую разнообразные методы и приёмы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные.

К наглядным методам и приёмам относятся:

Наблюдение – в процессе которого, у ребёнка формируется представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.

Обследование – это целенаправленное аналитико - синтетическое восприятие объекта осязательно – двигательным и зрительным путём.

Рассматривание картин, иллюстраций, а также скульптур малой формы, народных игрушек, муляжей – применяется для предварительного формирования представлений и замыслов.

Показ приёмов, способов лепки и объяснение последовательности изображения, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

К словесным методам относятся:

Беседа , цель которой – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы, возбудить интерес к занятию, уточнить композиционное решение.

А так же художественное слово, пояснение, совет, напоминание, поощрение.

Использую игровые приёмы обучения, которые способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения.

Лепка нетрадиционными способами – это большая возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

13 слайд

Формы организации деятельности.

Совместная деятельность педагога с детьми.

  • Рассматривание натуры, живых объектов, малых скульптур, произведений о природе.
  • Свободная изобразительная деятельность с участием воспитателя.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Занимательные показы.

Самостоятельная деятельность детей.

  • Создание проблемных ситуаций, игра.
  • Задания для самостоятельных наблюдений.
  • Лепка, рассматривание книг, иллюстраций и т.д.

Взаимодействие  с семьёй.

  • Художественные досуги с участием родителей.
  • Открытые занятия, мастер-классы, консультативные встречи.
  • Выставки совместных работ родителей и воспитанников.

14 слайд

Система деятельности включает три  этапа:

На 1 этапе репродуктивном, ведётся активная работа с детьми по обучению разными техниками лепки, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе продуктивном, ведётся активная работа по совместной деятельности детей  друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передать выразительный образ.

На 3 этапе творческом, дети самостоятельно используют разнообразные техники для формирования выразительного образа в лепке.

15слайд

В процессе занятий лепкой дети получают знания.

Научные знания.

Знакомясь с рецептом приготовления теста, дети узнают, что при смешивании воды, соли и муки получается тесто, которое нужно довести до нужной консистенции.

Дети получают знания о понятиях: «скульптура», «объёмность», «пропорция», «композиция» и др.

Предметные знания.

Дети знакомятся с глиной, пластилином, солёным тестом.

 Традиционными и нетрадиционными средствами изображения (стеки, доски для лепки, рамки, пищевая фольга, проволока, лак, валик-скалка, формочки, чеснокодавка, зубочистки, бисер, бусинки, пуговицы, мешковина, ткань и др.)

Прикладные знания.

Это рассматривание изделий народных умельцев, репродукций картин, игрушек, скульптур малой формы, муляжей. Так же показ приемов лепки, объяснение последовательности действий и знакомство с нетрадиционными техниками лепки.

«Тестопластика» - лепка из соленого теста.

«Пластилиновая графика» - раскрашивание пластилином.

«Пластилиновая мозайка» - заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.

16слайд

Мною был разработан календарно – тематический план на год, в котором прописаны темы, задачи, образовательная деятельность в режимных моментах, создание условий для самостоятельной деятельности детей.

В год в старшей группе рекомендуется 36 занятий по лепке, планирую одно в неделю: 8 предметных – 4 из них с натуры, 8 сюжетных, 8 декоративных, 12 по замыслу.

На занятиях использую как традиционные, так и нетрадиционные способы лепки.

17слайд

Основную работу по обучению детей нетрадиционным техникам лепки я провожу в кружке по тестопластике «Колобок». На занятиях по лепке дети используют уже знакомые техники и средства.

18слайд

Я изучила уровень навыков и умений, у детей по лепке за период с сентября по февраль, опираясь на программные задачи.

В начале года (сентябрь) был выявлен исходный уровень изобразительного творчества в лепке у детей старшего возраста:

Оптимальный уровень 0%

Высокий уровень 20%

Средний уровень 60%

Низкий уровень 20%

Увлекаясь лепкой, я стараюсь прививать детям любовь и интерес к этой деятельности. Занятия по лепке дети принимают без каких либо отрицательных эмоций. Задания выполняются полностью, самостоятельно, но некоторым детям требуется помощь в создании замысла.

В начале февраля был проведен промежуточный анализ уровня освоения детьми навыков и умений в лепке. В ходе обобщения результатов уровень творчества стал выше, чем в начале работы по теме.

19слайд

Считаю, что данная разработка имеет практическую значимость. Она может быть применена в практике молодых специалистов нашего ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации"

Цель проекта - всестороннее интеллектуальное и художественно - эстетическое развитие детей в процессе овладения разными техниками нетрадиционной аппликации....

Презентация «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Презентация «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Проект "Развитие речи детей старшего возраста посредством театрализованной деятельности"

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на дальнейшем развитии и обучении детей. А театрализованная деятельн...

Развитие речи детей старшего возраста посредством использование технологии Синквейн на музыкальном занятии

В настоящее время одной из основных задач дошкольного образования является развитие у детей познавательно–речевых способностей. Это связано с тем, что образная, богатая синонимами, дополнениями ...

Семинар - практикум "Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством народно - прикладного искусства"

Семинар --практикум "Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством народно - прикладного искусства"...

Проект «Развитие речи детей старшего возраста посредством театрализованной деятельности»

Цель проекта: создать условия для формирования и совершенствования речевых умений и навыков детей через вовлечение их в театрализованную деятельность....