Занятие по художественному творчеству
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Гулина Махмутовна Сафина

НОД  «Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа»

Цели: познакомить детей с татарскими орнаментами.

Задачи:

Образовательные задачи: Познакомить, детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями.

Развивающие задачи: развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа. Формировать у  детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с традицией и приобщению к татарскому народу орнаменту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_hudozhestvennomu_tvorchestvu.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Общероссийский проект конкурсов

 методических разработок уроков и внеклассных мероприятий

для педагогов.

«Я - Воспитатель»

Номинация: разработка занятия

Занятие  по художественному творчеству на тему:

 «Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа»

в старшей группе

                                        Разработала:

воспитатель МБДОУ№45 «Космос»

 г. Альметьевск РТ

Сафина Гулина Махмутовна    

             

Г. Альметьевск 2014

НОД  «Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа»

Цели: познакомить детей с татарскими орнаментами.

Задачи:

Образовательные задачи: Познакомить, детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями.

Развивающие задачи: развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа. Формировать у  детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с традицией и приобщению к татарскому народу орнаменту.

Словарная работа: обогащение словаря – шэл, калфак, тубэтэй, чуэк, камзол, «Аулакой»

Наглядный материал: пособия «Разновидности орнамента», изделия из бабушкиного сундука  (калфак, камзол, чулэк, тубэтй, шэл, чигелгэнкульяулыклар), рисунки на слайде.

Музыкальное оформление: татарские народные мелодий и песни в записи.

Материалы и оборудование:Мультимедиа, проигрыватель, диски с записями, клей, кисточки, цветные орнаменты, салфетки (сухие и влажные).

Предварительная работа: Чтение литературных произведений Г.Тукая «Су анасы», «Шурале», «Козел и Баран». Чтение и заучивание стихотворений о родном языке. Разучивание народных игр, пляски «Эпипэ». Разучивание песни «Туган тел». Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами  акварельными красками.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Дети, мы начинаем наше занятие. Я вам сейчас загадаю загадку. Будьте внимательны. Вам нужно будет отгадать ее. Если надо – он и до Киева доведет.

Дети: Язык

Воспитатель: Правильно! Мы сегодня будем разговаривать о родном языке. Познакомимся с традициями татарского народа.

Мы с вами учили стихи о родном языке. Давайте их вспомним. Кто желает рассказать? (Дети по желанию рассказывают стихи).

Воспитатель хватит дети. Молодцы! А теперь, посмотрите-ка на экран. (На экране портрет Г.Тукая) Габдулла Тукай – великий татарский поэт и писатель. Он писал и для детей и для взрослых. Давайте вспомним, какие сказки он написал для детей?

Дети: «Шурале», «Су анасы», «Козел и Баран» (показываются иллюстрации к этим сказкам).

Воспитатель: Верно. А кто желает рассказать стихотворение «Туган тел»?

Воспитатель: Как вы знайте этим строкам написана очень красивая мелодия. Давайте споем этот куплет вместе. Дети встают рядом со стульчиками и поют куплет.

Воспитатель: а теперь я вас приглашаю в гости. Подойдите ко мне. Воспитатель приглашает детей в «дом» (вид дома: окна, сундук, стол с национальными сладостями). Дети садится на ковер рядом с воспитателем (делают круг).

Посмотрите, дети, что я вам покажу. Воспитатель из сундука достает тюбетейку и показывает детям. Повторим все вместе. Повторяют вместе и индивидуально. Тюбэтэй – это небольшая, надеваемая на макушку шапочку. Это мужской головной убор. Воспитатель надевает тюбетейку на одного ребенка. А это – калфак– девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками (показывает калфак). А вот еще щаль и камзол (показывает). Видите. Как красиво вышиты они? Некоторое время назад нации бабушки  и дедушки, когда были молодыми, собирались на посиделках «Аулакой». Девушки вышивали красивые узоры на подушках, полотенцах, одеждах. Также здесь они пели песни и играли в народные игры «Кэрия – Зэкэрия», «Йозексалыш», «Ак калач» на экране показывается фото девушек и парней в национальных костюмах. Они очень весело проводили время. Давайте. Мы тоже немного поиграем.

Играют в «Кэрия – Зэкэрия».

Воспитатель: Ну, молодцы, дети! А теперь, давайте сядем за столы на свои места и будем украшать орнаментами головные уборы – тюбетейку и калфак.

Самостоятельная деятельность – аппликация. Включается татарская мелодия, дети наклеивают элементы на образцы, воспитатель подсказывает, подбадривает, обращает внимание на осанку. Готовые работы собирают на стол.

Воспитатель: Ребята, молодцы, какие красивый получились головные уборы. Девочки старались над калфаками, мальчики над тюбетейками, у всех работы получились разные и интересные! Дети, у меня есть для вас сюрприз. Подойдите ко мне. Воспитатель подходит к сундуку, берет от туда тюбетейке, калфаки и надевает детям. А теперь нам пора станцевать татарский танец «Эпипэ».

Дети танцуют парами татарский танец. Садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, что нового узнали сегодня на занятие? Какие новые слова узнали? Как  называются  татарские национальные головные уборы? Ответы детей.

Воспитатель: Как я уже говорила, татарский народ – очень гостеприимный. Они без угощений и гостинцев никого не отпускают. Я вам тоже приготовила гостинцы. Раздает вышитые платочки детям. Я хочу вам подарить эти платочки на память. Пусть они напоминают вам о сегодняшнем вечере. На этом наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов  по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

Перспективное планирование по художественному творчеству. Раздел "Изобразительное творчество"

Данный перспективный план предназначен для подготовительной к школе группы...

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.

Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...