«Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития речи, моторных функций и сенсорной культуры дошкольников с ОНР».
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Данный материал раскрывает опыт работы воспитателя по использованию нетрадиционных техник изодеятельности в работе с детьми с ОНР  младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx371.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития речи, моторных функций и сенсорной культуры дошкольников с ОНР».

Говоря о периоде подготовки ребенка

к активной речи, нужно иметь в виду

не только тренировку артикулярного

аппарата, но и движений пальцев рук".

М. М. Кольцова

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст сенситивен: наиболее благоприятен для развития образного мышления, воображения, психических функций, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие моторных функций, сенсорной культуры и речи - одна из главных задач воспитания.

Дети с характерологическими нарушениями в развитии, нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Для организации обучения и воспитания этих детей, особую роль играют способы воздействия, направленные на активацию их познавательной деятельности. Восприятие окружающего мира у таких детей обособлено. Чтобы понять характер явлений, свойства предметов, их объёмность, размер, цвет, почувствовать среду, данной категории детей недостаточно только увидеть или услышать. Необходимо задействовать все функционирующие органы восприятия, некоторым нужно непременно потрогать предмет, понюхать его, прикоснуться, то есть осязать действующими рецепторами, чтобы почувствовать и понять предлагаемую информацию.

Развитие детей зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и отклонения в развитии, характерные для той или иной категории проблемных детей.

У детей с общим недоразвитием речи помимо речевых нарушений, а так же нарушений некоторых психических функций недостаточно развита тонкая моторика пальцев рук. Их движения неловки, плохо скоординированы, ребята неправильно держат карандаш, плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому, занимаясь традиционной изобразительной деятельностью, такие дети испытывают неловкость, неудовлетворенность конечным результатом.

Нетрадиционная изобразительная деятельность привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Так же нетрадиционная изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развитии мелкой моторики, тактильного восприятия, и конечно, развитии речевых навыков, решая коррекционно-развивающие задачи, что очень важно для детей с ОНР. Занимаясь изобразительной деятельностью нетрадиционными способами, ребенок каждый раз открывает для себя, что рисовать можно не только кистью, но и смятой бумагой, которую тоже можно макнуть в краску. Деревья можно изобразить с помощью трубочки для коктейля, выдувая краску в разных направлениях, а красивые цветы из тонких жгутиков цветной бумаги, используя для этого технику «бумагопластика»…

Воспитанию у детей стремление участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве посвящены многие педагогические искусстве посвящены многие педагогические исследования Н.А.Ветлугиной, В.А Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С. Комаровой, И. А. Лыковой, И. В. Новиковой, Г.Н.Давыдовой, Н.В. Дубровской показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов, формированию мыслительных операций: анализа. Сравнения. Синтеза, обобщения, развитию моторных функций, сенсорной культуры и речи. Комарова Т.С. большое внимание уделяет ручной умелости, т.к. это своеобразная сложная сенсорная способность, которую можно и нужно формировать именно в дошкольном возрасте.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимание, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывает необходимость нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для сенсорного и моторного развития и правильной речи детей дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных техник изо деятельности носит коррекционную направленность: они способствуют развитию мелкой моторики руки, планирующей функции речи, навыков ориентировки в пространстве.                          

Нетрадиционный подход к выполнению изображения рисунка даёт большой толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность детей, учит их нестандартно мыслить.

По результатам функциональной диагностики воспитанников детского дома  мною были отмечены низкие качественные показатели.

В частности, у детей  не развиты:

  • моторные, о   речевые
  • сенсорные функции
  • не определяют и не называют основные цвета спектра
  • не умеют брать карандаш (кисть)  
  • ориентироваться на листе бумаги
  • разминать и скатывать пластилин

Рисунки детей с общим недоразвитием речи отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесенности частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей.

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире. Дети-пятилетки могут рисовать на самые разнообразные темы. Однако, из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей с ОНР происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому, порой, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа педагогов дошкольной группы детского дома  по применению нетрадиционных техник в изо деятельности.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразны материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Важно чтобы всякий раз нужно создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранние знания, навыки, умения, с другой - искать новые решения, творческие подходы.

Объект исследовании - процесс исследования нетрадиционных техник в изодеятельности детей младшего дошкольного возраста и их влияние на развитие моторных функций, сенсорной культуры и речи.

Предмет исследования - развивать моторные функции, сенсорную культуру и речь младших дошкольников путем использования в изодеятельности нетрадиционных техник в рисовании, лепке, аппликации.

Цель проекта - через использование нетрадиционных методик изодеятельности (рисования, аппликации, лепки) развивать у детей младшего дошкольного возраста с ОНР речь, моторные функции, сенсорную культуру и тем самым способствовать развитию речи.

Задачи проекта:

  • Разработать инновационную систему использования нетрадиционных методик в изодеятельности. Развитие моторных функций и сенсорной культуры и правильной речи.
  • Разработать календарно-тематический план и комплекс занятий с применением нетрадиционных технологий.
  • Разработка методики исследования и мониторинга по теме проекта. Провести экспериментальное исследование.
  • Разработать план индивидуальной работы по применению нетрадиционных техник в изодеятельности для развития речи, моторной функции, сенсорной культуры.

Гипотеза - для  развития моторных функций и сенсорной культуры детей дошкольного возраста с ОНР эффективным условием является использование нетрадиционных техник в процессе занятий по изодеятельности.

Сроки реализации проекта: 2014-2015гг.

База эксперимента:

В эксперименте участвуют воспитанники младшего дошкольного возраста детского дома, логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинские работники.

Ожидаемые результаты:

В ходе обучения нетрадиционной технике на занятиях по изодеятельности создаются условия для развития:

  • моторных функций
  • сенсорной культуры
  • активного словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР
  • интеллектуальных и творческих способностей у детей

В своей работе мы опирались на примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы»  под редакцией Н. Е. Веракса. Художественно-эстетическое воспитание в данной программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, эстетического восприятия и чувств, воображения, отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, художественно- эстетического формирования и развития личности ребенка.

Т. С. Комарова особое внимание уделяла развитию сенсорной способности, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента:

  • техника рисования, (способы правильно держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна);
  • формообразующие движения (движения направленные на передачу формы предмета);
  • регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима), плавность движения, непрерывность, удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот.

Однако в данной программе нет разнообразия используемого материала.

Поэтому мы изучили и включили в свою деятельность ряд методических пособий, предлагающих обширный выбор новейших, современных техник.

Активно используем в своей практике разработки Ф. С. Каринского, который считает, что чем раньше начинается выявление творческих возможностей детей, тем свободнее и интереснее сможет ребенок творить по законам красоты. Вся деятельность детей рассматривается в единстве эстетического восприятия действительности, практической художественной деятельности и восприятия ими изобразительного искусства. Эта программа хороша тем, что она не навязывает детям изображение, а развивает их фантазию, умение видеть и переносить на бумагу тот мир, который видит сам ребенок.

В пособии О. В. Павловой «Изобразительная деятельность» комплексное структурирование занятий сочетает игровые элементы с программными требованиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, физической культуре.  

Также в своей работе мы используем методические разработки Т. А. Николкиной по изобразительной деятельности. У этого автора интересно составлены занятия, которые включают в себя задания на развитие графомоторных навыков, зрительную, пальчиковую гимнастику. Все части образовательной деятельности  объедены одним игровым сюжетом, что делает занятия интересным и цельным. Мне понравилось, что при объяснении и показе рисунка автор использует технологическую карту. В пособии есть подробные конспекты занятий по рассматриванию картин художников, что способствует развитию художественного вкуса у детей.

Нетрадиционные виды изобразительной деятельности – это один из способов развития детей с общим недоразвитием речи.

Многие дети не способны самостоятельно оценить красоту какого-либо предмета или явления. В этом мы должны помочь, иначе понятие «красиво» останется формальным для ребенка, не приобретет конкретного смысла. Для того, чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, мы сами должны уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться.

Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т. е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов нужно учитывать характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальных особенности с детей с ОНР.

Изодеятельность для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, открывая новые возможности изодеятельности. Нестандартные подходы в организации изодеятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

При организации деятельности, выборе техники, материала и темы необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

У детей с речевыми нарушениями отмечается повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться на выполнении задания, испытывают затруднения при словесном описании своих действий, поэтому необходимо учить ребят общаться, поощрять их желание наблюдать за работой друг друга. Педагог должен создавать спокойную рабочую обстановку, а так же в процессе работы проводить динамические паузы и физкультминутки.

Занимаясь изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник и материалов, дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Поэтому мы и решили использовать нетрадиционную технику рисования в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

При планировании работы по обучению детей рисованию через нетрадиционные техники мы учитывали, что ребёнок должен приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, развивать ручную умелость

Для работы по программе было составлено годовое перспективное планирование (см. приложение 1). При этом мы учитывали комплексно-тематический принцип планирования, опираясь на лексические темы. Кроме того, учитывая специфику детей с ОНР, ставили задачи по развитию художественных способностей и развитию речи

Основной вид деятельности, используемый нами в работе с детьми - игра. Игры детей дошкольного возраста различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни ребёнка, в его воспитании и обучении

А если учесть, что игра и рисование являются самыми любимыми видами деятельности детей, то можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Становится ясно, что между игрой и рисованием нет противоречий.

Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе, а в рисование ребёнок учится ставить и определять цель и добиваться конкретных результатов.

Разграничивать игру и детское рисование, особенно в нетрадиционных техниках, не стоит, они дополняют друг друга

Выгорский Л.С. писал: «В игре ребёнок всегда выше своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше сам себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе …все тенденции развития, ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»

Техники нетрадиционного рисования, которые мы используем в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ватными палочками;
  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • рисование ладошками и из ладошек;
  • рисование печатками и различными предметами;
  • рисование восковыми мелками и свечой;
  • печать по трафарету;
  • набрызг;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование пластилином;
  • аппликация из бумажных шариков;
  • рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);
  • кляксография с трубочкой.
  • на всех парусах по водной глади.

Нами была составлена картотека нетрадиционных техник художественного творчества (см. приложение 5).

Приведу пример использования некоторых из них.

Печатка  техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Описание техники:

Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова!

Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

Упражнения:

Для детей младшей группы можно предложить нарисовать:

  • цветы для пчёлки;
  • бабочек порхающих над лугом;
  • грибы на полянке;
  • овощи в корзинке;
  • фрукты в вазе и т.п.

Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Описание техники:

Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.

- Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю…, побежала она вверх оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем.

- А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета, пусть встретятся. А на что же похожи их следы?

Упражнения:

«Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья.

«Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья. а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились.

«Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.

Набрызг – непростая техника.

Описание техники:

Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке так как сначала капли краски летят не только на бумагу.

Упражнения:

«Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом.

«Снегопад» По цветному тону делаем набрызг белой краской.

Кружатся в танце белые снежинки.

«Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес.

Рисование ладошками – очень интересная техника.

Описание техники:

Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге.

Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем.

К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.

Упражнения:

Предложите детям представить:

«Потеряли перчатки по дороге котятки…»Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!

«Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё – то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

«Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка.

«Цветы» Отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким – нибудь цветком.

«Животные» С помощью данной техники можно изобразить и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом.

«Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек.

При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую мыслительную деятельность. Можно обратиться и к проверенному практикой приему работы, когда прочитанное воспитателем четверостишье пробуждает детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональное отношение детей, способствует формированию образного представления об изображаемом. Для этого мы используем произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Выразительность в рисунке создается при помощи звучных слов, передающих характер образа игрушки, дерева, животного и пр. Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика. Прежде чем дети возьмут в руки кисти и краски, мы на музыкальном фоне читаем строчки стихотворения по теме предстоящего занятия. Занятия по изодеятельности, посвященные сезонному изображению природы, начинаем с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года. Здесь уместен прием – игра “Слово на ладошке”: – “Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю”. С помощью этого приема у детей с общим недоразвитием речи обогащается описательный словарь. Так, во время прохождения лексической темы “Осень” на занятии по изодеятельности, перед тем, как рисовать осенние листочки, дети “складывали” на ладошку “красивые слова об осенних листьях”: багряные, золотые, легкие, воздушные, лапчатые, разноцветные, листопадные.

На занятиях по изодеятельности мы применяем различные приемы работы с детьми:

  • обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных);
  • комментирование действий (берем карандаш в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол и т.д.);
  • воспроизведение движений в воздухе (“рисование” предметов на заданную тему);
  • подробные вопросы к детям по форме и цвету;
  •  предварительные упражнения для развития мелкой моторики.

Нами используется и прием “незавершенный рисунок”, который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д.

У детей с нарушениями речи особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Для облегчения этого процесса на занятиях по изо мы “превращали” треугольники (большие, маленькие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые) в разнообразные овощи и фрукты. У детей складывался определенный план, ими назывались: форма, цвет, размер плода; оставалось назвать вкус, вариант использования в пищу, и описательный рассказ был составлен. При рисовании ребенок рассказывал: “Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная”. А потом добавлял: “На вкус – сладкая. Она растет на огороде в земле. Ее кладут в суп и салат”.

Важно осуществлять взаимодействия речевой и изобразительной деятельности в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. В процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета мы ведем непрерывный разговор с детьми. Игровая ситуация, формы работы воспитателя в этом блоке стимулирует их речевую активность. Воспитатель обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такие комментарии позволяют уточнить значение слов производимых действий, уже известных ребенку, а также познакомить с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка-логопата прокомментировать свои действия, проговорить их, а для отдельных детей также специально создавать условия, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.

В ходе совместного рисования дают отличные результаты специальные приемы. Мы  использовали наклейки с различными изображениями, что позволило облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картинки. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, который не умеет ждать. Сюжеты картинок из наклеек зависят от желаний ребенка, арсенала наклеек и фантазии взрослого:

  • “салют”: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружки, треугольники различного цвета – так быстро и эффективно ребенок своими руками устраивает “самолет в ночном небе”;
  • “яблоня”: карандашами рисуют дерево – ствол и крону, а ребенок приклеивает красные, зеленые и желтые яблоки;
  • “магазин”: рисуют многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец, затем полки наполняются фруктами, овощами;
  • “зоопарк”: на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названию животных, обсуждаются их повадки, внешний вид. Хищников запирают в клетку (для этого необходимо нарисовать решетку). Можно “накормить и напоить” зверей. Для этого дети приклеивают изображения еды или воды.

Работу по использованию  детьми нетрадиционных техник и материалов проводили по направлениям. G:\мерчанская\фото\DSC03067.JPG

Первое направление-рисование пальчиками, ладошкой.

Сначала познакомили детей с техникой рисования пальчиками, ладошкой.  Дети с восторгом восприняли этот вид деятельности, так как эта техника позволяет успешно выполнить рисунок. У ребенка появилась уверенность в себе, желание рисовать. 

Познакомив детей с гуашью, так как она имеет более плотную фактуру, мы предлагали опустить в гуашь пальчики и нанести точки, пятнышки на бумагу. Далее слегка усложнив задание, дети набирали краски разного цвета на каждый пальчик, таким образом,  учили детей основным цветам, развивали мелкую моторику рук, воображение, творческие способности.  Постепенно у  детей увеличивался объем художественных представлений, развивалась фантазия, изобразительные  умения и навыки.

Удивительным открытием для детей явились отпечатки листьев, спичечных коробков, пуговиц. Дети с удовольствием исследовали возможности применения различных предметов в рисовании, нанося краску на деталь и отпечатывая ее на бумаге.

Затем,  на полученный отпечаток кисточкой прорисовывали детали рисунка в соответствии задуманного сюжета. Работа с отпечатками помогла детям обрести уверенность в своих силах, сформировать стремление создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника.

Научив детей делать отпечатки, предложили попробовать сделать оттиск смятой бумагой. Сначала брали небольшого размера бумагу, сминали и опускали в краску (акварель, гуашь), предварительно смочив ее. Затем делали оттиск на листе бумаги.

На первом этапе этой деятельности использовали в работах один-три цвета. У ребят получались пушистые снежные хлопья, цветы на поляне. Отработав правильный нажим на бумагу при оттиске, следующем этапом предложили закрашивать контуры животных этим видом техники. Научили детей накладывать один цвет на другой, вызвав у детей интерес к экспериментированию. Животные получались разношерстные, пушистые. На третьем этапе предложили детям больший размер бумаги. Для этого понадобилось блюдце и гуашь. Ребята делали оттиск и дорисовывали кистью полученное изображение до задуманной ими картины.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. G:\мерчанская\фото\DSC03124.JPG

Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, узнают свои “произведения искусства». Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие.

На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется   дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

  • широкий подход к решению проблемы;
  • проявление творчества в художественной деятельности;
  • атмосфера творчества;
  • единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;
  • комплексное и системное использование методов и приёмов;
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
  • овладение детьми способами изображения
  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

Для эффективного осуществления педагогического процесса в группе мы создали соответствующую развивающую среду. Пространство сконструировано таким образом, чтобы каждый ребёнок в течение дня мог найти себе увлекательное занятие. G:\мерчанская\фото\DSC03110.JPG

При создании среды с учётом развития изобразительной деятельности, учитывали ряд требований:

  • Соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития
  • Предметная среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности
  • Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативы детей, их стремления на деле применять свои знания и умения.

Предметно-развивающая среда для работы по программе включает следующие центры:

Центр

Образовательная задача

Примерное содержание среды

Предполагаемая деятельность детей

Уголок изо-деятельности

Развитие ручной умелости, проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности

  • Материалы инструменты и их заместители для работы в различных видах деятельности.
  • Бумага разных форматов и структур.
  • Оборудование для работы.
  • Игры.
  • Мнемотаблицы
  • Технологические карты
  • Рисование
  • Нетрадиционное рисование
  • Лепка
  • Аппликация
  • Раскраски

Игротека

Уточнение, систематизация знаний, умений и навыков, их использование в игровой деятельности

Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам

Игровая деятельность

Книжный уголок

Накопление познавательного опыта, умения «работать» с книгой.

Познавательная и художественная литература, картинки и фотографии, «Книжкина больница»

  • Рассматривание
  • Слушание
  • Систематизация наглядного материала

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его использование в других видах деятельности

  • Растения в соответствие с возрастными рекомендациями
  • Оборудование для труда
  • Иллюстрации с экологическим содержанием
  • Картотека загадок, стихов, примет, пословиц, поговорок
  • Гербарии, семена растений
  • Природный материал
  • Мнемотаблицы
  • Дидактические игры экологического содержания

Наблюдение, проведение опытов, экспериментов. Труд природоведческого содержания.

Лаборатория «Почемучка»

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов, расширение познавательного опыта

  • Материалы
  • Оборудование
  • Приборы
  • Технические и медицинские материалы
  • Фартуки
  • Наглядные модели

Опыты, эксперименты, исследования.

Изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации активности, ведь человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Изодеятельность позволяет развивать творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.

Название предметов, явлений, их словесное определение и описание, высказывания ребенка о том, что и как он рисует, лепит; рассказ о созданном изображении, его оценка, умение его охарактеризовать, сказать, что получилось и что не получилось и почему, развивает речь детей и способствует более глубокому осмыслению процесса изображения.G:\мерчанская\фото\DSC03117.JPG

Рисуя нетрадиционным способом, дети получают настоящий восторг, у них возникает желание делиться своими впечатлениями, ощущениями друг с другом с педагогом и родителями. В процессе наблюдения за детьми, нами было отмечено, что нестандартные подходы в организации изодеятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Результаты проводимой диагностики показали положительную динамику. Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.

К концу года улучшились показатели мелкой моторики. Высокий уровень – 25% детей. У этих детей мелкая моторика развита хорошо.

Средний уровень – 65%. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Этих детей следует заинтересовать игрой в конструктор, мелкой мозаикой. Особое внимание необходимо обратить работе над щепотью ведущей руки.

Низкий уровень 10%. У этих малышей мелкая моторика развита плохо. С такими детьми педагогом предстоит большая работа, которую необходимо построить на основе результатов обследования (на пробах). Особое внимание следует уделить кинетическим пробам, так как в их основе лежит принцип переключения от напряжения мышц руки к расслаблению и наоборот, проводить работу по совершенствованию мелкой моторики и артикуляционной работе.

В результате проведенной работы дети начали понимать и соотносить форму, величину, цвет и другие свойства объектов с их изображением. Движения рук стали более сильными, ловкими, уверенными и координированными.     Дети     привыкли     слышать     и     выполнять инструкции педагога, соблюдать правила поведения.

  • Пальчиковое рисование дает возможность создавать рисунки даже при минимальных изобразительных умениях; очень эффективно на начальных этапах работы: ребенок набирает на пальчик краску и рисует. Основные приемы: точка, пятно, кружок, кольцо, короткий и длинный лучик.
  • Рисование карандашом - штампом с резинкой на конце, срезанной под углом 45°, способствует формированию и закреплению правильного захвата карандаша, последовательной смене тонуса мускулатуры руки
  • Оттиски пробкой, ватной палочкой, печатками из картофеля, моркови, ластика, пенопласта, смятой бумагой помогают расширить возможности изображения разных форм предметов и их элементов, сосредоточиться на цветовом и композиционном решении рисунка.
  • Тычок жесткой полусухой кистью помогает передать фактурность окраски, «пушистость» или «колючесть» образа. G:\мерчанская\фото\DSC03101.JPG
  • Рисование пластилином великолепно развивает мелкую моторику руки, способствует развитию эмоционально-волевой сферы. Приемы: скатывание мелких шариков и заполнение ими формы, размазывание шариков на бумаге, пропускание пластилина через чесночный пресс.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Список используемых источников

«Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» научный руководитель Безруких М.М.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение -1988 - 273с

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В двух частях. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008

Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности» Москва, Школа – Пресс, 2005

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992

Изобразительная деятельность и художественное творчество с использованием современных материалов в ДОУ. учебно- методическое пособие. / сост. Косых О.А. –  Санкт Петербург «Детство-пресс» – 2012 г

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Творческий центр СФЕРА - 2004 - 463с.

Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»

Комарова Т.О. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. - М.: Педагогика. - 1990. - 281с.

Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России. - 2000 - 78с.

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»

Николкина Т. А. Изобразительная деятельность с детьми старшего возраста.  Издательство Учитель. – 2007.-83

Павлова О. В. Изобразительная деятельность. М.: Просвещение. – 2006.- 67с.


Reanimator Extreme Edition Мерчанской М.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нетрадиционных видов изодеятельности в развитии речи дошкольников

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, коорд...

Проект на тему: «Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)

проект "Мы творим прекрасное" (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников....

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников...

Презентация "Использование нетрадиционных техник изодеятельности в младшей группе детского сада"

В презентации показаны те нетрадиционные техники изодеятельности, которые используются именно в младшей группе детского сада, необходимые инструменты и материалы для кождой техники. Также раскрываются...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей детей и совершенствования психических процессов »

Программа направлена на формирование у детей эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, а также на развитие эмоционально-чувственного мира ребенка....

Значение нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей и мелкой моторики у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Статья о важности применения нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей и мелкой моторики у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста( 5-7лет). Представлены и описаны ...

Доклад на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития речи детей с ТНР»

Обобщение опыта на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития речи детей с ТНР»...