Лепим с пользой
статья по аппликации, лепке на тему

Попова Валерия Александровна

Удивительно, что такой простой и доступный материал, как глина способствует многостороннему развитию ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepim_s_polzoy.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Внимательные мамы понимают, что у городского ребенка в нашем суровом климате, накапливается значительный сенсорный, осязательный голод. Детям мегаполиса страшно не хватает того, что можно щупать и перебирать, пересыпать и размазывать руками. Поэтому лепить им просто необходимо!

 Лепка не только увлекательна, но и полезна. В первую очередь она развивает мелкую моторику детских рук и дает малышам ощущение формы.                                                                                           Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?  Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие  за формирование речевых областей в коре головного мозга которые  зависят от влияния импульсов идущих от пальцев. Это оттого, что участок коры головного мозга, курирующий речь человека, расположен рядом с зоной, ответственной за развитие тонкой моторики рук. Поэтому лепка не только совершенствует мелкую моторику, но и речь. Если движения пальчиков задерживаются, то даже при нормальной общей физической активности, происходит отставание в речевой деятельности.       У одного ребенка первые слова появляются рано, а речь совершенствуется довольно быстро. Речевую активность такого малыша не следует форсировать, чтобы уберечь от нежелательных последствий. Если же развитие речи отстает, то ребенка, напротив, надо побуждать к разговору, знакомить с новыми словами, учить правильно строить фразы. Однако при этом нельзя перенапрягать его нервную систему  повышенными  нагрузками.

 Формирование  двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями.

 Глина, как и любой другой пластичный материал, помогает развивать самые разные стороны личности малыша. Лепкой из нее лучше начать заниматься с ребенком в 5 лет. В этом возрасте его пальчики уже достаточно окрепли для работы с таким материалом. В принципе простейшие изделия можно лепить и с детьми младше 5 лет. Во время работы с глиной у ребенка развиваются  сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней.  Лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук.  Кроме того, во время лепки ребенок приобретает разнообразные знания, его представления об окружающем мире уточняются и углубляются. Дошкольник в процессе работы осмысливает качества предметов, их характерные особенности. Своими изделиями ребенок старается передать то, что ему запомнилось, что взволновало и вызвало интерес, поэтому лепка оказывает довольно большое влияние на умственное развитие малыша. Прежде  всего, она учит дошкольника наблюдать, ведь, перед тем как вылепить предмет, с ним надо хорошо познакомиться, определить и запомнить его величину, форму, конструкцию, расположение частей. Малыш лепит то, что он уже знает, с чем встречался раньше, по представлению или по памяти. Таким образом, у него развивается и воображение.

Для умственного развития ребенка очень важно, чтобы знания о разнообразии форм, положении предметов в пространстве, величине, цветах и оттенках постоянно пополнялись. Во время лепки из глины формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. При обследовании предметов малыш должен определить форму предмета и его частей, величину, цвет, положение в пространстве.                                                                                                     На занятиях лепкой у детей формируются такие личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, умственная активность, кроме того, ребенок учится планировать свои действия и доводить их до конца.

Есть ещё один очень важный момент–глина это вторичный продукт земной коры, осадочная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания, а это значит самый натуральный и безопасный материал для детского творчества. Пластичность  глины завораживает, умиротворяет. Существует мнение, что она имеет особое биополе, гармонизирующее биополе человека. С глиной каждый легко может стать мастером. Она дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их чувствами. Возможно, благодаря  своей пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего его. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины. Этот вид творчества – самый наглядный из всех.

Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужно лепить из пластилина?

Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка? Многие  родители считают пластилин  весьма «опасным» для домашней обстановки материалом: липнет ко всему и оставляет жирные ...

Образовательный проект для старших дошкольников «Лепится - не лепится».

Если Вы хотите узнать, из чего можно лепить, свойства разных материалов, сформировать у воспитанников активность в освоении новых знаний и умение их использовать в практической деятельности, читайте с...

"Лепим,лепим мы снежок".

Зима это удивительное время года. Дети в восторге от снега.  Мягкий пушистый снежок, все деревья стоят в серебре, легкий морозец кусает за румяные щечки наших детей.  Зимой очень у...

Уважаемые родители! Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат «Сидим дома с пользой» сделать интереснее и увлекательнее. План работы в формате «Сидим дома с пользой» в разновозрастной группе № 9

План работы в формате «Сидим дома с пользой»в разновозрастной группе  № 9С  13.04.2020 г. по 20.04.2020 г.Воспитатели: Мельникова Е.В., Дрегалова О.М.Тематическая неделя «В...

Семинар - практикум творческой деятельности, совместно с родителями на тему: «Лепим с мамой! Лепим с папой!»

«Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими с...

Детский конструктор: в чем его польза и какой конструктор выбрать? В чем польза конструктора?

Описание разного вида конструктора.какой на каком этапе взросления выбрать ребенку конструктор....