Конспект занятия непрерывной образовательной деятельности в области "Художественно-эстетическое развитие . Аппликации." "В гостях у бабы Насти"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

МАНГЕРОВСКАЯ ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА

Конспект занятия по Белгородовединью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_belgorodovedinyu_2.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие. Аппликация». (средняя группа). 

Воспитатель: Мангеровская Л.М. 89611716188

Тема: «Старинный фартук бабы Насти»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно –эстетическое развитие».

Программное содержание:

  • Дать знание о модной одежде  в прошлом, настоящем и будущем.
  • Развивать интерес у детей к искусству и быту русского народа.
  • Знакомить с особенностями костюма Белгородской области.
  • Уточнить знания детей о русском народном  костюме.
  • Воспитывать чувства уважения к прошлому русского народа  и пожилым людям.
  • Воспитывать в детях доброжелательность, вежливость .
  • Обогащать словарь детей такими словами как понева, сарафан, подпояска.

Оборудование: музей ДОУ- комната русского быта, женский костюм  жительницы Белгородской области, коврик – полянка, клубок, хлеб- соль, рушник. Картины с иллюстрациями орнамента костюма Белгородской области. Различные виды фартуков, их шаблоны и орнамента женского костюма Белгородской области.  Изображения с людьми в старинных русских костюмах.

Ход занятия:

Мотивационно- ориентированный этап.

 Воспитатель: Дети у кого есть дедушка и бабушка? А у ваших дедушек и бабушек были мамы и папы? Как их правильно назвать ?(прабабушки и прадедушки), (Показать ось времен) Здесь живем мы, здесь жили наши бабушки и прабабушки. Мы одеваемся  вот так, наши бабушки одевались так, когда были молодыми, а так прабабушки.

 (Стук в дверь. Почтальон принес письмо.)  

Воспитатель: Дети посмотрите это письмо такое старое! Какая  старая, дряхлая бумага, мы  с вами пишем на такой бумаге?(ответы детей)

 Ребята это письмо написано очень давно чьим то прадедушкой или прабабушкой , которые жили в  Белгородской губернии, так называлась раньше наш область.

 Нас приглашает в гости ,  вернуться в прошлое,  баба Настя.

 Но как же нам к ней попасть?

 Ой, посмотрите ребята какой-то сверток! Это волшебный порошок, давайте положим его на руки и закроем глазки.

Желание детей познакомиться с тем как люди одевались раньше становиться целевой основой последующей работы.

Поисковый этап.

    Посмотрите, ребята мы оказались на сказочной поляне.  Куда же идти? Смотрите клубочек, может он нас выведет?  (идем за клубочком, который приводит нас  в русскую избу, где нас встречает бабушка в нарядном народном костюме Белгородской области, с хлебом солью).

Воспитатель: Посмотрите, как  необычно одета   баба Настя. Бабушка, расскажите о своем наряде. (дети садятся за столы)

Баба Настя:     в каждом селе России были свои традиции в одежде, они отличались расцветкой  и узором, по которому можно было узнать, откуда человек родом. Материал для костюма ткали сами и расшивали тоже сами.

    Этот костюм праздничный. Вот это рубаха. Ее надевали первой. Посмотрите, рубаха красиво вышита. Расшивали горловину орнаментом  который служил оберегом. Вышивка на рукавах также служила оберегом рук, а внизу ног. Пояс называли «кушак», его надевали на живот. «Живот» значит «жизнь». Так защищали свою жизнь. Без него никогда никто не выходил. Первый свой кушак дети получали в день крещения от крестной матери.

   Мальчики, дети до 14 лет носили рубаху и пояс , а девочки еще надевали ленточку, которая называлась «валошка». Они ее насилии пока не выйдут замуж. А потом  женщина должна была  прятать волосы под «какошник» или «сороку», головной убор. Нельзя было выходить на улицу не покрытой «простоволосой». Считалось ,что тому кто увидит женщину без головного убора , она приносит несчастье. Существует выражение «опростоволосится», что значит попасть впросак, опозориться. Поверх рубахи надевали сарафан или поневу. «Понева» - это юбка в черную клетку. В Белгородской губернии носили черный или темно-вишневый сарафаны. Черная юбка и черный сарафан,  потому что земля черная –это символ земли. А белые полосы это дорожки. Это «завязка», то есть фартук. Мы привыкли надевать фартук только когда готовим кушать. А раньше его носили всегда. Для праздников был сой, особый, праздничный фартук. Он красиво расшит (показать символы, которыми расшит фартук  и рассказывает  их значение). 

                 Круг обозначает - солнце.

                    Квадрат обозначает – земля

                   Символ в виде буквы « ж» обозначает -  жизнь

По итогам беседы педагог предлагает детям такой план работы:

-уточнить детали костюма;

-внимательно разобрать орнамент узора;

-выяснить, что узор символизирует;

-расписать свои фартуки соответствующим орнаментом.

Практический этап.

Детям предлагается выложить узор из цветной бумаги  на фартуке и приклеить. Организуется самостоятельная работа  детей. Результаты работы оценивает баба Настя.

Рефлексивно-оценочный этап.

 Воспитатель: вы помните, что обозначают символы на ваших фартуках? Теперь  они будут защищать и оберегать вас.

 Ребята, как вы думаете понравились бы наши фартуки женщинам Белгородской губернии?

Дети, вам понравилось в гостях у бабы Насти? Давайте ее пригласим к себе в гости.

Литература

1. А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г

2. Л. В. Ефимова  . Русский народный костюм (18-20вв.),1989

3. С. В. Горожанина, Л. М. Зайцева. Русский народный костюм, 2003

4А. Лебедева, кандидат историчеких наук -Русский народный костюм

/ Юный художник. №10, 1983 год / / 

5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник/ Г.С.Маслова. – М.: Наука, 1978. – 207 с.

6. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.

7.Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.

Исторический и культурологический портал Family-History.ru 

8.Т. П. Беликова, М.И. Емельянова «Живые родники Староосколья» Народная национальная культура. Старый Оскол, 2004 г.

 9.М. Н.Мерцалова «Поэзия народного костюма» Москва, 1988 г.

10.С. И. Ботова,   Т.А.Приставкина, А. В. Рябчиков « Рукотворная краса земли Белгородской» Белгород, 2000 г.

11.  Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия непрерывной образовательной деятельности на развитие познавательно-творческих способностей с использованием современных игровых технологий "Блоки Дьеныша", палочки Кюизенера. "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского

В данном конспекте  "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского, занятие раскрывает несколько задач: образовательные, развивающие, воспитательные. Занятие знакомит со сказками Корнея Ивановича ...

Конспект интегрированной непрерывно образовательной деятельности в областях «Физическое развитие» и «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «В гости к осени пойдём!» (старшая логопедическая группа).

Разработанный мною конспект интегрированной непрерывно образовательной  деятельности в областях  «Физическое развитие» и «Речевое развитие» предназначен для работы с детьми старшего до...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (аппликация) для детей старшей группы тема «Красивый цветок»

формировать у обучающихся умения наклеивать детали цветка из цветной бумаги, правильно располагать композицию на листе бумаги, аккуратно работать с ножницами....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация)"Бабочка"

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА. Задачи:Дидактическая:1.закреплять умение передавать в аппликации х...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию : аппликация в нетрадиционной технике «Снеговик»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации – аппликация с использованием манной и гречневой крупы. Развить чувство формы, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук. С...