творческая работа "Знакомство с глиной"
методическая разработка по аппликации, лепке по теме

Белякова Ида Леонтьевна

Из глины может лепить каждый. Любой человек может скатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру.

 Глина – это чудесный медиум.  Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ.

 Во-первых, дети способны воспринимать глину и с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде критики неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия.

 Во-вторых, работа с глиной не требует каких-то специальных условий, а высохшую глину легко устранить – после работы ее можно смести со столов, как пыль.

 В-третьих, глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком.

С глиной каждый легко может стать мастером. Она дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их чувствами. Возможно, благодаря  своей пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего его. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами.

 Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины.

 Этот вид творчества – самый наглядный из всех видов искусства и позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка. Воспитатель действительно  может видеть, что происходит с ребенком, наблюдая за тем, как тот  работает с глиной. Эта работа – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Ребенок может получать удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другом соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая работа с глиной.

Тема: «Знакомство с глиной».

Цель занятия: способствовать снятию мышечных зажимов, эмоциональной разрядке.

Задачи: познакомить детей с глиной в разных состояниях, обучить приемам работы с глиной, развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, развивать спонтанность в выражении чувств.  Выработать навыки расслабления и снятия напряжения. Создание дружеской обстановки, снятие тревожности, напряжения, стабилизация психоэмоционального состояния.

Материал: стаканчики с водой, глина, доска для лепки (клеенка), салфетки – для каждого ребенка; аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины.

Ход занятия:

  1. Разогрев.

Упражнение «Мячики»

Воспитатель: Представьте, что вы превратились в мячики.

Дети, ориентируясь на цвет своей одежды, говорят, какой мячик и какого он цвета.

 - Сейчас я буду играть  с мячиками, легонько дотрагиваться до вас ладошкой, а вы будете прыгать, как мячики.

Воспитатель читает стихотворение Григория Кузнеца:

Скачет мячик прыг да скок,

Скачет мячик на порог.

Скачет десять раз подряд

От ладошки и назад.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

- Посмотрите, у меня в руках настоящий мяч, какого он размера? (Большой)

- Давайте руками нарисуем в воздухе форму мяча.

Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой и обеими руками одновременно.

- Какого цвета мяч?

- посмотрите на другой мяч и скажите, чем он отличается от первого. (Маленький, другого цвета).

2.  «Знакомимся с глиной».

 Дети садятся в круг. Воспитатель рассказывает о глине и показывает детям, какая бывает глина: сухая, влажная, жидкая.

Воспитатель: «Ребята, сегодня я хотела бы рассказать вам об удивительном материале, о глине.  Вы все, наверное, знаете, что из глины делают кирпичи для строительства домов, гончары  из глины создают посуду,  глину используют в лечебных целях – лечат больной орган, рану, делают на лицо маску из глины.  Можно сказать, глина –  это живая материя, т.к. жизнь есть все: каждая пылинка, каждая чистичка глины  - все это  жизнь.
Ученые геологи – это те, кто изучает нашу природу, нашу Землю, наблюдали  за процессом развития минералов и горных пород. Они  вдруг поняли, что все минералы, горные породы обладают свойствами живых существ: способностью уставать, стареть, болеть, отдыхать, дружить, запоминать, проявлять симпатию и антипатию, залечивать раны, бороться за существование. Они зарождаются, растут, достигают своего расцвета и, наконец, разрушаются, а значит, эволюционируют, как и все живое.  Сегодня ученые утверждают, что глина — это та же Земля.  Глина  есть жизнь. Она берет свое начало в первом царстве — царстве минералов. И пронизывает все другие царства: растений, животных, человека, следуя общему закону эволюции от простого к сложному. Считается, что  именно глина по своему   составу подобна составу печени. Структуры глины обладают уникальными возможностями записи и переноса информации. Некоторые разновидности глин обладают памятью. Посмотрите, какая бывает глина… (показ глины в разных состояниях)».

Далее дети по просьбе психолога выбирают себе места за столами, на которых стоит тарелка с глиной и вода. Воспитатель предлагает вымесить глину так, чтобы она стала похожа на тесто. Воспитатель комментирует процесс вымешивания глины: «Вы можете вымесить глину одной рукой или двумя, можете понемногу подливать воду в сухую глину, можете месить глину как тесто ладонями, пальцами… Почувствуйте глину на ощупь. Какая она? Нравится ли вам глина сухая, влажная, холодная?»

Когда процесс вымешивания глины закончится, воспитатель предлагает поиграть с глиной и сделать следующие действия с глиной:

- погрузить руки в глину;

- сжать, смять глину;

- растянуть ее;

- вытягивать глину;

- разрывать глину;

- протыкать ее;

- расплющить глину;

- сделать дырки;

- придать форму волны;

- скрутить глину.

Воспитатель: «Закройте глаза. Знайте, что при закрытых глазах ваши пальцы и руки более чувствительны к глине. Когда ваши глаза открыты, они могут менять ваши ощущения. Попробуйте лепить с открытыми и закрытыми глазами…Посидите немного, положив руки на глину. Подружитесь с куском глины. Он гладкий? Корявый? Плотный? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Возьмите его и поддержите. Легкий он или тяжелый?... Теперь я хочу, чтобы вы отщипнули кусочек от куска глины. Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте медленно, а потом быстрее... Сожмите вашу глину… теперь разгладьте ее, используйте большие пальцы, ладонь. После того, как вы разгладите глину, ощупайте места, которые вы разгладили… соедините все вместе, чтобы получился шар… проткните глину. Собирайте ее и ударяйте по ней… Соберите глину… Разрывайте ее, отрывайте маленькие  и большие кусочки, соедините их. Протыкайте глину пальцами… Пальцем проковыряйте в ней дырку, еще несколько дыр… Ощупайте края дыры, которую вы сделали… Соберите глину и попробуйте нанести на не линии, волны, ударяя по ней, используйте пальцы, ладони, ребро ладони…Теперь оторвите кусочек и сделайте змею. Она будет становится все тоньше и тоньше и длиннее… оберните ею сою руку или свой палец… Возьмите на минуту обеими руками свой кусок глины. Вы теперь хорошо его знаете».

Во время выполнения  детьми действий с глиной, психолог может спрашивать детей: «Нравится ли тебе то, что ты сейчас делаешь с глиной? Что ты чувствуешь в этот момент? Как еще хочется поиграть с глиной?»

3. «Лепим шар».

Воспитатель включает музыку для релаксации и  просит детей скатать шар из глины, чтобы шар был гладким, похожим на мяч. Данное упражнение помогает ребенку сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.

4.  «Ласковые ладошки».

Дети становятся в круг друг за другом, под  спокойную музыку,  и каждый последующий гладит впереди стоящего по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь).

Завершение.

5. «Аплодисменты по кругу».

Воспитатель: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.  Давайте поблагодарим друг друга за сегодняшнюю работу».

 Воспитатель начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого ит.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка из глины. Развитие творческих способностей воспитанников.

Занятия лепкой развивают у детей мелкую моторику рук, способствуют формированию умственных способностей, развитию речи, тактильных восприятий.У глины шире спектр свойств чем у пластилина или у теста,...

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»В связи с введением ФГ...

Творческий проект «Чудо-глина, лепка из неё»

Творческий проект «Чудо-глина, лепка из неё» Творческий проект «Чудо-глина, лепка из неё» Актуальность проекта «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина…» - поётся в одной детской пес...

Образовательный проект творчески-исследовательской направленности для детей среднего дошкольного возраста «Волшебная глина»

Ознакомление с природным материалом глиной, её свойствами и применением. Перспективно - тематический план реализации проекта "Волшебная глина". Фотоматериалы....

Творческая работа с глиной - "Кувшин"

-  Вызвать у детей интерес к творчеству гончара;- вспомнить способы лепки из глины, способствовать развитию умения применять на практике имеющиеся знания и умения;- обеспечить развитие твор...

Исследовательско–творческий проект «Гончарное ремесло: чудеса из глины»

Исследовательско–творческий проект «Гончарное ремесло: чудеса из глины» направлен на нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством обучени...